Мнение о творении человеч. душ

Согласно этому мнению каждая индивидуальная душа творится Богом из ничего. В христиан. традиции впервые это мнение встречается у свщмч. Иринея Лионского. Его разделяли также блж. Феодорит Киррский, блж. Иероним Стридонский, свт. Иоанн Златоуст, свт. Кирилл Александрийский и др. Существуют 2 различных мнения о моменте сотворения душ. Согласно 1-му, творение души происходит одновременно с творением тела, в момент зачатия, согласно 2-му - на 40-й день. Почему именно на 40-й? С одной стороны, это связано с предположением Аристотеля. С др. стороны, это мнение имеет основание в Ветх Завете. В Исх. 21, 22-24 говорится, что если кто беременной женщине нанесет повреждения, и в результате этого случится выкидыш, то он обязан выплатить компенсацию. При этом размер компенсация будет различен в зависимости от того, случилось это до 40-го дня или после. Эти слова иногда толкуют в том смысле, что до 40-го дня это преступление еще не есть человекоубийство, т.к. на 40-й день появл-ся в человеке душа.

В правосл. богословии мнение об одухотворении эмбриона на 40-й день было отвергнуто. В контексте полемики с монофизитами его несостоятельность особенно ярко показал прп. Максим Исповедник.

Какие есть основания в Свщ. Писании в пользу мнения о творении душ? В Еккл. 12, 7 говорится о смерти человека: "И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его". Эти слова не могут быть однозначно истолкованы в смысле творения человеч. души из ничего. Слова "Возвратится к Богу, Который дал его" можно понять и в более широком смысле, что Бог есть Виновник всего существующего. Напр, в молитве Господней мы произносим: "Хлеб наш насущный даждь нам днесь". Но говоря, что Бог дает нам хлеб насущный, мы не имеем в виду, что Бог творит этот хлеб из ничего. И слова Екклесиаста о том, что Бог дает человеку дух не обязательно понимать в том смысле, что каждый раз Бог творит этот дух или жизнь из ничего.

"Господь, распростерший небо, основавший землю, и образовавший дух человека внутри него" (Зах. 12, 1). "Образование" духа также не обязательно понимать как творение из ничего, т.к. в Ветх Завете неоднократно говорится и об "образовании" тела человека Богом в утробе матери. Иногда ссылаются на Евр. 12, 9, где Бог назван Отцом духов в противоположность плотским родителям. Но это можно понимать в смысле дух. рождения человека в купели Крещения.

В Римо-католич. церкви мнение о творении душ было фактически догматизировано вследствие принятия в 1854 г догмата о непорочном зачатии Девы Марии. Т.к. этот мариологический догмат предполагает учение о непосредственном сотворении человеч. души Богом, то и само это учение у католиков автоматически стало официальным.

Каковы сильные стороны мнения о сотворении человеч. души Богом? Прежде всего, таким образом можно обосновать высокое достоинство человеч. души, ее невещественность, неделимость, простоту, а главное - легко объяснить качественное разнообразие душ, т. е. различие талантов и способностей, к-рыми Бог наделяет людей по Своему усмотрению. Но в то же время с принятием этого учения связаны определенные сложности.

Во-1-х, оно не вполне согласуется со Свщ. Писанием. В Быт. 2, 2 говорится, что Бог в 7-й день "почил от всех дел Своих, к-рые Бог творил и созидал". По окончании 6-го дня Бог только промышляет о мире, а данное мнение предполагает, что Бог творит души из ничего. Католики пытаются выйти из затруднения, говоря, что Бог почил в том смысле, что Он не создает более никаких новых родов и видов существ, а уже существующие Он может "тиражировать". Натяжка такого объяснения очевидна.

Во-2-х, это учение не объясняет механизма перехода греховной порчи от Адама на весь род человеческий. Если душа каждый раз творится Богом из ничего, то откуда же в таком случае в ней берется грех, ведь источник греха не в теле человека, а именно в душе, в воле?

В 3-х, как объяснить в таком случае наследование детьми от родителей различных душевных свойств, качеств и способностей? Значит, нек-рая связь между душами родителей и детей существует.

Есть еще один момент, создающий трудности для принятия этой гипотезы. С христиан. точки зрения, деторождение есть Божеств. благословение. Принятие рассматриваемой гипотезы ставит творческое действие Бога в зависимость от человеч. страстей, как бы подчиняет Бога природной необходимости. Кроме того, дети имеют обыкновение рождаться не только в законном браке, но и от внебрачных греховных связей. В таком случае пришлось бы прийти к нелепому выводу, что Бог благословляет незаконные связи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: