Значение тела в составе человеч. природы

Христиан. взгляд на значение телесной составляющей человеч. природы отличен от того, как понималась телесность в античности. В античной философии ценность человека, его достоинство связывались с его душой, и спасение человека всегда мыслилось как спасение только души. Тело же рассматривалось как злое начало, враждебное по отношению к духу. Отношение античного человека к телесности запечатлено в известной поговорке эллинистического периода "soma - syma", к-рая может быть переведена как "тело - темница" или "тело - гроб". Примером такого отношения к телесности могут быть след. слова философа-стоика Сенеки: "Я - высокое существо, и рожден для большего, нежели быть рабом своего тела, на к-рое я смотрю лишь как на оковы, надетые на мою свободу. В таком отвратительном жилище обитает душа". Аналогичные высказывания можно найти у многих языч. философов древности. Нек-рые из них, напр, Плотин, признавались, что им стыдно того, что они имеют тело.

Для христианства принятие такого взгляда на значение тела в составе человеч. природы было изначально невозможно в силу факта Боговоплощения. Хотя христианство всегда учило о преимуществе духовного, вечного, нетленного над вещественным, тленным и смертным, тем не менее, утверждение этого иерархического принципа в христианстве никогда не выливалось в отождествление телесности с чем-то злым и человека недостойным.

Св. Иустин Философ в полемике с язычниками замечает: "Если плоть поистине бесполезна, почему Христос исцелил ее?". Более того, Церковь восприняла от библейской традиции взгляд, согласно к-рому, человеком может называться только существо, состоящее из тела и души. Только такое психофизическое единство и может в собств. смысле слова называться человеком. Душа сама по себе человека не составляет. Свщмч. Еп. Ириней Лионский ("Против ересей") говорит: "Бестелесные духи никогда не будут дух. людьми. Только все наше бытие целиком, т. е. соединение тела и души, образует человека".

Христиан. традиция более позднего времени, связанная с возникновением монашества, несмотря на распространенную практику "умерщвления плоти", никогда не рассматривала аскезу как борьбу с телесностью, как стремление освободиться от оков тела и т. д. Наоборот, аскеза имеет своей целью освобождение тела через достижение бесстрастия, через освобождение всего человека от страстей, включая и душу, и тело. В качестве примера того, сколь высоко ставили христиан. подвижники достоинство человеч. тела, можно привести слова прп. Иоанна Лествичника, одного из самых суровых христиан. аскетов. В 5-й ступени "Лествицы" он пишет: "Мне рассказывали, что некто, увидев женское тело необычайной красоты, принялся славить Создателя. Благодаря этому зрелищу любовь его к Богу возросла до слез. Человек, ограничивающийся такими чувствами в подобных обстоятельствах, уже воскрес прежде всеобщего воскресения". Для Иоанна Лествичника образ Божий запечатлен не только в человеч. душе, но и в теле. Даже в падшем состоянии человеч. тело столь прекрасно, что может возводить человека к прославлению Творца.

В Свщ. Писании вообще нет нравственного противопоставления души и тела. Исходя из этого, современный греч. автор Христос Яннарас предлагает оригинальную антропологическую модель. Он считает, что учение о душе как нек-рой особой субстанции в платонистском смысле вообще следствием эллинистического влияния на христианство, тогда как Библии такая идея не свойственна.

По мнению Яннараса, человеч. ипостась заключает в себе целостную человеч. природу, к-рая проявляет себя в многообразии энергий, т. е. внешних проявлений. Эти внешние проявления можно разделить с нек-рой степенью условности на 2 группы: энергии психические и энергии соматические. Совокупность психических энергий и есть то, что называется душой. А совокупность энергий соматических - телом. Таким образом, разделение человека на душу и тело, как 2 различные субстанции, снимается. Эта антропологическая модель соответствует духу Свщ. Писания, по крайней мере Ветхого Завета, но найти подтверждение ей в святоотеч. богословии представляется весьма сложным.

Как понимает христиан. богословие назначение тела в составе человеч. природы? Каковы его функции? Прежде всего, тело есть жилище души, ее материальный носитель, посредством к-рого невещественное начало живет и действует в материальном мире. В Свщ. Писании о теле говорится как о жилище души, напр, в молитве царя Езекии (Ис. 38, 12): "Жилище мое снимается с места, и уносится от меня, как шалаш пастушеский".

Кроме того, тело есть инструмент, орудие души, без к-рого душа сама по себе в этом мире ничего сделать не может. Но не следует рассматривать тело как нечто чисто утилитарное, впомогательное и случайное. Тело - это не просто случайное Добавление к душе, а один из уровней человеч. личности. Личность выражает себя и посредством тела. Тело явл-ся пространственной границей личности.

С телесностью связаны творческие способности человека. Многие свв. отцы, в частности свт. Григорий Палама, усматривали превосходство человека над ангелом именно в том, что Человек, в отличие от ангелов, обладает телом и вследствие этого обладает творческими способностями, к-рых, с точки зрения свт. Григория, у ангелов нет. Благодаря тому, что человек обладает телом, он занимает особое место в мироздании - связывает воедино видимое и невидимое и, благодаря этому, обогащает свой опыт участием как в жизни мира чувственного, так и мира интеллигибельного. Ангелы, являясь бестелесными духами, этой способности лишены. Свящ. Павел Флоренский говорит: "Человек связан своим телом со всею плотию мира, и связь эта так тесна, что судьба человека и судьба всей твари неразрывны".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: