Билет 1. Теория
1. История как наука: определение, признаки. Основные составляющие в освоении и изучении истории (Событийная, социальная, экономическая история и история культуры). Периодизация всемирной истории.
История – наука, занимающаяся изучением законов и закономерностей развития (=изменения) человеческого общества путем изучения важнейших исторических процессов, которые связаны прежде всего с развитием государственности, на основе анализа событийной истории, социального устройства, хозяйственных отношений и культуры.
Важнейшими объектами изучения истории являются общество и человек (социум и индивидуум). Человек социален и не может рассматриваться в отрыве от общества.
История с самого своего зарождения возникает как средство познания человека и общества, как средство познания, сохранения и передачи социального опыта человечества. Основная цель научной деятельности историков – расширение наших знаний о прошлом и передача социального опыта
История – это наука, наука точная, ее основная задача является установление истины. Истории присущи важнейшие атрибуты науки – законы, методы, методология. Для того, чтобы стать историком недостаточно только наличия профессиональныхзнаний (владения «ремеслом»), но необходимо и обладание мировоззрением.
1 становление истины осуществляется путем выявления и формулирования научных законов и происходит это благодаря использованию методов исследования, основанных на научной методологии.
Наиболее общим историческим законом является закон единства всемирноисторического процесса
2 Методы исторических исследований. Источниковедческие, текстологические, сопоставительные.
3 Методология. В советское время – марксистко-ленинская методология исторической науки. Сейчас необходимо вспомнить методологию XIX в. – позитивизм и методологию XX в. постпозитивизм
4 Мировоззрение современного историка гуманистично и основывается на общечеловеческих ценностях. Давно замечено, что совершенствование профессионального мастерства в любой специальности это еще и совершенствование человеческих качеств.
составляющие в изучении ист
1) имеющих отношение к традиционно изучаемой историками «событийной истории» — анализ разного рода исторических «событий», которые в своей последовательности (с учетом причинно-следственной связи во временном континиуме), образуют «исторические процессы»;
2) имеющие отношения к возникшей в ХХ в. «исторической антропологии» анализ разного рода исторических «реалии»» — это
2.1. разнообразные объекты (предметы, а также способы и обстоятельства их использования — одежда и ее одевание, и условия ношения, оружие – и его способы и обстоятельства применения, сооружения и способы строительства и обстоятельства их использования, транспорт, книга и т.п.)
2.2. разнообразные явления (в социальной, экономической сфере и особенно в сфере духовной культуры), связанные с действиями людей и являющимися проявлениями их сознания, т.е. представления людей разных социальных групп обо всем, что окружало человека и о чем он мог помыслить (картина мира, верования, рациональные знания …).