В экономической науке пробивали дорогу теоретические воззрения не только классиков, но и их оппонентов. В числе последних можно назвать представителей исторической школы (о них пойдет речь в следующей главе), сторонников факторной концепции образования доходов (о них будет сказано ниже). В противоположность рикардианским взглядам на источник стоимости и образования доходов выдвигалась концепция, согласно которой в основе стоимости лежит не один, а несколько факторов — земля, капитал, труд. Одним из авторов трехфакторной концепции был французский экономист Жан-Батист Сэй (1767-1832).
Сэй считал, что в производстве взаимодействуют и дополняют друг друга предприниматели (они организуют и “правят делом производства”), землевладельцы (предоставляют природный материал для производства товаров) и рабочие (создают
готовый продукт). Участники производственного процесса не находятся в противоречии, а, наоборот, дополняют друг друга.
Особенно настойчиво идею “экономической гармонии” проводил другой французский экономист — Фредерик Бастиа (1801—1850). В названии одной из его работ как раз и нашла отражение эта идея; работа называлась “Экономические гармонии”. Бастиа утверждал, что основные экономические взаимосвязи не могут быть ничем иным, как “взаимным обменом услуг, все понижающихся в ценности и все возрастающих в полезности”32.
|
|
Некоторые из работ Бастиа представляют небольшие эссе, короткие рассказы. Таков, к примеру, диалог между виноделом и сборщиком податей из серии “Экономические софизмы”. Винодел расспрашивает сборщика податей, пытаясь уяснить, куда пойдут отбираемые у него 6 бочек вина из 20 произведенных. Сборщик податей отвечает: “Слишком долго рассказывать”, — но все же перечисляет тех, кто получает деньги и жалованье за счет налогов. Услышав об этом, возмущенный крестьянин заявляет, что не собирается голосовать на очередных выборах за депутатов, выуживающих у фермеров выращенный ими хлеб и произведенное вино, дабы покрыть расходы государственных чиновников и других “слуг народа”. Сборщик податей резонно возражает: “Да вы опять выберете тех же самых, я убежден в этом”.
Бастиа предлагает новое определение цены; она определяется не затраченным трудом производителя, а сэкономленным трудом покупателя. Однако вряд ли кто вспоминает сегодня этот афоризм французского публициста. О нем скорее говорят как о едком и остроумном критике тех несообразностей, которыми полна экономическая реальность. Бастиа с иронией замечал, что его определение государства, может быть, когда-то удостоится премии: “Государство — это громадная фикция, посредством которой все стараются жить за счет всех”33.
|
|
В роли синтезатора идей классической школы выступил Джон Стюарт Милль (1806—1873), сын Джеймса Милля, одного из близких друзей Д. Рикардо. Дж. С. Милля обычно изображают как наиболее яркого выразителя компромиссов, способного соединить различные, порой трудно совместимые точки зрения. Это утверждение не совсем верно. Главное у Милля — его метод, а в согласовании позиций, очевидно, есть свои плюсы.
Метод исследования, как его характеризовал Милль, опирается на две основные предпосылки: 1) выводы и заключения справедливы, как правило, лишь при определенных условиях;
26-27
2) они не могут и не должны претендовать на универсальность. В экономической жизни действует обычно не одна, а множество причин. Далеко не просто их распознать, вычленить главные, но следует их не суммировать, а различать, отделять следствие от причины.
Развитие и обогащение экономической науки — это не постоянная смена выводов и не категорическое отбрасывание всего, что не подходит под принятую (официально признанную) схему, а постоянный учет изменяющихся условий и взаимосвязей. Это сопоставление различных концепций и взглядов, подходов и рекомендаций, сохранение преемственности знаний.
Политическую экономию Милль трактует как науку об экономических законах. Он различает законы конкуренции, закон спроса и предложения, закон дифференциальной ренты, законы международной торговли и ряд других. Политэкономия не может рассматриваться как собрание готовых правил или принципов. Практические правила и конкретные рекомендации должны основываться на теоретических положениях и выводах, которые изменяются с изменением обстановки, условий.
Милль задался целью написать обновленный вариант “Богатства народов” спустя семь десятилетий после выхода в свет первого издания книги Смита. Он стремился учесть перемены, происшедшие в хозяйственной практике, в развитии экономической науки.
Милль выступает не только как систематик, популяризатор экономических знаний. В его работах ряд положений углубляется, развивается; уточняются формулировки. Автор уделяет немалое внимание проблеме спроса и предложения. Цены могут определяться спросом (предложение ограничено), или предложением (предложение эластично), или взаимодействием этих двух факторов.
Ценность благ зависит главным образом от количества труда, необходимого для их производства. Но могут влиять и другие моменты. Милль упоминает о “парадоксе старого вина”. Затраты на производство молодого и старого вина одинаковые, а цены существенно отличаются. Отсюда следует вывод, что при определении ценности нужно учитывать не только трудовые затраты.
Закон внешней торговли, связанный с именем Рикардо (“закон сравнительных издержек”), Милль дополнил и усилил, выдвинув тезис о влиянии обоюдного спроса торгующих государств. Если существует разница в издержках, то для эффективного торгового обмена этого обстоятельства недостаточно.
Нужно, чтобы развивался спрос на товары экспортирующей стороны. Уравнивание международного спроса приводит к равновесному положению, когда ценность экспорта одной страны равна ценности импорта другой. Чем больше спрос на импортируемые товары и чем он эластичнее, тем благоприятнее условия для внешней торговли. Международная торговля управляется обоюдным спросом.
Милль был сторонником мальтузианских взглядов на рост народонаселения. Напомним, что “Опыт о законе народонаселения” был опубликован Робертом Мальтусом в 1798 г. В работе этого английского священника и экономиста утверждалось, что в обществе существует тенденция к перенаселению. Численность населения растет в геометрической прогрессии и опережает рост средств существования, которые увеличиваются лишь в арифметической прогрессии. Поэтому никакие социальные перемены не избавят общество от голода и нищеты, если общество не встанет на путь добровольных самоограничений во всех сферах — от экономики до демографии. Идеи Мальтуса, высказанные 200 лет назад, сейчас вновь привлекают внимание экономистов, социологов, футурологов, изучающих глобальные проблемы развития человеческого общества, тенденции экономического роста.
|
|
Обращение к произведениям авторов, стоящих у “основания” экономической науки, не имеет непосредственного, чисто утилитарного характера.Тем не менее мы понимаем, что современные теории и школы не возникли на пустом месте. Они развиваются и в то же время сами “выходят” из прошлого, связаны с предшественниками и как продолжатели, и как критики их взглядов. Следует отметить, что некоторые современные авторы, используя математический аппарат, иногда пытаются “проверить” корректность основных постулатов Смита и Рикардо, оценить их концепции с позиций нынешних подходов и методов.
Мы обращаемся к прошлому потому, что стремимся яснее представить, переосмыслить наши сегодняшние представления, освободиться от наносного, сохранить и использовать все полезное.