Правовое регулирование рынка ценных бумаг

Регулирование фондового рынка представляет собой упорядочение деятельности его участников и операций между ними со стороны уполномоченных органов. Модели государственного регулирования рынка ценных бумаг:

– регулирование рынка сконцентрировано в государственных органах, небольшая часть полномочий по контролю и установлению правил передается саморегулирующимся организациям (СРО);

– большой объем полномочий саморегулирующихся организаций, сохранение за государственными органами только основных контрольных функций и возможности вмешаться в процесс саморегулирования.

В США в 30‑х гг. XX столетия были приняты законы, направленные на защиту инвесторов, – «законы синего неба» (blueskylaws – ценность сомнительных акций сравнивается с ценностью небесной голубизны). В 1933 г. приняты законы о банках и ценных бумагах (Законы Гласса‑Стигала). В 1934 г. образована Комиссия по ценным бумагам и биржам – независимый надзорный орган по контролю над выпусками и обращением ценных бумаг.

Акт о фондовых биржах (1934 г.) запрещает инсайдерскую торговлю и обязывает должностных лиц, членов совета директоров и крупных акционеров корпораций сообщать об их личных операциях с акциями своей компании. Инсайдерской считается конфиденциальная информация о делах компании, которая подлежит публичной огласке, но которая еще не стала достоянием гласности. До публичного раскрытия такой информации любые сделки, основанные на ее использовании, считаются незаконными, а прибыли, полученные от них, подлежат изъятию в пользу компании.

В 1988 г. Конгресс США принял Закон об инсайдерской торговле и мошенничестве с ценными бумагами, ужесточивший наказания за данный вид преступлений. В 2002 г. был принят Закон Сарбейнса – Оксли – самый масштабный после Закона 1934 г. пересмотр регулирующей системы американских рынков капитала. В 2005 г. Комиссия США по фондовым рынкам приняла новые Правила Системы Национального Рынка.

Английский рынок ценных бумаг традиционно был саморегулируемым. В 1986 г. реформы «Большая встряска» изменили традиционный подход. Было принято специальное законодательство и образован Совет по ценным бумагам и инвестициям. В 1997 г. начата реформа системы регулирования финансового сектора. Регулятивные функции различных ведомств и саморегулируемых организаций переданы Совету по финансовым услугам – государственному органу, контролирующему банки, страховые компании, компании по ценным бумагам, фондовые биржи. В Великобритании преобладает саморегулирование рынка, но жестко ограничивается деятельность коммерческих банков на фондовом рынке.

После реформы 1986 г. Лондонская фондовая биржа стала компанией с ограниченной ответственностью. Ее деятельность регулируется общими правилами отчетности для компаний, установленными в Законах о компаниях (1985/89 гг.), о ценных бумагах компаний («Об инсайдерах») (1985 г.), о финансовых услугах (1988 г.), о финансовых услугах и рынках (2000 г.).

В Японии сложилась двухуровневая система peгулирования – контроль за рынком осуществляется государством (Министерством финансов) и саморегулируемыми организациями. Министерство финансов тесно связано с частным бизнесом. В Японии существует традиция «амакудари» – государственный чиновник по достижении пенсионного возраста (55 лет) получает хорошо оплачиваемую должность в частном секторе как вознаграждение за годы, проведенные на относительно низкооплачиваемой работе в государственном учреждении.

В 1992 г. была создана Комиссия по ценным бумагам и биржам – аффилированное учреждение Министерства финансов, выполняющее надзорные функции. В Министерстве действует Биржа по финансам, которая регулирует деятельность участников рынка и сам рынок. Среди нормативных актов японского законодательства следует выделить Торговый кодекс, один из разделов которого посвящен исключительно ценным бумагам. С 1986 г. участниками Токийской фондовой биржи могут быть и иностранные инвестиционные институты.

В России государственное регулирование осуществляется посредством установления обязательных требований к деятельности эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг, государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии, лицензирования деятельности на фондовом рынке, создания системы защиты прав владельцев ценных бумаг.

Основные нормы, регулирующие отношения на рынке ценных бумаг, закреплены в федеральных законах от 22 апреля 1996 г. № 39‑ФЗ «О рынке ценных бумаг», от 26 декабря 1995 г. № 208‑ФЗ «Об акционерных обществах», от 5 марта 1999 г. № 46‑ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Единый орган по регулированию финансовых рынков создан в 2004 г. – Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России).

В России существуют саморегулируемые организации: Союз фондовых бирж, Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), Профессиональная ассоциация регистраторов, трансферагентов и депозитариев (ПАРТАД).

Характерные черты российского фондового рынка:

– небольшие объемы и неликвидность;

– неразвитость материальной базы, технологий торговли, регулятивной и информационной инфраструктур;

– раздробленная система государственного регулирования;

– высокая степень рисков;

– значительные масштабы грюндерства (учреждение нежизнеспособных компаний);

– нестабильность в движениях курсов акций, низкие инвестиционные качества ценных бумаг;

– отсутствие доступа к информации о состоянии фондового рынка;

– инвестиционный кризис;

– высокая доля спекулятивного оборота.

Создание правовой основы рынка ценных бумаг должно предусматривать правовую форму организации биржи (акционерное общество, холдинговая компания, товарищество с ограниченной ответственностью), структуру ее органов, порядок выпуска и размещения ценных бумаг, правовой статус посреднических организаций, контроль за биржевыми операциями, систему биржевой котировки и передачи информации. Биржа (exchange) – это организованная торговая площадка, на которой биржевые торговцы совершают сделки по стандартным биржевым товарам, руководствуясь определенными правилами в соответствии с принципом свободного ценообразования.

Фондовые биржи организуются в форме частных корпораций – акционерных обществ (Англия и США) либо в форме публично‑правовых институтов (Германия и Франция). При акционерной форме биржевые дельцы являются акционерами биржи. Прием в члены биржи ограничен; самостоятельная торговля является монополией ее членов. В 80–90‑е гг. на фондовых биржах стали создаваться дополнительные, более мелкие вторичные внутрибиржевые рынки с менее жесткими правилами отчетности, менее жесткими требованиями к размерам активов и доходности, числу акционеров компаний, ценные бумаги которых принимаются к котировке. В некоторых странах действуют третьи внутрибиржевые рынки, куда попадают ценные бумаги, которые не могут котироваться на основном и вторичном рынках.

9.8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: