Основные направления трансформативных изменений семьи как социального института

На сегодняшний день институт семьи претерпел кардинальные изменения. Современные молодые люди не намерены вступать в брак в раннем возрасте. Они нацелены прежде всего на саморазвитие. Все большую популярность приобретают так называемые альтернативные браки, к которым относятся:

1) Виргинальные браки – это союзы, в которых двое людей в силу ряда причин (по медицинским, идеологическим, религиозным или иным показателям) не живут половой жизнью. Соответственно, брак бездетный.

2) Открытые браки - характеризуются допуском внебрачных связей со стороны обоих супругов;

3) Гостевой брак – также достаточно распространенное явление. Он подразумевает раздельное проживание супругов, которые изредка встречаются, чтобы вместе провести время.

К другим формам брака относятся:

1) супружество-содружество(зависит от душевной близости, когда удовлетворяются не только базовые потребности семьи, но и моральные, эстетические.),

2) бикарьерные семьи, в которых супруги заинтересованы в росте своего профессионального статуса, относятся друг к другу как партнеры, имеющие равные права, оба супруга квалифицируются как кормильцы.

3) семья-партнерство - предполагает высокий уровень морального и правового сознания, личностного самосознания, развитые демократические институты.

Часто можно услышать термин «гражданский брак». Это понятие используется в качестве характеристики отношений, именуемых сожительством. «В России сожительство не является формой брачных отношений, даже в случаях рождения общих детей и ведения общего хозяйства. Неофициальный брачный союз не имеет правовых последствий, также как и супруги не приобретают взаимных прав и обязанностей, за исключением родительских при наличии общих детей. В отличие от официального брака, при рождении детей в период неоформленных брачных отношений, каждый ребенок может получить фамилию отца лишь после прохождения процедуры установления отцовства. То же касается и имущества, приобретаемого в сожительствующих отношениях, собственником этого имущества в соответствии с законодательством РФ будет признан его непосредственный приобретатель».[14]

Многие сторонники незарегистрированного брака называют причины его популярности, такие как:

«1) нежелание принятия обязательств;

2) пробный характер подобного союза;

3) стремление к открытости отношений и возможности беспрепятственной смены партнера.»[14]

В случае же отношения к гражданскому браку как браку «временно отложенному» специалистами в области семейных отношений называются следующие причины отсрочки заключения узаконенного брака:

«1) отсутствие финансово-экономической и социальной независимости партнеров (молодые люди 20–27 лет);

2) отсутствие полной уверенности в правильном выборе партнера, наличие скрытых конфликтов и несогласованных ценностей и убеждений, сохранение права на продолжение поиска более достойного брачного партнера. Гражданский брак рассматривается как отложенное решение об избранности и исключительности партнера. Очевидно, что в этом случае прогноз гражданского брака с высокой долей вероятности оказывается неблагоприятным;

3) противоречивое отношение партнеров к гражданскому браку (один из партнеров рассматривает такой брак как оптимальную форму семейного союза и не считает нужным ее менять, другой – как период подготовки к вступлению в «настоящий» брак);

4) влияние истории прародительской семьи в форме двух стратегий построения семьи – стратегии избегания и стратегии принятия образца ее семейных отношений. В случае стратегии избегания предпочтение гражданского брака представляет собой протестную реакцию и проявление негативизма в отношении семейного уклада прародительской семьи. Стратегия его принятия представляет собой осознанное или неосознанное повторение модели родительских отношений.»[14]

Еще одной распространенной формой так называемого гражданского брака является семья-конкубинат, в которой мужчина, находясь в официальном браке, параллельно сохраняет устойчивый союз с другой женщиной, имея в гражданском браке одного или нескольких детей. При этом он реализует всю полноту прав и обязанностей в обоих семейных союзах. Нередко обе партнерши осведомлены о наличии параллельной семьи, но по разным причинам не могут или не хотят ничего менять или вынуждены примириться со сложившейся ситуацией.

Кроме того, изменения коснулись и современной классической семьи, а именно:

1) увеличилась разница в возрасте между супругами;

2) разница в возрасте детей;

3) в некоторых семьях женщина зарабатывает больше мужчины, а порой может содержать всю семью.

Таким образом, можно сделать вывод, что состояние современной российской семьи далеко от исторически сложившегося. Традиционная семья в классическом понимании утратила свои прежние функции, которые столетиями вырабатывало российское государство.


2.3: Проблема однополых браков в современной России

Одной из наиболее актуальных тем, касающихся института семьи, стала проблема однополых браков. Законодательство Российской Федерации не признает подобные союзы. И хотя в контексте Семейного кодекса ничего не сказано о половой принадлежности людей, принявших решение соединится брачными узами, все же в нем подразумевается союз между мужчиной и женщиной.

В России острая дискуссия по поводу легализации однополых браков разгорелась в начале 2000-х годов. Однополые пары стали активно ссылаться на динамику процесса легализации в мире, а также предпринимали попытки добиться регистрации своих отношений. В связи с подобными заявлениями в обществе разгорелась полемика. В поддержку распространения в России гомосексуальных отношений некоторые личности зарегистрировали фиктивные союзы:

«18 января 2005 года в Савеловском ЗАГСе Москвы прошла регистрация заявления о вступлении в однополый брак между депутатом парламента Башкирии от партии («Яблоко») Эдвардом Мурзиным (при этом являющимся гетеросексуалом) и главным редактором гей-журнала «Квир» Эдуардом Мишиным. Фактически заявителями открыто признавалось то, что брак фиктивный и заключается ради попытки признания в России однополых союзов.

12 мая 2009 года две гей-активистки Ирина Федотова и Ирина Шипитько попытались зарегистрировать брак в Тверском ЗАГСе Москвы, но вместе со своим адвокатом Николаем Алексеевым получили отказ со ссылкой на Семейный кодекс РФ. Эта история имела широкий общественный резонанс. 6 октября 2009 года Тверской районный суд Москвы признал законным отказ ЗАГСа регистрировать брак Ирины Федотовой и Ирины Шипитько. Пара подала на обжалование решение в вышестоящую инстанцию, где тоже проиграла.»[5]

Оба случая являются единственными в России, получившими широкую огласку. В целом большинство россиян относится к гомосексуалистам негативно. Это доказывает опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения с 29 января по 30 января 2005г.: «на вопрос «Согласны ли вы с тем что однополые пары имеют право на брак?» были получены следующие ответы: полностью согласен — 4 %, частично согласен — 10 %, частично согласен, частично не согласен — 17 %, частично не согласен — 25 %, полностью не согласен — 34 %, затрудняюсь ответить — 10 %.»[5]

В 2013 году президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин высказал недовольство попытками Запада уравнять в правах традиционные и однополые семьи, а патриарх Кирилл назвал вступление двух людей в гомосексуальный союз «путем уничтожения народа».

Сегодня ряд исследователей вносит свои предположения относительно дальнейшего развития однополых браков в России. Большинство из них считает, что в будущем их легализация в нашей стране невозможна, так как она не найдет поддержки у большинства населения. Хотя некоторые все же считают это возможным, но в далеком будущем. Так, например, социолог Александр Новиков высказал свое мнение по данному вопросу:

«я прогнозирую, что однополые браки ещё не будут достаточно долго регистрироваться в России… Здесь у нас, в общем, статья об уголовном наказании за мужеложество, в общем, недавно отменена. Поэтому хотя бы по этой причине расстояние или дистанция между сегодняшним отношением к гомосексуалистам и готовностью регистрировать такие браки пройдёт очень многовремени.»[8]

Виталий Милонов, автор закона Санкт-Петербурга «О запрете пропаганды гомосексуализма», считает, что гомосексуальные семьи никогда не будут признаны в России.

Один из лидеров ЛГБТ-сети - российского межрегионального общественного движения, занимающегося вопросами защиты прав и социальной адаптации сексуальных и гендерных меньшинств, Игорь Кочетков имеет противоположное мнение по этому поводу:

«по прошествии менее чем 20 лет основные страны Европы признали брачное равноправие для всех, независимо от сексуальной ориентации. Это процесс единый, а не параллельный. И Россия будет в него вовлечена. В ходе свободного обсуждения мы можем прийти к консенсусу. Считаю, что вопрос легализации однополых браков в России — это вопрос времени и общих дискуссий.»[10]

Острые дискуссии по данному вопросу продолжаются. И хотя во многих европейских странах такие семьи постепенно становятся официально признанными, в России этот вопрос до сих пор остается открытым. Возможно, в будущем, сторонники и противники легализации однополых браков придут к единому мнению. Однако, судя по прогнозам экспертов, произойдет это весьма не скоро.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: