Динамика семейных отношений в России с XVIII по XX века

Как уже говорилось ранее, семейно-брачные отношения в XVIII веке претерпели существенные изменения. Если до этого периода они строились на основе церковных правил и Кормчей книги, а позднее - «Домостроя», то в эпоху правления Петра I семья становится частью правовой государственной структуры. Царь приказом о единонаследии устанавливает новый брачный возраст. Отныне мужчинам разрешалось жениться с двадцати лет, а девушкам выходить замуж – с семнадцати лет. Увеличение брачного возраста для мужчин объясняется прежде всего тем, что Петру I необходимы были молодые люди, способные учиться и отягощенные узами брака. Однако новый закон поначалу не воспринимался народом, напротив, встретил отчаянное сопротивление, так как, по сути, ломал многовековые русские традиции.

Значительные преобразования коснулись и порядка заключения брака. Государь велел установить срок до венчания - шесть недель, чтобы дать молодым людям возможность самостоятельно познакомиться. Обряд венчания проводил священник того прихода, в котором жили жених и невеста. Также теперь приданное переходило в собственность невесты.

Одним из наиболее важных моментов является передача властных полномочий церкви в вопросах урегулирования семейных отношений Синоду. Однако, несмотря на то, что Синод контролировал почти все стороны семейной жизни, все же он опирался на «старые порядки» и призывал супругов следовать им.

Для связанных брачными узами людей действовали три правила: единая фамилия, проживание под одной крышей и социальный статус, который определялся для женщины по мужу. То есть если девушка из низшего сословия выходила замуж за дворянина, она автоматически становилась дворянкой. До этого на Руси не было понятия «сословие», оно появилось лишь в эпоху царствования Петра.

Александр Рязанов в статье «Дворянская семья на рубеже XVIII-XIX веков» дает ей такое описание: «Структура и взаимоотношения в дворянской семье покоились на идеологии, которая была внедрена Петром I и существовала в России вплоть до 40 годов XIX века. Великий император крепко связал службу и дворянское достоинство, установил зависимость службы от образования и образование от достоинства. Существовавшая иерархия дворянской семьи выражалась, прежде всего, в том, что каждый из ее членов имел особое служение. Главным лицом в этой иерархии был отец – глава семьи. Его положение было настолько значительным, что в сравнении сам император уподоблялся отцу Отечества. Он отвечал за представительство семьи в обществе и общества в семье. В случае его смерти главой семьи становилась его вдова. Если же отец в силу своего физического состояния не способен был справляться с обязанностями главы семьи, то реально вел все дела другой человек, а отец лишь символизировал единство семьи в глазах общества.

Само понятие «семья» было очень объемным. Она могла состоять из родственников, как по кровному, так и по свойскому родству. В состав семьи часто включались домочадцы, то есть люди, жившие под одной крышей. Однако слуги и крепостные могли не входить в это число. В состав семьи могли включаться и учителя, если у них были хорошие личные отношения с родителями учеников, иначе они оставались на положении слуг. Главной особенностью структуры дворянской семьи в России было разделение ее на мужскую и женскую иерархии. Ее существование проявлялось в любых сферах жизни. Даже во время путешествий и поездок лица разного пола порознь отправлялись в путь. Если ведение дома считалось специфической женской обязанностью, то дела вне дома – мужской. Половые различия проявлялись также и в социальной деятельности: этикет предписывал мужчинам встречаться вечером, а женщины могли навещать друг друга днем. Причем старшей из этих двух иерархий считалась мужская иерархия. Разделение было настолько явным, что даже пол учителя соответствовал полу ребенка. Так, вдовец мог воспитывать только сына, но дочь, как бы он ее не любил, обязан был отдать на воспитание родственницы. Умирая, отец мог сказать, что оставляет сына сиротой, хотя его мать была жива.»[11]

А вот так описывается крестьянская семья того же периода: «Труд крестьянина составлял основу самого существования семьи. Этот труд, тяжелый и непрерывный, определял образ жизни народа. Чтобы семья жила нормально, обеспеченно всем необходимым, все в ней вставали рано: летом с восходом солнца, а то еще раньше, осенью и зимой за несколько часов до света. В летнее время крестьянам надлежало до завтрака осмотреть свою скотину и птицу, накормить, вычистить хлев, коров выдоить, сделать разную надлежащую работу и затем завтракать. Раньше всех в семье вставали глава - родоначальник или отец, и его жена (обычно это большак и большуха). Оба молились, и подни­мали остальных, начинали заниматься своими делами. Утренняя дея­тельность, от пробуждения до обеда, обычно протекала в пределах двора-дома, независимо от сезона, за исключением горячей земле­дельческой страды. Трудовой распорядок дня определялся с вечера предыдущего: гла­за семьи раздавал утренние задания до обеда: хозяин - мужчинам, хозяйка - женщинам. После обеда раздавались задания, как уже го­ворилось выше, до вечера. В трудовой процесс были втянуты не только взрослые члены семьи. Различными хозяйственными работами, нередко наравне с родителями, занимались девушки, подростки.»[3; 212]

Несмотря на явные различия в образе жизни семей разных сословий, все же в обоих случаях вырисовываются общие черты: ярко выраженная патриархальность семейного уклада и разделение на мужские и женские обязанности.

В 1714 году вышел Указ о единонаследии. В нем оговаривался неприкосновенный характер имущества жены, а также перечислялось по порядку ее имущество. Также согласно данному Указу, «отец мог передать недвижимое имущество только одному из сыновей или дочери (если нет сына); при отсутствии детей – одному из своих родственников, но обязательно той же фамилии. Указ ликвидировал юридическую разницу между поместным и вотчинным землевладением. Было запрещено продавать и закладывать недвижимое имущество. Движимое имущество завещатель мог распределить между детьми по своему усмотрению. Основным мотивом издания указа было желание Петра I предотвратить дробление дворянских имений. В 1730 г. Указ о единонаследии отменен императрицей Анной Ивановной по требованию дворянства.»[12]

Различные источники тех времен сообщают, что многочисленные указы, издававшиеся в России с целью защитить имущественные интересы жены очень часто на деле оборачивались семейными конфликтами, так как мужья были сильно недовольны таким положением дел и нередко поколачивали своих спутниц жизни. Женщины обращались в Синод с просьбой развести их с мужьями по причине жестокого обращения последних. Позднее в конце XVIII века Екатерина II ввела документ под названием Устав Благочиния, который был источником российского полицейского права, но тем не менее, в нем содержались некоторые сведения, касающиеся взаимоотношений супругов: «.Муж да прилепится к своей жене в согласии и любви, уважая, защищая и извиняя ея недостатки, облегчая ей немощи, доставляет ей пропитание и содержание по состоянию и возможности хозяина, жена да пребывает в любви, почтении и послушании к своему мужу...»[12] Таким образом, государство концу XVIII века старалось несколько облегчить положение замужней женщины. Хотя этот процесс в России того непростого времени проходил очень болезненно.

Среди прочих нововведений XVIII века появились также другие основания к разводу: вечная ссылка одного из супругов и развод по старости. До сих пор ни один свод законов не предполагал таких поводов. Как указывается в книге М. К. Цатуровой «Русское семейное право XVI-XVIII вв.», «Указ Петра I о новом основании для расторжения брака был издан в 1720 году, а в 1753 году Елизавета Петровна приравняла вечную ссылку к одному из видов прекращения брака, при котором жена получала право на указную (вдовью) часть: «...токмо женам и детям осужденных в вечную работу или в ссылку и заточение... давать свободу, кто из них похочет жить в своих приданых деревнях; буде же из таковых жен пожелает которая итти замуж, таковым с позволения Синода давать свободу, а для пропитания их и детей их давать из недвижимаго и движимаго мужей их имения указную часть»[4;48] Таким образом, повод для расторжения брака превратился в вид бракоразводного процесса.

Итак, можно заключить, что XVIII век стал новым этапом развития семейных отношений в России. В данный период было проведено множество реформ, несколько изменивших существовавшие порядки на Руси. Главной из них стала передача власти в вопросах регулирования семейной жизни от Церкви Синоду. Женщины получили некие права в области имущественных отношений. Но все же, общая картина жизни русской семьи, как дворянской так и крестьянской оставалась неизменной вплоть до конца XIX века – семья по-прежнему оставалась патриархальной. Судьба русской женщины также не завидна. Она продолжала существовать на вторых ролях по сравнению с супругом. Жизнь крестьянок была особенно тяжелой. За двадцать лет они без перерыва рожали детей, что приводило к полному изнашиванию женского организма.

Лишь в первой половине XX века, с приходом к власти большевиков и созданием СССР, российская семья претерпевает по-настоящему кардинальные перемены. Веками складывающийся патриархальный уклад семейной жизни постепенно уходит в прошлое. На смену ему приходит эгалитарный. Эгалитари́зм (фр. égalitarisme, от égalité — равенство) — концепция, в основе которой лежит идея, предполагающая создание общества с равными политическими, экономическими и правовыми возможностями всех членов этого общества. [5]

Главными признаками эгалитарной семьи являются следующие:

- равноправие супругов;

- сознательное регулирование деторождения;

- усиление роли межличностного общения.

Если в дореволюционной России, семья выполняла воспитательные функции, подготавливала подрастающее поколение к вступлению во взрослую жизнь, то в советском обществе данные функции семьи попыталось взять на себя государство. Создавались всевозможные организации – пионерская, комсомольская, профсоюзная – куда забирали детей на воспитание. Авторитет родителей снижался, он был уже не таким как раньше. Возникали конфликты между поколениями «отцов и детей», так как подобная система все больше отдаляла их друг от друга.

В итоге, веками складывающийся образец семейных ценностей, священность и высокая роль института семьи были окончательно разрушены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: