double arrow

Парадигма семейных отношений в России до XVII века

На Руси, вплоть до XVIII века, семья была преимущественно патриархальной и многопоколенной. Традиционно выделялись два типа семьи - нуклеарная, состоящая из двух супругов и их детей, и расширенная, включающая помимо родителей и детей еще и бабушку, дедушку, а иногда - дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер. Женщина находилась в полной зависимости от мужчины, постоянно испытывала притеснения с его стороны. Она не могла самостоятельно принимать решения, выходить за пределы дома без разрешения мужа, то есть фактически была его собственностью. В летописных источниках упоминания о женщинах встречаются гораздо реже, чем о мужчинах. И это неудивительно, так как до замужества представительницами прекрасного пола управлял отец, а после они передавались на воспитание мужу.

До принятия христианства, в Древней Руси существовали традиции похищения (умыкания) невесты. Позднее, после Крещения вместе с православными традициями, пришедшими из Византии, были введены и византийские нормы брачного права. С тех пор поисками избранницы для своего сына стали заниматься родители юноши. Они подыскивали подходящую кандидатуру, а после засылали к родителям девушки сватов, желая получить ответы на два главных вопроса: «готовы ли они выдать свою дочь за этого юношу» и «какое будет приданное». Если жениху понравилось приданное невесты, то назначались смотрины. На смотринах родственники жениха «испытывали невесту», давая оценку ее интеллекту и внешнему виду. Девушке выходить замуж разрешалось с двенадцати лет. Она не имела право самостоятельно выбирать суженного, и до свадьбы обычно не видела своего жениха.

Хотелось бы отметить, что после принятия христианства на уклад древнерусской семьи стали влиять как нормы этой новой религии, так и языческие традиции. Как уже говорилось ранее, несмотря на то, что обычай похищения невесты изжил себя, привычка в шутку прятать на свадьбе невесту от жениха сохранилась и до наших дней.

Некоторые родители могли пойти на подлог, если в их семье имелось несколько дочерей и одна из них была слабоумной. Так как молодой человек не имел возможности видеть свою невесту до свадьбы, они показывали смотрильщице здоровую дочь, а замуж выдавали больную. Семейные отношения контролировались церковным судом, и если обман после свадьбы раскрывался, новоиспеченный жених мог написать жалобу патриарху, после подтверждения которой свидетелями, брак расторгался, а виновные выплачивали потерпевшему неустойку.

Священник являлся советчиком в вопросах повседневной жизни семьи. Основным сводом правил для семейной пары стала Кормчая книга. «Ко́рмчая книга или Номоканон (церк.-слав. кормчий, ст.-слав. кръмьчии - рулевой), — сборники церковных и светских законов, являвшихся руководством при управлении церковью и в церковном суде православных славянских стран; также в служили для передачи различных древних текстов. Восходит к византийскому Номоканону, составленному в VI веке константинопольским патриархом Иоанном Схоластиком. Во второй половине XI века Номоканон был переведён для болгарской церкви и затем распространён на Руси. С конца XIII века Номоканоны в русской переработке получили название "Кормчие книги", они дополнялись на Руси нормами светского права»[5].

В середине XVI века некоторые вопросы, касающиеся семейной жизни, перешли в ведение светского суда, а правила поведения членов семьи были собраны в особый сборник под названием «Домострой», согласно которому жене и детям следовало во всем повиноваться мужу. В случае непослушания супруг имел право наказать семейство. Стоит заметить, однако, что запрещались удары палкой, камнем, в глаз, и в ухо, дабы не нанести увечья.

В «Домострой» входили три раздела: «правила наставления (главы с 1 – 15), правила, регламентирующие «мирское строение», т.е. семейные отношения (главы 16-29) и хозяйственные рекомендации или «домовое строение» (главы 30-63).»[7] Если до XVI века семья была закрытой ячейкой общества, то с появлением Домостроя она частично рассматривается уже как ячейка государственная. С точки зрения «Домостроя» телесные наказания домочадцев со стороны главы семейства – дело исключительно полезное: «а пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в добром навыке: учить страху Божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту их, учить рукоделию, отец – сыновей, а мать – дочерей, кто к чему способен, какие кому Бог способности даст. Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить.»[7]

В Домострое давались советы, не только не препятствующие жестокости родителей, но наоборот, даже поощряющие столь злые и нечеловеческие поступки. Например, один из них гласил: «Казни сына своего от юности его и покоится тя на старость твою, и дает красоту души твоей. И не ослабляй бия младенца: а ще бо жезлом биеши его, не умрет, но здравие будет...».[7]

Дети находились в полном подчинении отцу. Интересен тот факт, что в Древней Руси для них не было предусмотрено законодательной защиты. Родители могли сделать с ними все, что заблагорассудится: продать в холопы, убить. И не несли за свои действия абсолютно никакой ответственности. Только с появлением Соборного Уложения 1649 года были установлены первые наказания для лиц, совершивших убийство своих детей. Причем смертная казнь за убийство ребенка не предусматривалась - виновный мог провести около года в тюрьме и обязан был покаяться в церкви, а вот за убийство родителей, напротив, полагалось самое суровое наказание.

Ни государство, ни церковь не защищали интересы ребенка. Подросток не мог обратиться с жалобой на жестокое обращение отца, а если это происходило – государство отдавало его обратно в руки сурового родителя, и, следовательно, после этого наказание становилось еще более ужасным.

Если сравнить отношение родителей к детям в славянских языческих семьях с теми же отношениями времен христианской Руси, то в первом случае родители были более мягки к своему чаду, нежели во втором. Из древних источников известно, что «родительская власть была чужда строгой суровости: при заключении браков собственная воля и желание детей не оставались без внимания, при решении различных жизненно важных вопросов детям предоставлялось право выбора, в межсемейных конфликтах родители и дети, объединенные взаимной обязанностью кровной мести, выступали как равноправные партнеры.»[2;209]

Русская жена должна была хорошо вести хозяйство. Выполнение домашней работы являлось ее прямой обязанностью. Очень часто трудовые будни становились тяжким бременем для женщин, особенно для невесток. Нередко они брались за соху. Воспитание младших детей также возлагалось на их плечи. Позже, когда младшие дети-мальчики подрастали, этим делом занимались родственники-мужчины. Основным воспитателем подрастающего поколения все же оставался отец, в случае его смерти и повторного выхода женщины замуж назначался опекун. Воспитательные функции опекуна исчерпывались по достижении ребенком зрелого возраста, который в древних источниках не указан. Предположительно, он равнялся пятнадцати годам.

В русской семье также отмечали праздники. В праздничные дни хозяйка подносила каждому гостю чарку с вином, а затем удалялась к женам гостей, так как совместное застолье мужчин и женщин было не принято. Дочерей своих также к гостям не выводили. До вступления в брак их никому не показывали, и только изредка вывозили в церковь.

Разводы в Древней Руси были редким явлением. Церковь противилась им. Повторное вступление в брак было возможно по двум основным причинам: если один из супругов подвергся измене или овдовел. Также Церковь называла и ряд оснований, которые служили поводом к расторжению брака.

Как сообщается в одном источнике, главными поводами для развода были:

«- прелюбодеяние при наличии условий: а) доказанности факта половой связи одного из супругов с посторонним лицом как несомненного; б) совершения прелюбодеяния сознательно и намеренно; в) совершения адюльтера в действительном или предполагаемом таковым браке (муж считался совершившим прелюбодеяние, если находился в связи с замужней женщиной и имел совместных с ней детей. Ответственность мужа перед своей женой в этом случае не предполагалась: прелюбодеяние рассматривалось как преступление перед мужем любовницы. Замужняя женщина считалась совершившей прелюбодеяние сразу же, как вступала в связь с посторонним мужчиной);

- обстоятельства, рассматривавшиеся аналогичными прелюбодеянию;

- покушение или знание о покушении на жизнь другого;

- различие вероисповеданий супругов;

- неспособность к брачному сожитию;

- безвестное отсутствие одного из супругов;

- серьезная неизлечимая болезнь (в частности, проказа), безумие одного супруга;

-принятие одним из супругов монашества;

- бесплодие жены, неспособность мужа к брачной жизни;

- хозяйственная непорядочность супруга (в частности, кража, совершенная женой у мужа или наведение на дом мужа воров; разорительный образ жизни мужа, наличие у него долгов, созданных еще до брака, расхищение отдельного имущества жены и пропивание его);

- невозможность содержания мужем жены вследствие голода;

- разногласия между мужем и родными жены в связи с признанием большого значения родовых связей и в связи с рассмотрением брака как договора между родственниками мужа и жены.»[15]

Повторно жениться или выходить замуж полагалось не более трех раз. Интересен тот факт, что женщины-вдовы становились по-настоящему свободными и пользовались огромным уважением со стороны других людей. На них возлагались функции главы семьи.

Все же, несмотря на отчаянные старания церкви «блюсти нормы христианской морали», нередко возникали конфликты между ней и мирянами, так как многих не устраивали слишком строгие правила в отношении семейной жизни, ею предъявляемые.

Из всего вышеперечисленного следует сделать вывод, что семейные отношения периода Древней Руси строились на сплошном подчинении. Древнерусское государство изначально лишило молодых людей права свободного и счастливого выбора поиска избранника. Их судьбу решали родители. В русской патриархальной семье царили суровые порядки, контролируемые нормами христианской морали. Мужчина – глава семейства, в процессе воспитания жены и детей часто доходил до откровенного зверства, так как фактически имел неограниченную власть над ними. Положение женщины было крайне тяжелым, потому что по закону она не имела абсолютно никаких прав. Более того, данная безвыходная ситуация усугублялась сложностью выхода из брака. Развод в те непростые времена был редким явлением, и хотя, в некоторых случаях разрешался церковью, но отнюдь не поощрялся.

В таком виде семья просуществовала практически неизменной вплоть до XVIII века. Именно тогда Петр I дал право молодым людям самостоятельно знакомиться и искать себе пару.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: