Кришна

Вечный, исполненный блаженства образ Кришны является Высшим Проявлением Личности Бога. В священных писаниях Его называют Говиндой или Тем, кто приносит удовлетворение чувствам, занятым в преданном служении. Он безначален, Он причина всех причин, поскольку является источником всего сущего как в духовном, так и в материальном мирах. Полное знание включает в себя постижение мира, воспринимаемого материальными чувствами, духа, стоящего за ним, и их источника. Поэтому необходимо постичь источник любого знания, Господа Кришну. Познав причину всех причин, все непознаваемое становится постигнутым, и не остается ничего непознанного.

Среди бесчисленных планет духовной вселенной – царства, лежащего за пределами материального мира, – выделяется одна: Голока Вриндаван. Это высшая планета духовного мира, трансцендентная обитель Господа, которую Кришна и Его окружение никогда не покидают. Попасть в эту верховную обитель – редчайшая удача, которой невозможно достичь даже в течение многих жизней неукоснительного следования принципам преданного служения. Попасть туда можно лишь по особой милости Кришны и Его вечных спутников. Вриндаван в Индии, где Кришна явил Свои возвышенные деяния около 5000 лет назад, является земным проявлением обители Кришны в духовном мире.

Люди, ослепленные гордостью, считают описание образа Бога антропоморфным. Им трудно принять концепцию теоморфизма, хотя элементарный здравый смысл подсказывает, что Абсолютная Истина, будучи полной, должна обладать и личностной формой наряду с безличной, а человеческая личностная форма является лишь материальным отражением изначального духовного личностного облика Кришны. Все в творении – не только в материальном, но и в духовном – является полем, где проявляются мысли, чувства, желания и деяния Верховного Господа. Бог проявляет Себя в различных обликах в соответствии с функциями, которые, по Своей независимой воле, Он исполняет в конкретных случаях. Описания этих вечных духовных образов Господа мы находим в священных писаниях.

Во Вриндаване Кришна предстает в Своем изначальном облике юноши-пастушка, играющего на свирели. Иногда спрашивают: «А почему Кришна предстает именно в образе пастушка со свирелью?» В ответ можно только улыбнуться: «Потому что Ему так хочется. Кришна абсолютно свободен в Своих желаниях и поступках. Он – Бог».

Его тело цветом подобно сияющей грозовой туче, а глаза напоминают лепестки лотоса. Он одет в желтые блестящие одежды, а Его волосы украшает павлинье перо. Он в высшей мере обладает и одновременно является изначальным источником всех самых возвышенных трансцендентных качеств Личности. Он – океан вечной красоты юности, качающийся на волнах блаженства. В звуке Его свирели слышится вихрь, который заставляет сердца трепетать подобно листьям на деревьях. И когда эти листья падают к лотосным стопам Кришны, они уже не в силах подняться вновь.

Нет красоты, которая могла бы сравниться с красотой Кришны. Господь поистине великолепен. Розоватые ногти пальцев Его стоп источают удивительное сияние, заливающее все стороны света. Его стопы нежны, подобно цветам лотоса, и их всегда массируют лотосы рук Богини процветания. Желтые одежды Господа сияют непревзойденным контрастом на фоне темно-синего цвета Его тела. Подобные хоботам слонов бедра Кришны опоясаны множеством чудесно позванивающих серебряных колокольчиков. Пупок Господа очень глубок и напоминает изящную раковину. Грудь Его, вечное прибежище Богини процветания, широка и украшена гирляндой цветов из пяти видов жасмина и медальоном с драгоценным камнем. Руки Господа напоминают колонны, а ладони – распустившиеся розовые лотосы. Его голова увенчана шлемом, а уши – ослепительно сияющими серьгами в форме акул. Лицо Господа затмевает тысячи полных лун. Взгляды, которые Он бросает на преданных, побуждают в них бесконечные желания служить Господу. Его мягкая улыбка заставляет преданных забыть обо всех тревогах и беспокойствах. Его зубы напоминают гирлянду из цветов жасмина.

Бог, Его разнообразные энергии и их взаимоотношения составляют Абсолютное полное целое. Говоря о Кришне, мы никогда не имеем в виду Его одного. Кришна – это и Он Сам, и Его имя, Его качества, Его слава, Его обитель. Это и Его вечные спутники – преданные, играющих роль Его вечных слуг, друзей, подруг, «родителей». Все это заключено в слове «Кришна». В духовном мире все служат Кришне. Любовь и преданность обитателей духовного Вриндавана беспрецедентна: настолько, что они даже не думают о верховном положении Кришны. Они просто любят Его и живут только ради Него.

«Пожалуйста, послушайте о вечном образе Господа Кришны. Он – Абсолютная Истина, лишенная двойственности, но, вместе с тем, Он вечно пребывает на Голоке Вриндаване. Кришна – изначальный источник всего и суть полное целое. Он являет Себя в вечном образе юноши, и Его облик исполнен духовного блаженства. Он – источник всего и господин каждого. Кришна – изначальное высшее проявление Личности Бога. Его изначальное имя – Говинда. Он исполнен всех достоинств, а Его вечная обитель именуется Голока Вриндавана». (Ч.Ч. 20.152-154)

Живое существо может осознать образ Господа, ибо Бог Сам дал человеку способность осознать Его. Более того, священные писания говорят, что человек должен сделать это, иначе уникальный дар Бога – человеческая жизнь – пройдет впустую. Благодаря этой способности возвышенные души могут осознать образ Господа. Человек может познавать реальность тремя путями: с помощью физических органов чувств, ума и способности живого существа воспринимать духовные предметы.

Глаза, уши, нос, язык и кожа являются пятью органами восприятия, с помощью которых мы постигаем внешний мир. Это все материальное знание. Благодаря размышлениям, воспоминаниям или медитации на объекты материального познания можно лишь углубить эти физические познания или, самое большее, воспринять искаженный, смутный проблеск духа. Эти два пути познания материальны. Невозможно осознать образ Господа, являющийся чисто духовным, при помощи этих телесных способностей. Если человек не воспользуется способностями души, духовно увидеть Господа будет невозможным. Люди, пытающиеся увидеть образ Господа при помощи материальных органов восприятия, прибегают к практике йоги и методом отрицания постигают Господа как душу Вселенной. Конечной их целью является видение Сверхдуши, всепроникающего аспекта Господа. Но такая деятельность не приводит к духовному осознанию. Всё, что достигается на этом пути – это лишь частичное осознание реальности, основанной на отрицании материального знания. Люди, доходящие до крайности в своем негативизме, считают любые материальные формы чем-то отвратительным и представляют себе неизменным атрибутом существования Бога отсутствие какой-либо формы. Так они пытаются осознать безличный аспект Господа. Но на поверку их видение безличного духа оказывается всего лишь фикцией.

Шри Чайтанья учил:

«Существует три метода постижения Абсолютной Истины: философский поиск, йога и преданное служение Господу. В соответствии с этими тремя методами, Абсолютная Истина проявляется и познается в своем безличном, всепроникающем и личностном образах». (Ч.Ч. Мадхья 20.157)

«Принимаем ли мы священные писания в буквальном или переносном смысле, прямо или косвенно, окончательным словом ведического знания является Господь Кришна».(Ч.Ч. Мадхья 20. 146)

Таким образом, когда человек желает увидеть Господа, он видит образ Господа соответственно уровню своего духовного развития. То есть, благодаря практике философского поиска, йоги или преданного служения, можно увидеть Всевышнего в Его безличном, всепроникающем и личностном аспектах.

Безличный дух – состояние существования, лежащее за пределами этого временного материального творения, воплощает в себе аспект вечного бытия. Это стадия освобождения от материального сознания. Этого уровня осознания Господа достигает человек философского склада, размышляя над природой Абсолютного путем отрицания временных объектов этого материального мира. В своем всепроникающем аспекте Господь пронизывает Собой и поддерживает все материальное творение. Если безличный дух по определению непознаваем и не имеет никакой формы, то Всепроникающего Господа уже могут созерцать в трансе великие йоги, достигшие совершенства. В Своем личностном аспекте Абсолютная Истина, Кришна, является онтологическим источником всего сущего. Если безличный дух лишь просто существует где-то за пределами материального творения, а Всепроникающий Господь пассивно поддерживает все в этом мире, то, будучи причиной всех причин и источником всего сущего, Личность Бога играет активную творческую роль, обладая волей, знанием, чувствами и созидательной энергией.

Мудрые называют полное целое Абсолютной Истиной. Но эта Абсолютная Истина воспринимается по-разному на разных ступенях познания. Безличный дух, Всепроникающий Господь и Личность Бога являются фактически одной сущностью, но, тем не менее, человек думает, что воспринимаемый им объект является наивысшим.

Кришна – это Бог в Своем высшем личностном проявлении. Те, кто не принимают Его таковым, приравнивая Его к обыкновенным смертным, занимающимся материальной деятельностью, имеют очень скудное представление о духовной истине. Цитируя священные писания, Шри Чайтанья учил:

«Только благодаря преданному служению можно понять трансцендентный образ Господа, совершенный во всех отношениях. Образ Господа суть один, но грани Его Трансцендентной Личности неисчислимы. Мы по своей природе малы и ограничены, поэтому мы воспринимаем их как различные образы Господа. Их описания даны в Ведах. Они неисчерпаемы, но для нашего понимания великие мудрецы объяснили их основные категории. В Своем изначальном образе Господь проявляет Себя как Кришна, юноша-пастушок на Голоке Вриндаване. Иногда Он проявляет Себя в множестве идентичных образов. Он это может делать с какой-то определенной целью, или это может быть просто проявлением Его определенного настроения». (Ч.Ч. Мадхья 20.164-167)

В тридцатых годах прошлого века один ученый из Германии приехал в Индию, чтобы разобраться в индуизме. Обойдя множество храмов, он пришел к заключению, что Кришна – Верховный Господь. Когда его спросили, почему он так решил, он ответил, что все остальные божества в храмах были изображены или держащими в руках какое-то оружие, или служащими кому-то, или чем-то занятыми. Один Кришна всегда был изображен играющим на свирели и наслаждающимся жизнью.

«Иногда Кришна нисходит или воплощается в материальном мире с определенной целью. Вот основные категории воплощений, в которых Он полностью или частично проявляет Свою божественную природу:

1. Воплощения, в которых Он осуществляет материальное творение.

2. Воплощения, в которых Он является, чтобы явить миру Свои удивительные деяния, цель которых – восстановить принципы религии, наказать грешников и защитить праведников.

3. Воплощения, в которых Он поддерживает стихии материальной природы: страсть – творение, добродетель – поддержание, невежество – уничтожение.

4. Воплощения, в которых Он задает общий свод религиозных законов для всего человечества.

5. Воплощения, в которых Он регламентирует оптимальные методы духовного самосовершенствования для различных временных эпох.

6. Воплощения в образе живых существ, уполномоченных на какие-то особые функции». (Ч.Ч. Мадхья 20.245-246).

«Итак, даже могущественные сверхсущества, управляющие делами Вселенной – это просто преданные Господа, уполномоченные Им исполнять определенные функции. Однако Господь как хранитель Вселенной – проявление лично Самого Господа Кришны». (Ч.Ч. Мадхья 20.317)

Шесть основных достояний личности – это богатство, сила, слава, красота, знание и отрешенность. Та личность, которая обладает всеми этими качествами в полной мере, называется Личностью Бога. Кришна – это высшее проявление Личности Бога, потому что по Своей природе Он проявляет все эти качества в самой полной мере. Нет никого, равного или более великого, чем Кришна. Он вечно пребывает в Своей изначальной форме на высшей духовной планете – Голоке Вриндаване. По Его воле исполняют Cвои роли Его непосредственные проявления, через которые Он управляет делами материального и духовного миров. Его первое воплощение в материальном мире­­, Творец всех вселенных, – это Господь пространства и времени, причин и следствий, трех стихий материальной природы: благости, страсти и невежества, всех чувств и их объектов во вселенной. Бросая взгляд на материальную энергию, Он оплодотворяет ее живыми существами. В Своем втором воплощении Он входит в каждую вселенную, чтобы проявить бесконечное разнообразие материальных форм. В Своем третьем воплощении Он пребывает в каждом атоме и в сердце каждого живого существа как Сверхдуша – наш вечный доброжелатель, свидетель всех наших помыслов и поступков и высший судья. Все другие воплощения, такие как Шри Рама, главный герой Рамаяны, являются проявлениями этих трех воплощений. Но Кришна – это изначальная Личность Бога, источник всех эти воплощений. Хотя Кришна – Всевышний, иногда по Своей непостижимой воле, Он лично является в материальном мире как прекрасный юноша-пастушок – обожаемый господин, лучший друг, нежный сын и прекрасный возлюбленный Своих преданных.

Непостижимый безличный дух, упоминаемый в священных писаниях, – лишь Его сияние. Сверхдуша, которую ищут йоги, – лишь частичное проявление Кришны. Священные писания содержат множество доказательств этому утверждению. Но при помощи логики или рассуждений это понять невозможно.

Подобно тому, как солнце является источником света, от Кришны, наделенного всеми удивительными качествами, исходят бесчисленные лучи, распространяющиеся во всех направлениях. Лучи, характеризующиеся негативными качествами вроде непостижимости, в сердцах людей, культивирующих отрицание материального сознания, принимают образ безличного духа. Йоги ищут Сверхдушу, проявление Кришны, в котором Он творит и поддерживает Вселенную. Объект поклонения людей, находящихся на невысоком уровне духовного развития, относится лишь к материальной стихии благости, обладающей такими качествами, как непостижимость. Из-за боязни оскверниться антропоморфизмом или идолопоклонничеством, люди, находящиеся на невысоком уровне духовного развития, прибегают к представлениям о непостижимом и неизменном духе, но, таким образом, они лишают себя возможности обрести любовь к Кришне. Материальные представления о жизни искажают изначальное предназначение живого существа. Те, кого привлекает слава и красота Кришны, уберегаются от негативного, безличного образа мыслей, и созерцают царство Бога. Удачливое живое существо может обрести это безграничное счастье, но человек, чей разум затуманен материальным знанием, не может достичь духовного царства.

Вечно пребывая на Голоке Вриндаване, по Своей непостижимой воле и могуществу Кришна нисходит в материальный мир, являя здесь Свою вечную обитель и бесконечно разнообразные чистые деяния. Увидеть эти трансцендентные игры Господа живое существо может при помощи непосредственного чистого зрения души, а не материальными глазами. Хотя Кришна по Своей воле может стать видимым для материальных глаз, обычно Он предпочитает оставаться невидимым. Поскольку деяния Кришны вечны и не осквернены материальным временем и пространством, увидеть их могут лишь любящие глаза чистой духовной души, а запечатлеть – лишь сердца, исполненные преданности Господу. До тех пор, пока человек будет пытаться приблизиться к Кришне, испытывая гордость за свои материальные познания, Верховный Господь будет оставаться недоступным. Когда человек взывает к Кришне с покорным сердцем, он видит Его и ощущает безграничное блаженство Всевышнего. С появлением подлинной веры человек расстается с материальной гордыней. Гордость за свое происхождение, социальный уровень, образованность, красоту, силу, власть, богатство, степень научного прогресса – не имеют места в духовной жизни. По этой причине Кришна остается за пределами понимания тех, кто гордится своим материальным статусом, и легко понять, почему Кришну не принимают в современном мире.

Незавидное положение науки состоит в том, что она пытается познать истины, находящиеся за пределами её компетенции. Сложно измерять межатомные расстояния при помощи линейки. Несмотря на то, что материальная наука не предназначена для постижения духовных предметов, она опрометчиво пытается познать их, приводя лишь к банальным заключениям и развращенному сознанию. Господь проливает Свою милость, когда живое существо проявляет смирение, приобретенное в результате общения с преданными. Таков уровень, необходимый для овладения духовной наукой. Обрести духовное знание при помощи материального интеллекта невозможно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: