Живое существо в обусловленном и освобожденном состояниях

Шри Чайтанья объяснял:

«Кришна – это недвойственная Абсолютная Истина, Высшее Проявление Личности Бога. Хотя Он один, Он распространяет Себя в разнообразные образы и энергии для осуществления Своих удивительных деяний. Кришна проявляет Себя во множестве образов. Некоторые из них – непосредственные проявления Его личности, а некоторые – самостоятельные проявления. Таким образом Он совершает Свои деяния как в духовных, так и в материальных мирах. Духовный мир – это бесчисленные планеты духовного неба, а материальные вселенные – это гигантские сферы, управляемые высшими сущностями, уполномоченными на это Господом. Живые существа делятся на две категории. Некоторые из них являются вечно освобожденными, а другие – вечно обусловленными. Вечно освобожденные души всегда пребывают в сознании Кришны, и занимаются трансцендентным любовным служением Ему. Они считаются вечными спутниками Кришны, и вечно наслаждаются трансцендентным блаженством служения Верховному Господу. Наряду с ними существуют обусловленные души, которые всегда избегают служения Господу. Они вечно присутствуют в этом материальном мире и испытывают материальные страдания, рождаясь в различных телах практически в адских условиях существования. Поскольку обусловленная душа противостоит сознанию Кришны, ее наказывает «ведьма» внешней энергии Господа. Такая душа готова переносить тройственные страдания, приносимые телом и умом, враждебным поведением других живых существ и стихийными бедствиями. Так обусловленная душа становится слугой своих страстей, а когда они не удовлетворяются, такое существо становится слугой гнева и продолжает сносить побои от внешней энергии. Непрерывно скитаясь по всей вселенной, при благоприятном стечении обстоятельств душа может встретить врача – чистого преданного Господа, чьи наставления и слова прогонят прочь «ведьму» внешней энергии. Таким образом, обусловленная душа знакомится с преданным служением Господу Кришне и может все ближе и ближе подходить к Нему». (Ч.Ч. Мадхья 22.7-15)

«Живое существо по своему изначальному положению является вечным слугой Кришны, поскольку является пограничной энергией Кришны, частичкой, одновременно единой и отличной от Господа, подобно искре огня или частичке солнечного света».(Ч.Ч. Мадхья 20.108-109)

«В этой вселенной существует безграничное число живых существ в 8 400 000 видах жизни, и все они скитаются по этой вселенной. Говорится, что размеры живого существа составляют одну десятитысячную кончика волоса. Это изначальная, неуловимая природа живого существа». (Ч.Ч. Мадхья 19.138-139)

«Господь – повелитель всех энергий, а живое существо – их слуга. В этом состоит отличие между Господом и живым существом. Однако, некоторые заявляют, что Господь и живые существа – суть одно. В «Бхагавад гите» живое существо определяется как пограничная энергия Всевышнего Господа. Однако другие говорят, что живое существо полностью отлично от Господа».(Ч.Ч. Мадхья 6.162-3)

Смысл этого утверждения состоит в том, что Кришна, наделенный непостижимыми энергиями, по Своей воле, посредством Своей духовной энергии, наслаждается двояко – в Своих личных проявлениях и через Свои самостоятельные частицы. В Своих личных проявлениях Он играет роль повелителя духовного и материального миров, а проявляясь в Своих самостоятельных частицах, Он предстает как совокупность всех живых существ. Проявление Кришной Себя в Своих личных образах – это деятельность Его духовной энергии. Все эти образы обладают тем же могуществом, что и Сам Господь, получая его от Кришны как полного целого. Хотя с помощью одной свечи можно зажечь бесчисленное множество других, она не потеряет при этом своей изначальной силы. Более того, все зажженные свечи будет иметь ту же самую силу, что и изначальная свеча. Все эти образы являются верховными и не подвержены законам материальной природы. Однако, хотя, подобно Кришне, Они обладают независимой волей, Они подчиняются воле Кришны.

Мельчайшие частицы изначальной энергии – это живые существа, самостоятельные части Господа. Их также называют пограничной энергией. Эта энергия находится между духовной и материальной силами. Хотя живое существо по своей природе не имеет ничего общего с материальной энергией, но, будучи бесконечно малым по своей природе, и, как следствие, слабым, оно начинает тяготеть к материи. Живое существо проявляется исключительно из непостижимой энергии Кришны. Причиной этого является исключительно независимая воля Кришны. Самостоятельные частицы – все живые существа – подвержены законам материальной природы. До тех пор, пока живые существа по собственному выбору остаются слугами Кришны, они свободны от материи, ее строгих законов. Но, когда, злоупотребляя свободой воли, они желают эгоистического наслаждения, и, таким образом, постепенно забывают о своей вечной природе – служении Кришне, их очаровывает материя, и они подпадают под воздействие ее строгих законов. Когда такое существо осознает, что его изначальная природа – это служение Кришне, оно освобождается от рабства материальных законов и связанных с ними страданий. Поскольку живые существа делают свой выбор еще в духовном мире, где не властвует материальное время, их материальное рабство называют безначальным, а их самих – вечно обусловленными. Живые существа, свободные от материального рабства, называют вечно освобожденными.

Отсюда очевидна огромная разница между природой Господа и природой живых существ. Господь является повелителем материи, своей энергии, и полностью отрешен от нее, а живое существо может испытывать влечение к материи и, как следствие, попасть по ее влияние. С одной стороны, живое существо, будучи частичкой Кришны, полного целого, является отличным от Него. С другой стороны, будучи энергией Кришны, оно должна считаться неотличным от своего источника, Господа. Поэтому Шри Чайтанья определял живое существо как одновременно отличное и неотличное от Бога. Приводя в пример лучи солнца и искры огня, Чайтанья объяснял, что живые существа вечно отличны от Господа, и все же являются Его неотъемлемыми частицами.

Утверждения священных писаний типа «я есть дух» не означают, что живое существо является Верховным Духом или Богом. Кришна или Его личные проявления являются единственным Верховным Духом. Постольку живое существо духовно, то есть обладает сознанием, его можно назвать духом. Дух, сияние Кришны, проявляется как Сверхдуша в материальной вселенной и как безличное, бесформенное, неощутимое, недостижимое и непостижимое духовное сияние за пределами вселенной. Как непостижимые самостоятельные частички Господа, живые существа воплощаются в различных формах жизни: сверхсуществ, людей, зверей, птиц, насекомых, рептилий, тонких сущностей и др. Среди всех форм жизни, однако, человеческая считается наилучшей, поскольку она наиболее приспособлена для практики преданного служения. Но даже в человеческой форме жизни живые существа страдают в адских условиях или предаются райским наслаждениям. Забыв о Кришне, живое существо, очарованное материей, непрерывно ищет удовлетворения своих страстей.

Крошечная сознательная частица, живое существо, по своей изначальной природе является слугой Кришны, сознательного целого. Служение Кришне является истинной природой живого существа. Забыв эту вечную природу, живое существо оказывается в материальном рабстве. Когда душа вспоминает свою истинную природу, она обретает свободу. Потенциальные возможности, неотъемлемо присущие сознательному существу, также представлены и в крошечной сознательной душе, но в ничтожной степени. Поэтому живое существо почти бессильно по своей природе. Но в освобожденном состоянии оно получает силы от Кришны и становится пропорционально могущественным. Просто думая о себе как о духе, живое существо не может обрести силу. Такой вид освобождения называется «нирвана». Если же оно осознает себя слугой Кришны, то обретает силы от Кришны и, наконец, достигает вечного блаженства. Страх, побочный продукт заблуждения, полностью уходит.

Различные материальные формы, принимаемые обусловленным живым существом, являются лишь результатом его индивидуальных поступков. Качества материального мира не присущи природе души. Человек, считающий, что живое существо является продуктом материи, крайне заблуждается. В реальности живое существо чисто духовно, относится к духовной энергии. Но, вследствие своей пограничной природы, имеет склонность очаровываться материей. Но, хотя оно всего лишь забывает свою неотъемлемую природу – служение Кришне, – чистое состояние, облик и жизнь живого существа полностью духовны. Будучи мельчайшим по природе, живое существо очаровывается материей. Сначала его облик покрывается тонким телом – телом материальных мыслей, эмоций и желаний. Затем, когда приходит время действовать в этом мире, его тонкое тело покрывается подходящим грубым. Тонкое и грубое тела являются лишь неестественными состояниями облика чистой души, вызванные влиянием материи. Поэтому существует некоторое сходство между этими двумя образами: материальным и духовным.

Земля, вода, огонь, воздух и эфир – пять стихий, составляющих грубое тело. Мысли, эмоции, желания, интеллект и ложное эго составляют тонкое тело. Когда грубо- и тонкоматериальные покровы устраняются, живое существо обретает освобождение от материи. Тогда открывается изначальный, духовный образ живого существа. Освобожденное живое существо совершает действия при помощи непосредственных чувств души. Еда, отдых, размножение, вывод из организма продуктов отхода, болезни, травмы, страдания – в том виде, в котором мы находим их в материальном мире, не присущи духовному телу. Все это связано лишь с грубым телом, но, отождествляя себя с ним, живое существо вовлекается во всю эту деятельность и испытывает материальные наслаждения и страдания.

Человек может быть освобожденным, но если он продолжает гордиться материальными познаниями или остается привязанным к отрицанию материального существования, он не сможет обрести духовное тело, пригодное для служения Кришне в духовном мире. К развитию такого духовного тела приводит освобождение, обретенное благодаря общению с преданными. Освобождение, полученное в результате общения с людьми, занимающимися абстрактно-философским поиском истины, является лишь иллюзией освобождения. Для живого существа это большая потеря. В данной главе мы рассмотрели чистый облик живого существа, его обусловленный образ и освобожденное состояние.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: