Часть 3. Профессиональная компетентность и естественные классы

Определение профессиональной компетентности человека является очень важным фактором, необходимым для правильной оценки его поведения. Эта компетентность имеет два аспекта: общая компетентность для тех или иных видов занятий и уровень компетентности. Ясно, что люди не будут компетентны совершать все аспекты благочестивой деятельности одновременно. Даже если человек и способен выполнять определенную деятельность, он может не быть компетентным настолько, чтобы она привела к желаемым благоприятным результатам. Если человек берется за дело, не соизмеряя его со своими возможностями, трудно сказать, принесут ли затраченные усилия ожидаемый результат. По этой причине необходимо учитывать компетентность человека. Поскольку люди не могут судить о своей собственной компетентности, им следует консультироваться по этому вопросу у авторитетного человека или духовного учителя. Современный способ принятия духовного учителя или священника зачастую не является методом, предусмотренным в священных писаниях. Формальное принятие духовного учителя или священника просто бесполезно. Нужно выбирать компетентного человека. Если такого человека поблизости нет, нужно постараться найти его в другом месте. Для ясности рассмотрим следующий пример.

Строительство храмов является благочестивой деятельностью. Человек, который занимается такого рода строительством, считается компетентным, если у него есть архитектурно-строительное образование, средства, земля и рабочая сила. Уровень его компетентности будет определяться уровнем наличия этих ресурсов. Без этих вещей никаких результатов, кроме потери энергии, времени и денег, не будет. Для вступления в брак человек будет компетентным, если он обладает физическим здоровьем, способен содержать семью и психологически «пригоден» для семейной жизни. Перед тем, как совершить любое действие, человек должен сначала убедиться в своей компетентности.

Компетентность может быть естественной и вынужденной. Жизнь человека делится на три периода: время учебы (детство и юность), время активного труда и время отдыха. Во время периода учебы человек изучает книги, общается другими учениками, перенимает опыт и получает наставления. Склонности, наиболее ярко проявляющиеся в это время, – это естественная природа человека. Хотя обычно человек получает общение, наставления и информацию под влиянием семьи, в которой он рождается, иногда его наклонности, характер, круг общения и склонность к определенного рода занятиям отличаются от качеств и занятий его семьи. Те наклонности, которые проявляются в человеке после получения им образования и прежде, чем он примется за работу, составляют его естественную природу.

Мудрецы выделили четыре вида природы человека: интеллигенция и священнослужители; администраторы и военные; бизнесмены и земледельцы, рабочие и служащие. Люди, по природе аскетичные, умиротворенные, терпеливые, способные владеть собой, свободные от двуличия, чистые, великодушные, обладающие подлинным знанием и верой в Господа составляют категорию интеллигенции и священнослужителей. Люди, обладающие доблестью, энергичностью, решительностью, ловкостью, бесстрашием в сражении, склонные к благотворительности, способные защищать и управлять другими, имеют природу администраторов и военных. Третья категория – это люди, склонные к коммерции и предпринимательству, банковскому делу и земледелию, – своего рода «желудок» общества. Те же, кто предпочитает просто трудиться, получая стабильную зарплату, относятся к категории, рабочих и служащих.

Люди, неспособные отличить хорошее от дурного, не склонные к праведности, вздорные, чрезвычайно эгоистичные, думающие только о еде и не признающие правил брака, считаются нецивилизованными. Если не отказаться от подобного образа жизни, то истинная природа человека никогда не проявится. Только четыре класса людей признаются действительно человеческими. В соответствии со своей природой, человек обладает определенными качествами. Согласно этим качествам, человек должен принимать на себя те или иные обязанности и выполнять соответствующую работу. Если человек выполняет работу, противоречащую его природе, это не приведет ни к чему хорошему. Трудно изменить уже сформировавшуюся природу. Поэтому следует работать и поклоняться Господу согласно своим естественным склонностям.

Жители древней Индии были распределены по четырем естественным классам в соответствии с этими характеристиками. Если общество разделено на естественные классы, то вся деятельность его становится в целом эффективной. Это выгодно для всех. Организация такого общества построена на научной основе и является идеальной. Некоторые люди могут подвергать сомнению эффективность естественной системы общественного устройства жизни, поскольку западные страны достигли больших успехов и без нее. Но такие сомнения беспочвенны, поскольку все эти цивилизации молоды. Смелые и энергичные, западные люди грамотно воспользовались всем предшествующим опытом, плодами науки и искусства и воплотили их в жизнь. Но постепенно, с течением времени, эти общества распадутся из-за недостатка научной организации. Несмотря на то, что ведическая цивилизация намного старше, она осталась нетронутой благодаря естественной системе общественного устройства жизни.

Римская и Греческая империи в свое время были намного могущественней, чем современные западные страны, но где они теперь? Их народы лишились своих былых уникальных качеств и превратились в заурядные современные нации. Они настолько преобразились, что не испытывают даже особой гордости за свою славную историю. Хотя ведическая цивилизация намного древнее, чем греческая или римская, ее люди до сих пор гордятся своими героями древности. Почему? Потому что в ней тщательно оберегалась естественная система организации общества. Хотя в свое время Индию покорили мусульмане, даже сегодня члены сохранившихся царских династий считают себя потомками древних ведических царей. Хотя под влиянием времени Индия и пришла в упадок, но до тех пор, пока в силе естественная система общественного устройства, ее жители будут продолжать гордиться своими ведическими корнями. Римляне и другие народы, которые изначально были ответвлениями ведической цивилизации, пришли в упадок, смешавшись с культурами нецивилизованных народов, таких, как гунны и вандалы. Если беспристрастно проанализировать современные западные культуры разных стран, мы заметим, что все их замечательные особенности и достижения являются следствием завуалированного сохранения деления общества на классы, основанные на врожденной природе индивидуума. Те, кто по природе являются предпринимателями и торговцами, предпочитают соответствующие занятия и добиваются в них успеха. Потенциальные военные идут служить в армию. Люди, безынициативные по своей природе, предпочитают просто работать. Фактически никакое общество не может существовать без такого естественного разделения. Даже при выборе спутника жизни необходимо учитывать его природу и наклонности. Хотя западные страны реализовали некоторые из аспектов естественных классов, они не организованы в целостную систему. Уровень цивилизации и культуры в государстве пропорционален тому, насколько систематично в нем представлены эти естественные классы.

Существует два подхода: систематический и бессистемный. Ничто не может работать эффективно и оптимально, если не следовать систематическому методу. Если не прибегнуть к научной процедуре, позволяющей создать, например, пароход, нам придется использовать для навигации примитивные суда. Аналогично, до тех пор, пока естественные классы не оформлены в научно построенную систему, общество будет продолжать функционировать на дилетантском уровне. Единственной страной, в которой естественное деление людей было организовано в целостную систему, была древняя Индия.

В здоровом ли состоянии находится эта система в современной Индии? Нет. Хотя изначально эта система была идеальной, постепенно она стала распадаться, и в этом кроется причина сегодняшнего плачевного состояния этой страны. В противном случае, Индия могла бы принять на себя роль старшего брата, который, находясь в преклонном, «пенсионном» возрасте, мог бы давать мудрые советы другим. Нужно глубоко исследовать причину бедственного состояния Индии. Естественная система общественного устройства жизни была сформирована в Индии многие и многие тысячелетия назад, когда уровень культуры в стране был очень высок. В те времена каждый человек причислялся к классу, соответствующему его природе. Обретя должную компетенцию, он занимался деятельностью, относящеюся к своему естественному классу. Следуя этой системе, все общество функционировало очень слаженно. Естественный класс, подходящий индивидууму, определялся на основе его природы и того класса, к которому принадлежал его отец. Если отец человека не принадлежал ни к какому определенному классу, то единственным критерием оставались его естественные наклонности. Когда эта система была в силе, Индия процветала. Все древние цивилизации, включая Египетскую, Китайскую и другие, преклонялись перед Индией и черпали в ней знание и мудрость.

Естественная система общественного устройства сохранялась в своем чистом виде в течение долгого времени, до тех пор, пока под влиянием вражды, разгоревшейся между правителями и священнослужителями, решающим в определении принадлежности к тому или иному классу не стал принцип рождения. Это стало началом деградации системы общественного устройства Индии. Через некоторое время эта система, которая напрямую уже не зависела от природы и качеств человека, прокралась в поздние версии священных писаний. Постепенно межклассовые раздоры усилились, и страна стала стремительно катиться вниз. Причиной современного упадка Индии, некогда бывшей сверхдержавы, является не ее преклонный возраст, а коррупция естественной системы общественного устройства.

Согласно священным писаниям, человек считается компетентным в той деятельности, которая соответствует его естественному классу. Истинные представители интеллигенции могут компетентно исполнять следующую деятельность: принимать гостей, омываться несколько раз в день, быть духовными наставниками, изучать священные писания, обучать других, проводить религиозные обряды, следовать различным обетам и вести монашеский образ жизни.

Правители авторитетны в делах ведения справедливых войн, управления государством, защиты граждан, благотворительных программах и социальной помощи гражданам. Предприниматели компетентны в областях коммерции и сельского хозяйства. Обыкновенные люди естественным образом любят принимать участие религиозных церемониях и добросовестно работать. Представители всех классов – и мужчины и женщины – компетентны для того, чтобы вступать в брак, поклоняться Господу, помогать другим в беде, заниматься благотворительностью, служить духовному учителю, принимать гостей, поддерживать в чистоте тело и ум, проводить праздники, заботиться о коровах, воспроизводить потомство и следовать правилам хорошего поведения. Помогать мужу – сфера особой компетенции женщины.

Человек должен заниматься деятельностью и следовать правилам поведения, относящимся к естественному для него классу. Честно оценив себя, человек может определить деятельность и образ жизни, которые наиболее ему подходят, а если это не удается, то обратиться за помощью к компетентному человеку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: