Цель жизни

Шри Чайтанья говорил:

«Теперь послушайте о результате преданного служения – чистой любви к Богу, окончательной цели жизни. Услышав это описание, человек узнает о нектаре трансцендентных духовных взаимоотношений с Господом. Когда чувства к Кришне становятся глубже, человек обретает любовь к Богу. Это называется уровнем духовных эмоций в преданном служении Кришне». (Ч.Ч Мадхья 23.3-4)

Значение слов Шри Чайтаньи таково: на первой стадии преданное служение называется практикой, затем, когда практика приносит свои плоды, ее называют духовными эмоциями, и, наконец, оно вызревает в чистую любовь к Богу. Уровень практики продолжается вплоть до стадии проявления духовных эмоций, которую также называют ростком любви. Различие между практикой регламентированного и спонтанного преданного служения заключается в том, что первое приводит к уровню духовных эмоций несколько медленнее. Практика спонтанного преданного служения очень быстро ведет к достижению этого уровня. Вера в сердце такого преданного превосходит уровень устойчивости и обретает форму вкуса к преданному служению. Таким образом, она вызревает в духовные эмоции без всяких задержек.

Когда преданный достигает уровня духовных эмоций, он начинает проявлять следующие качества:

«Когда в сердце человека появляется росток любви к Кришне, он становится равнодушным к материальным вещам. Он стремится использовать каждое мгновение в служении Кришне или каким-то образом в связи с Ним. В материальной сфере люди стремятся к мирским удовольствиям, экстрасенсорным способностям и удовлетворению чувств. Однако, эти вещи совершенно не привлекают преданного. Хотя духовный уровень преданного высок, он считает себя находящимся на самом низком уровне жизни. Приняв полное прибежище у Господа Кришны, он всегда надеется на Его милость. Эта надежда очень крепка в нем. Он всегда питает пылкое желание общаться с Господом. Преданный склонен постоянно повторять слова молитвы «Харе Кришна», испытывая при этом огромное наслаждение. В нем пробуждается желание воспевать и описывать трансцендентальные качества Господа. Он очень привязан к этому. Преданный, поглощенный духовными эмоциями к Кришне, старается всегда жить в месте, где Господь совершал Свои деяния». (Ч.Ч. Мадхья 23.20-39)

Более подробно эти наставления Шри Чайтаньи рассматриваются в пятой главе. Характерные особенности чистой любви к Богу чрезвычайно трудны для описания. Поэтому Шри Чайтанья говорил:

«Таковы признаки человека, поглощенного духовными эмоциями к Кришне. Теперь позвольте описать признаки человека, который фактически поднялся до уровня чистой любви к Богу. Даже самый образованный человек не может понять слов, поступков и признаков человека, утвердившегося в любви к Богу».(Ч.Ч.Мадхья 23. 38-39)

Чистая любовь бывает пяти видов: нейтральные взаимоотношения, отношения слуги и господина, дружеские, родительские и романтические взаимоотношения. Среди них наивысшей является романтическая любовь и романтические взаимоотношения. В романтических духовных взаимоотношениях с Кришной во Вриндаване проявляются все шестьдесят четыре качества Господа, и, таким образом, преданные Вриндавана испытывают бесконечное наслаждение, служа Ему.

Шри Чайтанья говорил о Радхарани, самой возвышенной преданной, таким образом:

«Шримати Радхарани обладает бесчисленными трансцендентными качествами, из которых двадцать пять являются основными. Эти трансцендентные качества Шримати Радхарани покоряют Шри Кришну».(Ч.Ч. Мадхья 23.86)

Только тем, кому посчастливится стать достойным романтических взаимоотношений, могут в действительности вкушать их. Никто не сможет понять это логически. В связи с этим Шри Чайтанья говорил:

«Непреданные никогда не смогут вкусить божественность трансцендентных взаимоотношений между Господом и Его разнообразными преданными. Лишь возвышенные преданные могут понять и оценить всю палитру духовных взаимоотношений с Господом». (Ч.Ч. Мадхья 23.99)

Объяснив это, Шри Чайтанья категорически запретил безрассудное, полное отречение от всего и вся и учил принятию принципов практического отречения: если что-то приносит пользу в процессе преданного служения, это следует использовать в духовной практике.

«Шри Чайтанья объяснил, что является практическим отречением, согласующимся с конкретной ситуацией, и категорически отверг сухое отречение и абстрактное философствование». (Ч.Ч. Мадхья 23.105)

Обсуждая, и по-своему интерпретируя нечеткость ведических утверждений, некоторые люди заключают, что мы – дух, но из-за контакта с материальной энергией утратили осознание этого факта. Как стать свободным от материального мира? Тело, дом и пища – все материально. Как стать свободным от этих материальных препятствий? Размышляя подобным образом, они налагают на себя суровые епитимьи, аскетично питаются, ходят в лохмотьях, отрекаются от жены, детей и т.д. Чтобы произвести впечатление отреченных личностей, они оставляют дом и поселяются в лесу или в горах. Не задумываясь над действительной ценностью подобных действий, они предаются сухим рассуждениям, будучи безразличными к тому факту, что истинное освобождение приносят лишь личные взаимоотношения с Господом. Хотя они поднимаются над уровнем греха и мирского благочестия, а также концепций «я» и «мое», они, по сути, не могут понять, чего же достигли. Они проводят время в изучении священных писаний. В конце концов, они умирают, и их тела хоронят в земле. Что же достигнуто? Они не обрели Господа. Все, что они получают – это безличный дух. С другой стороны, если человек помещает Господа в центр своей жизни, продолжая заботиться о теле и доме, продолжая есть и спать, благодаря практике преданного служения он постепенно увеличивает свою преданность Господу и, в конце концов, достигает любви к Богу. Такое отречение называется практическим отречением. Шри Чайтанья отвергал практику сухого отречения и объяснял, что такое практическое отречение. Наставляя одного из преданных-домохозяев, Он говорил:

«Наберись терпения и возвращайся домой. Не будь сумасшедшим. Постепенно ты сможешь пересечь океан материального существования. Не стремись к показной преданности и ложному отречению. Пока живи в материальном мире достойным образом и не привязывайся к нему. Храни веру в сердце, но внешне веди себя, как обыкновенный человек. Так Кришна скоро будет очень доволен, и освободит тебя из оков материи». (Ч. Ч. Мадхья 126.237-239)

Если человек может продолжать выполнять свои домашними обязанности без привязанности и поклоняться Господу с незыблемой внутренней верой, завеса материального мира постепенно спадет. С появлением преданности душа становится сильнее и восстанавливает свои взаимоотношения с Господом. Альтернатива – отвергнуть постепенный процесс и стать лже-отреченным, но это ведет к деградации души. Принимать необходимые вещи означает принимать их не ради собственного удовлетворения или удовольствия, а только для восстановления взаимоотношений души с Господом. Будучи проявлением милости Господа, эти вещи сами освободят нематериальную душу. Тело, дом, техника, пища и предметы, необходимые для поклонения, – все это может использоваться в рамках практического отречения. Все, что нужно, – это решительные внутренние усилия преданного добиться успеха. Внешняя непреклонность – показная. Если есть внутренняя преданность и стойкость, то оковы материального мира очень быстро спадут. Чистое знание и чистая отрешенность будут непременно увеличиваться пропорционально нашей преданности.

Повторение святых имен Кришны – это окончательное прибежище для настоящего преданного. Шри Чайтанья говорил:

«Среди путей совершения преданного служения девять предписанных методов лучше всего, ибо они способны быстрее всего даровать нам Кришну и пробудить духовные эмоции по отношению к Нему. Из девяти методов преданного служения наиболее важным является постоянное воспевание святого имени Господа. Если человек прибегнет к нему, и будет избегать десяти видов оскорблений, он очень легко обретет самое драгоценное – любовь к Богу». (Ч.Ч. Мадхья Антья 4.70-71)

«Оставь все свои бессмысленные желания, поскольку они препятствуют обретению прибежища у лотосных стоп Кришны. Посвяти себя воспеванию и слушанию Его имени, качеств, деяний и т.д. Тогда очень скоро ты достигнешь прибежища у Верховного Господа. Рождение в неблагочестивой семье не лишает человека возможности совершать преданное служение Господу Кришне. С другой стороны, просто аристократическое происхождение или рождение в семье с богатыми духовными традициями не делает человека достойным преданного служения. Каждый, кто прибегает к преданному служению, – возвышенная личность, в то время как непреданный, на поверку, не имеет никаких хороших качеств. Поэтому для преданного служения Господу происхождение не важно. Верховный Господь Кришна всегда благоволит к кротким и смиренным, но аристократы, ученые и богатые люди всегда кичатся своим положением». (Ч.Ч. Мадхья Антья 4.65-68)

Это означает, что если человек имеет веру в Господа, он будет воспевать имя Кришны в обществе преданных. Он не будет отвлекать свой ум на погоню за материальными благами и на философские рассуждения. Он будет постоянно повторять на четках шестнадцать имен Господа:

Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе

Человек будет заботиться о теле, доме и обществе в той мере и для того, чтобы это помогало развить привязанность к святому имени, и будет занимать все в служении Кришне. Он не будет предпринимать никаких усилий в других направлениях, и даже здесь он не переусердствует. Он не будет предаваться чревоугодию и эпикурейству. Он будет питаться благостной пищей, чтобы тело и ум находились в здоровом и уравновешенном состоянии. Не строя грандиозные планы, он будет жить в стороне от мирской суеты или посвятит свою жизнь проповеди послания Господа. Так, общаясь с теми, кто помогает ему укреплять преданность, живое существо постепенно продвигается духовно. Цель всех этих усилий состоит в том, чтобы постоянно помнить и повторять святое имя Господа в благостном состоянии духа. Такой человек полностью откажется от фривольного общения с представителями противоположного пола и людьми, предающимися такому общению. Он будет осторожен в общении с материалистами, делая это лишь в той степени, в которой необходимо. Он откажется от бесплодных дискуссий, и будет считать себя самым падшим. Обладая безграничным состраданием, он будет терпеть все ради блага всего мира. Он не гордится происхождением, богатством, последователями, красотой, силой, познаниями или положением, и при этом оказывает должное почтение всем другим. Живя подобным образом, он будет постоянно с преданностью воспевать имя Господа. Таким образом, милостью Кришны он достигнет уровня чистой любви. Общественные и религиозные устои, материальное благосостояние, исполнение желаний и освобождение будут сами служить такому преданному.

Если в сердце преданного возникнет какое-то материальное желание, ему следует продолжать повторять святые имена, смиренно признавая желание, но не потакая ему. Тогда, спустя короткое время, Господь войдет в его сердце, очистит его от всех корыстных желаний, и примет любовь Своего преданного.

По сути, учение Шри Чайтаньи содержит всего лишь две концепции: вкус к святому имени и милость к живым существам. Человек является преданным в такой степени, в которой обладает этими двумя качествами. Нет необходимости вырабатывать в себе еще какие-либо качества. Эти качества со временем спонтанно проявляются у преданного, и он начинает естественным образом получать удовольствие, действуя на благо другим. Когда живое существо становится слугой Кришны, оно забывает обо всех печалях. Преданный стремится общаться со своим духовным учителем и другими святыми личностями, когда появляется возможность. Жизнь возвышенного преданного очень чиста. Его вкусы всегда чисты. Вкратце это объясняется так:

«Улыбаясь, Шри Чайтанья сказал: "Не уподобляйся в своих речах обычным людям и не слушай их разговоров. Не следует есть изысканные блюда и очень нарядно одеваться. Не ожидай почестей, но сам оказывай должное уважение другим. Всегда повторяй святое имя Господа Кришны, и в уме служи Радхе и Кришне во Вриндаване. Таковы в двух словах Мои наставления"». (Ч.Ч. Антья 6.233.238)

В этих наставлениях Господь в скрытой форме намекал на мысленное поклонение Кришне в Его непрерывных чудесных развлечениях в духовном мире, но преданные должны быть осторожны, и сперва обрести должную квалификацию.

Когда преданный, находящийся на уровне практики регламентированного преданного служения, ставит своей исключительной целью достижение уровня духовных эмоций, а на уровне духовных эмоций посвящает все свои усилия достижению чистой любви к Богу, это называется сосредоточенностью. Если такая сосредоточенность есть, преданный очень быстро обретает совершенство. С самых первых шагов духовной практики преданному нужно принять такое умонастроение и остерегаться утратить его по небрежности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: