double arrow

ИНФОРМАЦИЯ 217

Эшби) и категории отражения как свойства всей материи, впервые предложенное и обоснованное филосо­фами-марксистами. Однако не существует одного об­щего определения понятия И. Порождает дискуссию вопрос о предметной области понятии И. (является ли она свойством всех материальных объектов, или только живых и самоуправляющихся, или же только сознат. существ и т. п.). Проблема И. является одной из наибо­лее актуальных и фундаментальных в условиях совр. науч.-технич. революции, характеризующейся, в част­ности, передачей информац. функций от человека к ма­шинам в самых широких масштабах.

• Эшби У. Р., Введение в кибернетику, пер. с англ., М., 1959; Шеннон К. Э., Работы по теории И. и кибернетики, пер. с англ., М., 1963; И. н кибернетика. Сб. ст., под ред. А. И. Бер­га, М., 1967; Винер Н., Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине, пер. с англ., М., 1968; У p с у л А. Д., И., М., 1971; его же, Проблема И. в совр. науке, М., 1975; Ч е p p и К., Человек и И., пер. с англ., М., 1972; Г p и ш к и н И. И., Понятие И., М., 1973; Афанасьев В. Г., Социальная И. и управление обществом, М., 1975; Кремянский В. И., Методологии, проблемы сис­темного подхода к И., М., 1977; Я н к о в М., Материя и И., М., 1979. А, Д. Урсул.

ИНЬ И ЯН, одни из осн. понятий кит. философии. Ис­ходное значение: пасмурная и солнечная погода или теневая и солнечная стороны (напр., горы, ущелья). Др.-кит. мыслители использовали бинарность данного противопоставления для филос. выражения мн. проти­воположных и сменяющих друг друга явлений: света и тьмы, солнца и луны, огня и воды, активности и пас­сивности, мужского и женского начал, неба и земли и т. п.: «Ян, достигая предела, превращается в инь; инь, достигая предела, превращается в ян». Это нашло своё выражение в гексаграммах «Ицзин»,в к-рых целая черта символизирует ян, а прерванная — инь. В «Иц-зин» И. и я. обретают характер космич. сил, находя­щихся в постоянном взаимодействии и противоборстве, благодаря к-рому создаётся и изменяется материаль­ный мир, а также общество, идеи, культура, мораль. Сами же И. и я. являются порождением Великого пре­дела (см. Тайцзи). По-видимому, в период Чуньцю (8—5 вв. до н. э.) теория И. и я. дополняется понятием ци — энергии, жизненной силы (напр., ци неба и земли и есть И. и я.), а в период Чжаньго (5—3 вв. до н. э.)— концепцией пяти первоэлементов (см. У-син), как бы материала для действий И. и я. Важным элементом учения об И. и я., а также об у-син является их обрат­ная связь с жизнью людей и человеч. общества: если они действуют в согласии с их естеств. закономерностью, то в стране (обществе, человеке) царят спокойствие и порядок, а если их действия нарушаются, то страна приходит в смятение, и наоборот — беспорядок в че­ловеч. обществе создаёт помехи для естеств. изменений И. и я. и у-син. Концепции И. и я. разрабатывались разными философами (Ван Чун, Дун Чжунгау, пред­ставители неоконфуцианства), но особое место они за­нимали в учении школы иньянцзя.

* Быков Ф. С., Зарождение обществ.-политич. и фнлос. мысли в Китае, М., 1966, с. 30—56; W ing-t si t Chan, A source book in Chinese philosophy, Princeton (N. J.), 1963. ИНЬЯНЦЗЯ (кит., букв.— школа, осн. на учении о силах инь и ян), одна из десяти филос. школ, выде­ленных учёными периода Хань (206 до н. э.— 220 н. э.) в др.-кит. философии. Возникла, вероятно, как резуль­тат астрономич. наблюдений. До нас не дошло ни одного трактата или развёрнутого фрагмента текста школы И., поэтому об её идеях можно судить лишь на основе отрывочных данных. Гл. представителем И. считается Цзоу Янь (305—240 до н. э.), к-рый посещал акаде­мию Цзися, был плодовитым автором и, видимо, разра­ботал принцип кругового взаимопорождения и взаимо­уничтожения пяти движущих начал (у-син). Распрост­ранив его действие на человеч. общество, Цзоу Янь вы­двинул теорию о «круговороте моральных качеств пя-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: