Латентная фаза напряженности – это в целом нормальный психологический фон не только этноконтактных, но и любых других ситуаций, связанных с элементами новизны или неожиданности.
В межэтническом взаимодействии, как и в любых позитивных межличностных отношениях сочетаются как кооперативные, так и соревновательные процессы.
Человек во взаимодействиях с незнакомыми людьми – «чужаками» чаще, чем со знакомыми, испытывает страх и в меньшей степени контролирует гнев.
Латентная напряженность, при всей внешней благопристойности межэтнических отношений, обнаруживает свой мощный взрывной потенциал в условиях кардинальных социально-экономических изменений в обществе.
Фрустрационная фаза напряженности имеет в своей основе ощущения гнетущей тревоги, отчаяния, гнева, раздражения, разочарования.
Негативные переживания повышают степень эмоциональной возбужденности людей.
Нарастание интенсивности фрустрационной напряженности в обществе приводит ее трансформацию в межэтническую.
|
|
Психологические функции этнического самосознания
Когнитивная: познаю мир и себя
Ø знание об этнокультурной реальности (язык, обычаи, традиции, легенды и т.п.)
Адаптивная: приспособляюсь
Ø этническое значение сопричастности и принадлежности к субъектам этнического мира «я такой же как они» хочу быть таким же как они»
Регулятивная: поведение, общение, деятельность
Ø социальные потребности этнического сообщества: самовыражение, самоутверждение
Воздействующая: влияние на других
Ø доминирование, лидерство
Ø гиперпозитивная – негативная
Преобразующая: формирование у других ценностных ориентаций
Ø Изменение установок этнофоров
Оценочная: оценивая, постигаю смысл
Ø Формирование системы ценностей, отражающих этнических смысл жизнедеятельности этнофора
Развивающая: формирование системы этнопсихологических свойств
Ø Этнические свойства наиболее значимые для этнофора как представителя общности
Развитие этнического самосознания
Ø осознание особенностей этнической культуры своего этноса
Ø осознание «психологических особенностей своего этноса
Ø осознание тождественности со своим этносом
Ø осознание собственных этнопсихологических особенностей
Ø осознание себя субъектом своей этнической общности