Ø осознание принадлежности к этносоциальной общности как социально-экономической и политической организации
Ø осознание места и роли своего этноса в системе межнациональных отношений, осознание самобытности и уникальности своей культуры
Ø понимание и оценка исторического места своего этноса в современном мире
Этнические обычаи и традиции – передающиеся из поколения в поколение правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью (христиане снимают головной убор, евреи покрывают голову; в Европе цвет траура черный, в Китае – белый).
Этнические интересы – мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической группы (общности).
Этносы – основные действующие лица истории.
Типология межэтнических конфликтов
Ø Первый тип – статусные институциональные конфликты (в советских республиках) переросшие в борьбу за независимость.
Ø Второй тип – статусные конфликты (в союзных и автономных республиках, автономных областях) возникшие в результате борьбы за повышение статуса республики или его получение.
|
|
Ø Третий тип – этнотерриториальных конфликты. На постсоветском пространстве была зафиксировано 180 этнотерриториальных споров. Это борьба за восстановление автономий (немцы Поволжья, крымские татары), за возвращение на территорию прежнего проживания (турки-месхетинцы – в Грузию).
Ø Четвертый тип – межгрупповые (межобщинные) конфликты. Именно к такому типу относятся конфликты, подобные тем, которые были в Якутии (1986), в Туве (1990), а также русско-эстонский конфликт в Эстонии, русско-латышский – в Латвии и русско-молдавский- в Молдавии.
В развитии межэтнических конфликтов центральное значение имеют следующие социально-перцептивные механизмы:
1. Смещение баланса эмоционального позитива «в пользу» собственной этнической группы. В результате повышается избирательность межэтнического восприятия.
2. Актуализация межэтнических различий. При этом увеличиваются межгрупповые и уменьшаются внутригрупповые различия.
3. «Этническая» генерализация негативного эмоционального потока и поиск виноватого по этническому критерию.
4. Объяснение недостатков и неудач собственной этнической группы внешними факторами и обстоятельствами, а не внутренними причинами (личностные характеристики, мотивы и цели).
5. Смещение «оправдательных» и «обвинительных» критериев. Примером этого является превращение в очень короткий срок в республиках бывшего СССР «братских народов» в «мигрантов», «инородцев» и «оккупантов».
6. Проецирование собственных (но неосознаваемых и потому неприемлемых для своего народа) негативных чувств, качеств и особенностей на представителей других этнических групп.