Этнологическое сознание

Ø осознание принадлежности к этносоциальной общности как социально-экономической и политической организации

Ø осознание места и роли своего этноса в системе межнациональных отношений, осознание самобытности и уникальности своей культуры

Ø понимание и оценка исторического места своего этноса в современном мире

Этнические обычаи и традиции – передающиеся из поколения в поколение правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью (христиане снимают головной убор, евреи покрывают голову; в Европе цвет траура черный, в Китае – белый).

Этнические интересы – мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической группы (общности).

Этносы – основные действующие лица истории.

Типология межэтнических конфликтов

Ø Первый тип – статусные институциональные конфликты (в советских республиках) переросшие в борьбу за независимость.

Ø Второй тип – статусные конфликты (в союзных и автономных республиках, автономных областях) возникшие в результате борьбы за повышение статуса республики или его получение.

Ø Третий тип – этнотерриториальных конфликты. На постсоветском пространстве была зафиксировано 180 этнотерриториальных споров. Это борьба за восстановление автономий (немцы Поволжья, крымские татары), за возвращение на территорию прежнего проживания (турки-месхетинцы – в Грузию).

Ø Четвертый тип – межгрупповые (межобщинные) конфликты. Именно к такому типу относятся конфликты, подобные тем, которые были в Якутии (1986), в Туве (1990), а также русско-эстонский конфликт в Эстонии, русско-латышский – в Латвии и русско-молдавский- в Молдавии.

В развитии межэтнических конфликтов центральное значение имеют следующие социально-перцептивные механизмы:

1. Смещение баланса эмоционального позитива «в пользу» собственной этнической группы. В результате повышается избирательность межэтнического восприятия.

2. Актуализация межэтнических различий. При этом увеличиваются межгрупповые и уменьшаются внутригрупповые различия.

3. «Этническая» генерализация негативного эмоционального потока и поиск виноватого по этническому критерию.

4. Объяснение недостатков и неудач собственной этнической группы внешними факторами и обстоятельствами, а не внутренними причинами (личностные характеристики, мотивы и цели).

5. Смещение «оправдательных» и «обвинительных» критериев. Примером этого является превращение в очень короткий срок в республиках бывшего СССР «братских народов» в «мигрантов», «инородцев» и «оккупантов».

6. Проецирование собственных (но неосознаваемых и потому неприемлемых для своего народа) негативных чувств, качеств и особенностей на представителей других этнических групп.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: