Argumentum primarium (palmarium)

(лат.) — решающее (приносящее по­беду) доказательство.

Ars conjecturalis (лат.) — искусство толкования.

Ars magna (лат.) — великое искус­ство. Название логич. труда Луллия.

Artes liberales (лат.) — свободные искусства. Позднеантич. и ср.-век. название семи светских наук. См. Trivlum и Quadrivium.

Aseitas (лат.) — от-себя-(бытие). Бог как абсолютная самостоятельность; как совершенное благодаря себе. Ср.-век. термин.

Asylum ignorantiae (лат.) — убежи­ще невежества. Понятие, на к-ром останавливаются, чтобы избежать дальнейших размышлений. Αταραξία (ataraxia) (греч.) — невоз­мутимость. Состояние душевного покоя, достигаемое мудрецом (Де­мокрит, Эпикур, скептики).

Auctoritas nasum cereum habet (лат.) — у авторитета — восковой нос (т. е. его можно повернуть куда угодно). Схоластич. афоризм. Aufhebung (нем.) — см. Снятие.

Aurea mediocritas (лат.) — золотая середина (Гораций).???AutOQxeict (autarkeia) (греч.) — автар­кия, самоудовлетворение. Внутренняя самодостаточность, автономность, не­зависимость (Демокрит, киники, стои­ки, Платон, Аристотель).

Automaton spirituale (лат.) — духов­ный механизм (Лейбниц). Αυτός έ'φα (autos epha) (греч.) — сам (учитель) сказал. По преданию, пи­фагорейцы о своём учителе, подчёр­кивая непререкаемость его слов.

В

Begriffsdichtung (нем.) — поэзия по­нятий. Ланге о сущности метафи­зики.

Bellum omnium contra omnes (лат.) — война всех против всех (Гоббс).

Bona fide (лат.) — заслуживающий доверия.

Bon sens (франц.) — здравый смысл.

С

Calculus probabilium (лат.) — исчис­ление вероятностей.

Casus conscientiae (лат.) — вопрос совести.

Causa (лат.) — причина, основание.

Causa activa (лат.) — действующая причина.

Causa corporalis (лат.) — физич. при­чина.

Causa cognoscendi (лат.) — основание познания.

Causa efficiens (лат.) — действующая причина.

Causa esscndi et fiendi (лат.) — осно­вание существования и возникнове­ния.

Causa exemplaris (лат.) — причина парадигматическая; порождающая модель вещи.

Causa finalis (лат.) — целевая (ко­нечная) причина.

Causa formalis (лат.) — формальная причина.

Causa materialis (лат.) — материаль­ная причина.

Causa movens (motiva) (лат.) — дви­жущая причина.

Causa sui (лат.) — причина себя (схо-ластич. термин). По Спинозе, суб­станция — причина самой себя. Causa vera (лат.) — истинная при­чина.

Causae occasionales (лат.) — побу­дит. причины, «случайные» причи­ны, когда одно действие вызывается по поводу (по случаю) другого. См. Окказионализм.

Characteristica universalis (лат.) — универсальное знаковое искусство (Лейбниц).

Χάρισμα (charisma) (греч.) — см. Xаризма.

Circulus in definiendo (лат.) — круг в определении.

Circulus in demonstrando (лат.) — круг в доказательстве.

Circulus in probando (лат.) — круг в обосновании, доказательстве.

Circulus vitiosus (лат.) — порочный круг. Доказательство, предпосылки к-рого уже содержат то, что должно быть доказано.

Cogito ergo sum (лат.) —мыслю, сле­довательно существую. Тезис Де­карта.

Cogitor ergo sum (лат.) — мыслюсь (богом), следовательно существую. Тезис Баадера, противопоставлен­ный тезису Декарта.

Coincidentia oppositorum (лат.) — совпадение противоположностей (ср.-век. философия, Николай Ку-занский).

Common sense (англ.) — здравый смысл.

Complicatio — explicatio (лат.) — свёртывание — развёртывание (Ни­колай Кузанский).

Conatus (лат.) — порыв, стремление. По Гоббсу, ответная реакция тела на воздействие силы.

Concordia discors (лат.) — несоглас­ное согласие. Тождественность в к.-л. смысле мнений спорящих сторон.

Concursus dei (лат.) — соприсутствие бога. Участие бога в деятельности

спасающего душу человека; постоян­ная поддержка богом существова­ния вещей.

Conditio sine qua non (лат.) — необ-ходимое условие.

Consensus (consensus gentium, con­sensus omnium) (лат.) — согласие, общее мнение (согласие народов, сог­ласие всех).

Consummatum (лат.) — доведённое до конца.

Contradictio in adjecto (лат.) — про­тиворечие в определении. Напр., круглый квадрат.

Contrat social (франц.) — см. «Об-щественный договор».

Corpus mysticum (лат.) — мистич. тело. Символич. обозначение христ. церкви как тела Христова. Creatio continue (лат.) — непрерыв­ное творение.

Creatio ex nihilo (лат.) — творение из ничего.

Credo (лат.) — верую. Исповедание, символ веры; убеждения.

Credo, quia absurdum (лат.) — верую, потому что абсурдно. Неточная ци­тата из Тертуллиана; искажение его слов «credibile est quia ineptum» — «вероятно, ибо нелепо».

Credo, ut intelligam (лат.) — верю, чтобы понимать. Принцип Августи­на, повторенный Ансельмом Кен-терберийским.

Cum principia negantenon est dis-putandum (лат.) — с отрицающим принципы не должно спорить; для спора нужна нек-рая общность ис­ходных посылок.

Curriculum vitac (лат.) — жизнен­ный путь; жизнеописание.

D

Δαιμόνων (daimonion) (греч.) — де­мон, божество. Так называл Сок­рат свой «внутр. голос», предосте­регавший его от неправильных по­ступков.

Dasein (нем.) — существование, оп­ределённое бытие, наличное бытие, здесь-бытие.

De facto (лат.) — фактически, на де­ле.

Definitio essentialis (лат.) — сущест­венное определение.

De jure (лат.) — по закону, юриди­чески.

De omnibus dubitandum (лат.) — подвергать всё сомнению. Принцип философии Декарта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: