double arrow

De profundis (clamavi ad te Domine)

(лат.) — из бездны (воззвал к тебе, господи). Начальные слова 129-го псалма.

Desideria carnis (лат.) — плотские желания.

Determinatio est negatio (лат.) — ог­раничение есть отрицание (Спино­за). Иногда «determinatio» перево­дится как «определение».

De tripode dictum (лат.) — с тренож­ника изречённое; такое же тёмное, как слова пифии.

Deus absconditus (лат.) — незримый бог. Один из эпитетов библейского бога. Иногда подразумевается афин­ский алтарь «неведомому богу».

Deus ecce deus! (лат.) — бог, вот бог! Восклицание сивиллы из «Энеи­ды» Вергилия. Образное обозначе­ние поэтпч. вдохновения.

Deus ex machina (лат.) — бог из машины. Неожиданная развязка. В греч. трагедиях конфликт часто разрешался появлением бога при помощи театрального механич. при­способления.

Deus sive nature (лат.) — бог, или (то есть) природа. Отождествление Спинозы.

Dictum sapienti sat (лат.) — сказан­ного достаточно разумному.

Differentia specifica (лат.) — видо­вое отличие (схоластич. термин).

Ding an sich (нем.) — см. An sich.

Distinctio (formalis, rationis, realis) (лат.) — различение (формальное, рациональное, реальное). Docta ignorantia (лат.) — учёное незнание; умудрённое неведение (Ни­колай Кузанский).

Doctor angelicas (лат.) — ангеличе-ский доктор. Почётный титул Фомы Аквинского.

Doctor christianissimus (лат.) — хри­стианнейший доктор. Почётный ти­тул философа-схоласта Иоанна Гер-сона (1363—1429).

Doctor extaticus (лат.) — экстатиче­ский доктор. Почётный титул фило­софа-схоласта Дионисия Картезиан­ца (1402/3—1471).

Doctor fundatissimus (лат.) — осно­вательнейший доктор. Почётный ти­тул философа-схоласта Эгидия Рим­ского (1247—1316).

Doctor illuminatus (лат.) — просвет­лённый доктор. Почётный титул Рай-мунда Луллия.

Doctor invincibilis (лат.) — непобеди­мый доктор. Почётный титул Уильяма Оккама.

Doctor marianus (лат.) — доктор, по­гружённый в молитвенное созерца­ние девы Марии. Почётный титул Франциска Ассизского и нек-рых христ. мистиков.

Doctor mirabilis (лат.) — чудесный доктор. Почётный титул Р. Бэкона.

Doctor seraphicus (лат.) — серафи­ческий доктор. Почётный титул Бонавентуры.

Doctor solemnis (лат.) — торжест­венный доктор. Почётный титул фи­лософа-схоласта Генриха Гентского (1217—93).

Doctor subtilis (лат.) — тонкий док­тор. Почётный титул Иоанна Дунса Скота.

Doctor universalis (лат.) — всеобъ­емлющий доктор. Почётный титул Альберта Великого.

Δό|α (doxa) (греч.) — мнение; ви­димость; недостоверное суждение. См. Мнение и знание.

Δύναμις (dynamis) (греч.) — возмож­ность (ср. Ενέργεια). Также — сила, способность, свойство.

Duree (франц.) — длительность. По­нятие философии Бергсона.

Ε

Ecclesia spiritualis (лат.) — духов­ная церковь; церковь как духовное единство верующих.

Ego (лат.) — Я.

Είδωλα (eiflola) (греч.) — отображе­ния, подобия. По Демокриту, тонкие истечения, отделяющиеся от вещей.

Είδος (eidos) (греч.) — см. Эйдос.

Ei incumbit probatio, qui dicit, non qui negat (лат.) — бремя доказа­тельства лежит на том, кто ут­верждает, а не на том, кто отрицает. Одно из положений римского права.

Emergent (англ.) — новое качество, возникающее в ходе эволюции, но не выводимое (в отличие от resul­tant) из предшествующих момен­тов. См. Эмерджентная эволюция.

Elan vital (франц.) — жизненный по­рыв. Категория философии Берг­сона.

Ενάργεια (enärgeia) (греч.) — непо-средств. очевидность. По Эпикуру, свойство чувств. восприятия; крите­рий истины.

Ενέργεια (energeia) (греч.) — акт, активность, деятельность, действи­тельность (ср. Δύναμις). См. Энер­гия; Энтелехия.

Ens (лат.) — сущее, бытие, вещь.

Ens ab alio (лат.) — сущее благода­ря другому.

Ens a se (лат.) — сущее благодаря себе.

Ens entium (лат.) — сущее из су­щих. То, что делает существующие вещи существующими (бог).

Ens in actu (лат.) — сущее в дейст­вительности.

Ens in potentia (лат.) — сущее в воз­можности.

Ens rationis (лат.) — мыслимое су­щее.

Ens reale (лат.) — реальное сущее.

Ens realissimum (лат.) — реальней­шее сущее '(бог).

Εντελέχεια (entelecheia) (греч.) — см. Энтелехия.

Entia non sunt multiplicanda praeter necessitatem (лат.) — сущности не следует умножать без необходимо­сти. Одна из формулировок «бритвы Оккама».

Επαγωγή (epagögö) (греч.) — при­ведение. Индукция.

Έπέκεινα (epekeina) (греч.) — за­предельное (бытие). Термин Плато­на, обозначающий трансцендент­ность идеи блага.

Επιστήμη (episteme) (греч.) — зна­ние (точное); наука. Достоверное знание. См. Мнение и знание. Επιστροφή (epistrophe) (греч.) — см. Μονή.

Εποχή (epoche) (греч.) — воздержа­ние от суждения. См. Эпохе.

Ereclus ingenium (лат.) — высокий об­раз мыслей.

Erga (лат.) — по отношению к...

Ergo (лат.) — следовательно.

"Εργον (ergon) (греч.) — факт, дея­ние, содеянное. Содеянное как ре­зультат действительности (ενέργεια). По В. Гумбольдту, язык — не про­дукт деятельности (έργον), а деятель­ность (ενέργεια).

Erlebniss (нем.) — переживание. Термин «понимающей психологии» Дильтея.

Errare humanum est (лат.) — челове­ку свойственно ошибаться. Афоризм Сенеки-старшего.

Esprit de finesse — esprit de geo-metrie (франц.) — дух (ум) тонкий — дух (ум) геометрический. У Паска­ля — интуитивное проникновение в суть вещей, отличающееся от на­уч. познания.

Esse (лат.) — бытие, существование.

Esse est percipi (лат.) — быть — значит быть воспринимаемым (Берк­ли).

Essentia (лат.) — сущность.

Eventualia (лат.) — предполагаемое; возможное при определенных усло­виях.

Evoluta (лат.) — выявленное, от­крытое.

Ewig-weibliche (нем.) — вечно-жен­ственное. Женственное начало в мире; мировая душа. Слова из «Фауста» Гёте.

Ex adversa (лат.) — от противного (доказательство).

Exclusi tertii. principium (лат.) — исключённого третьего принцип (за­кон).

Exempli causa (лат.) — например.

Ex fontibus (лат.) — из первоисточ­ников.

Ex nihilo nihil fit (лат.) — из ничего не происходит ничего (Персии).

Experimenta fructifera (лат.) — опы­ты плодоносные. Исследования, при­носящие практич. пользу (Ф. Бэкон).

Experimenta lucifera (лат.) — опы­ты светоносные. Исследования, рас­ширяющие знания (Ф. Бэкон). Experimentum crucis (лат.) — экс­перимент креста (перекрёстка). Ре­шающий эксперимент (Ф. Бэкон). Explicite — implicite (лат.) —развёр­нуто, явно — неявно, подразуме­ваемо.

F

Fallacia (лат.) — ошибка.

Fallacia accidentis (лат.) — ошибка в результате смешения существен­ного со случайным.

Fallacia a sensu composito ad sen-sum divisum (лат.) — ошибка, ког­да о части утверждается то, что спра­ведливо по отношению к целому.

Fallacia a sensu diviso ad sensum compositum (лат.) — ошибка, когда о целом утверждается то, что спра­ведливо лишь по отношению к части.

Fallacia dictionum (лат.) — умоза­ключения, неправильные сами по себе.

Fallacia falsi medii (лат.) — доказа­тельство при помощи ложных суж­дений.

Fallacia fictae necessitatis (лат.) — ошибка, вызванная сочетанием дово­дов, на самом деле не связанных между собой с необходимостью.

Fallacia fictae universalitatis (лат.) — см. Ficta universalitas.

Fallacia incerti medii (лат.) — тоже, что Petitio principii; см. Логические ошибки.

Fallacia plurium interrogationum (лат.) — ошибка из-за смешения неск. вопросов в одном.

Fallacia secundum dictionem (лат.) — ошибка из-за неправильного сло­весного выражения (ср. Fallacia extra dictionem).

Fallacia suppositionis (лат.) — ошиб­ка из-за неправильного допущения.

Falsa in uno, falsa in omnibus (лат.) — ошибка в одном — ошибка во всём.

Fata volentem ducunt, nolentem trahunt (лат.) — судьба желающих ведёт, нежелающих тащит. Выраже­ние Цицерона и Сенеки, восходит к Клеанфу.

Fatum (лат.) — судьба, рок.

Fiat (лат.) — да будет.

Ficta universalitas (лат.) — ошибка из-за придания большей посылке всеобщего характера, к-рого она не имеет.

Fides quaerens intellectum (лат.) — вера, ищущая разумения (Ансельм Кентерберийский).

Figura dictionis (лат.) — неправиль­ное умозаключение, возникающее из-за смешения неск. значений слова.

Filioque (лат.) — и сына. Догмат рим.-католич. церкви, признающей, в отличие от вост. церкви, исхожде-ние св. духа не только от бога-отца, но и от бога-сына.

Flatus vocis (лат.) — колебание го­лоса. По Росцелину, универсалии существуют только как колеблемый речью воздух.

Fons vitae (лат.) — источник жизни (бог). Лат. название пантеистич. произв. Ибн Гебироля (Авицебро-на).

Formaliter (лат.) — но форме, фор­мально.

Fundamentum divisionis (лат.) — ос­нование разделения.

Furioso eroico (итал.) — героический энтузиазм (Дж. Бруно).

Für sich (нем.) — для себя. «Для-се-бя-бытие» — категория философии Гегеля, обозначающая в-себе-бытие (см. An sich), раскрытое осознанием. Также — идеальность, в процессе своего существования снимающая противопоставление себя другому.

G

Geistesgeschichte (нем.) — история духа. История культуры как исто-

рия духовных образований (Диль-тей).

Geisteswissenschaften (нем.) — науки о духе (Дильтей и неокантианцы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: