Аутсорсинг бизнес-процессов и его методология

Аутсорсинг бизнес-процессов представляет передачу сторонней организации отдельных бизнес-процессов, которые не являются для предприятия основными, бизнес образующими. Из их числа на аутсорсинг могут быть переданы такие, как управление персоналом, бухгалтерский учет, маркетинг, реклама, логистика. На рисунке 9 показана структура бизнес-процессов предприятия с учётом аутсорсинга и без него. Так, без аутсорсинга 50-60% от общего числа бизнес-процессов предприятия приходится на административно-хозяйственные. Использование аутсорсинга позволяет увеличить долю стратегических процессов в компании[38].

Рис. 9. Структура бизнес-процессов предприятия

Аутсорсинг – это организационно-экономическое решение о выделении непрофильных бизнес-функций или частей бизнес-процесса компании стороннему подрядчику, способствующее прозрачности бизнес-процессов, повышению инвестиционной привлекательности и соответственно, повышению конкурентоспособности бизнеса в целом[39].

Любая не основная функции в настоящее время может быть передана специализированным компаниям: управление кадрами, логистика, бухгалтерия и даже сборочное производство. Но на аутсорсинг не передаются те функции, в которых предполагаются инновации (рисунок 10)[40].

Рис. 10. Классификация сервисных операций по близости к основной деятельности и уровню ноу-хау

Аутсорсинг бизнес-процессов является необычайно динамично развивающимся видом, причём наибольший рост проявляет аутсорсинг в сфере финансов и бухгалтерского учёта.

Как правило, принятию решения об аутсорсинге предшествует точный и достаточно глубокий анализ бизнес-процессов. Анализ бизнес-процесса осуществляется в основном по двум направлениям:

ñ анализ результативности процесса;

ñ анализ эффективности процесса.

Анализ результативности проводится в основном по показателям качества продукта и степени удовлетворенности клиента. Анализ же эффективности процесса определяется по показателям времени прохождения процесса и его этапов, по стоимости процесса и его отдельных операций.

При анализе бизнес-процесса могут быть выявлены следующие недостатки:

ñ несоответствие результата процесса требованиям его потребителя;

ñ неэффективные затраты ресурсов;

ñ чрезмерная длительность процесса;

ñ дублирование функций различных организационных единиц;

ñ дублирование или отсутствие ответственности;

ñ неиспользуемые выходы;

ñ лишние или недостающие связи между исполнителями;

ñ лишние или недостающие (неполные) документы и информация;

ñ разрывы, несогласованность работы по этапам.

На основе проведённого анализа разрабатывается система мероприятий по их устранению. В процессе анализа могут быть выявлены такие несоответствия:

ñ процесс подготовки и производства нового вида продукции не предусматривает полной оценки эффекта от выпуска нового вида продукции;

ñ отсутствие информационной обеспеченности в области оценки потенциальной доли рынка данного вида продукции;

ñ отсутствие информации о потребностях потенциального потребителя в отношении условий доставки, упаковки, технических характеристик нового вида продукции;

ñ квалификация персонала не соответствует занимаемым должностям.

Как правило, оценивается компетентность, ответственность, полномочия и качество исполнения работ подразделением в рамках бизнес-процесса. Важно определить, какие подразделения участвуют в том или ином процессе; оценить вклад того или иного подразделения в интересующий процесс; целесообразность выполнения тех или иных операций тем или иным подразделением; оценить ответственность каждого подразделения за процесс в целом и конкретную операцию; оценить целесообразность распределения ответственности. В результате чего необходимо сделать соответствующие выводы и разработать план мероприятий, направленных на устранение несоответствий или принять решение об аутсорсинге. На основе проведённого анализа следует:

ñ определить требования к процессу;

ñ сформировать альтернативные сценарии, которые должны привести к необходимому результату;

ñ оценить альтернативные варианты с точки зрения требуемых параметров результативности и эффективности.

Затем осуществляется утверждение, моделирование и документирование бизнес-процесса. На основании изложенного выше, важно отметить, что модели принятия управленческого решения об аутсорсинге строятся по принципу процессного подхода к управлению. Бизнес-процессы в совокупности представляют собой сценарии: сценарий продаж, снабжения, планирования, бухгалтерской отчётности, производства, финансовой деятельности и другие.

Аутсорсинг бизнес-процессов эторезультат развития со­временного предпринимательства в целом. По мнению западных аналитиков, эволюция партнёрских взаимоотношений в условиях «рынка потребителя» может характеризоваться тремя группами факторов:

ñ технологические (партнёрство в сфере совершенствования качества продукции и снижения затрат);

ñ процессные (партнёрство в сфере совершенствования процессов создания стоимости);

ñ предпринимательские (партнёрство в сфере реорганизации предприятия или рынка).

Изменение конфигурации бизнес-системы является следствием изме­нения роли партнёра-аутсорсера в результате формирования новых, комплексных предложений на рынке услуг IT-аутсорсинга, что свя­зано с возрастанием роли информации в развитиисовременного бизнеса.

Качественно новый подход к организации деятельности предприятия на основе аутсор­синга бизнес-процессов и то влияние, которое он уже сегодня оказы­вает на глобальный рынок, позволили говорить об аутсорсинге бизнес-процессов как о самостоятельной форме аут­сорсинга.

В России аутсорсинг бизнес-процессов, несмотря на своё быстрое развитие, ещё не очень распространен. Однако полный аутсорсинг бизнес-процессов постепенно становится обычным делом для крупных международных компаний. Будет появляться всё больше поставщиков услуг, которые будут либо занимать небольшие ниши, либо ориентироваться на самый широкий круг задач.

В частности, Институт аутсорсинга (Outsourcing Institute,США) объединяет все виды услуг аутсорсинга в две группы:

ñ аутсор­синг бизнес-процессов;

ñ IТ-аутсорсинг [41].

Такой подход объясняется формированием рынка услуг аутсорсинга со стороны крупных по­ставщиков. Действительно, рынок услуг аутсорсинга эволюциони­рует в сторону расширения компетенции аутсорсеров: от простой специализации в определенной области до полной поддержки всей коммер­ческой деятельности клиента высокотехнологичными решениями на основе самых совершенных программных и техни­ческих средств.

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте понятия бизнес-процесс, владелец бизнес-процесса, показатели бизнес-процесса, показатели эффективности бизнес-процесса, сеть бизнес-процессов предприятия.

2. Приведите классификацию бизнес-процессов.

3. Дайте характеристику современным системам управления бизнес-процессами.

4. Раскройте сущность аутсорсинга бизнес-процессов.

5. Обоснуйте причины использования аутсорсинга бизнес-процессов.

6. Дайте характеристикуPIQS (Process Integrated Quality System) – системы менеджмента качества, интегрированной с бизнес-процессами.

7. Опишите МС ИСО серии 9000 версии 2000, регламентирующие требования к системам менеджмента качества.

8. Обоснуйте преимущества полного аутсорсинга бизнес-процессов.

9. Опишите методологию анализа бизнес-процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow