В логистический процесс вовлечены различные здания и сооружения, ход процесса существенно зависит от степени подготовленности к нему самих движущихся и периодически накапливаемых в запасах грузов.
Совокупность производительных сил, обеспечивающих прохождение грузов, также организована. По существу, если имеют место материальные потоки, то всегда имеет место какая-то товаропроводящая система. Традиционно эти системы специально не проектируются, а возникают как результат деятельности отдельных элементов различных предприятий, или же подразделений одного предприятия.
В этой связи, возникшие функции снабжения материалами и сырьём, производства продукции, её хранения и распределения, трансформировались в самостоятельное направление науки и форму хозяйственной практики – логистику.
Ключевым понятием в логистике является материальный поток. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьём, полуфабрикатами и готовыми изделиями – начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.
|
|
Материальный поток – это продукция (в виде грузов, деталей, товарно-материальных ценностей), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических (транспортировка, складирование) и (или) технологических (механообработка, сборка и другие) операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас.
Материальный поток характеризуется определённым набором параметров:
ñ номенклатура, ассортимент и количество продукции;
ñ габаритные характеристики (объём, площадь, линейные размеры);
ñ весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);
ñ физико-химические характеристики груза;
ñ характеристики тары (упаковки);
ñ условия договоров купли-продажи (передачи в собственность, поставки);
ñ условия транспортировки и страхования;
ñ финансовые (стоимостные) характеристики;
ñ условия выполнения других операций физического распределения, связанных с перемещением продукции.
С каждым из указанных параметров связан определённый объём информации и со многими параметрами – финансовые показатели (издержки, цены, тарифы) и ограничения. Однако следует учитывать, что во временном и пространственном аспектах информационные и финансовые потоки могут не совпадать с материальными.
|
|
Материальный поток образуется в результате совокупности определённых действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями.
Однако понятие логистической операции не ограничивается действиями лишь с материальными потоками. Логистическую операцию сопровождает информация, документооборот и конкретное управленческое решение. Таким образом, для управления материальным потоком необходимо принимать, обрабатывать и передавать информацию, соответствующую этому потоку. Выполняемые при этом действия также относят к логистическим операциям.
К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести погрузку, транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование, упаковку и другие операции. Логистические операции с информационным потоком – это, как отмечалось, сбор, обработка и передача информации, соответствующей материальному потоку. Следует отметить, что издержки на выполнение логистических операций с информационными потоками составляют существенную часть логистических издержек [45].
Выполнение логистических операций с материальным потоком, поступающим в логистическую систему или покидающим её, отличается от выполнения этих же операций внутри логистической системы. Это объясняется имеющим место переходом права собственности на товар и переходом страховых рисков с одного юридического лица на другое. По этому признаку все логистические операции разделяют на односторонние и двусторонние. Некоторые логистические операции являются, по существу, продолжением технологического производственного процесса, например, расфасовка. Эти операции изменяют потребительские свойства товара и могут осуществляться как в сфере производства, так и в сфере обращения.
В научной и практической деятельности предприятий выделяют следующие виды логистики:
ñ логистику, связанную с обеспечением производства материалами (закупочная логистика);
ñ производственную логистику;
ñ сбытовую (маркетинговую, или распределительную).
Функции логистических закупок:
ñ Определение потребности в необходимых материальных ресурсах.
ñ Получение и оценка предложений.
ñ Выбор поставщиков.
ñ Согласование цены и заключение договоров.
ñ Формирование заказов.
ñ Контроль над количеством и сроками поставок.
ñ Входной контроль и размещение материальных ресурсов на складе.
ñ Управление запасами и контроль.
Распределительная (маркетинговая) логистика связана с товародвижением в сфере распределения,планированием и контролем за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест происхождения к местам их использования. Задача – довести товар до потребителя с минимальными издержками и в кратчайший срок.