(1) Суровые, требовательные годы совпали для нас, «военных мальчишек», с возрастными законами воспитания человека. (2) 3а всё подростки брались сами. (З) Учились у взрослых и друг у друга, самолюбие подгоняло: Петька может, а я почему же? (4) Вспоминаю, что мы умели. (5) Мы — это пять одногодков и одноклассников с одной улицы. (6) Мы умели косить, подшить валенки, вставить в ведёрко дно, почистить дымоход в печке, умели наладить пилу, отбить косу, подправить крышу, сделать лестницу, грабли, сплести лукошко из хвороста, намесить глину для штукатурки, навьючить воз сена, смолоть зерно, почистить колодец...
(7) И не скажу, что росли мы дичками. (8) Ходили в школу. (9) И много, поразительно много читали. (10) Книги, конечно, были случайные. (11) Но если говорить о КПД их работы, он был огромным. (12) Читали с жадностью! (13) 3а хорошей книжкой всегда была очередь. (14) И было заведено: прочёл — расскажи! (15) Так мы менялись книжками и тем, что узнали из книжек. (16) И бывало ещё: читали вслух, по очереди.
(17) Если бы в то время кто-нибудь нам сказал: через десять-пятнадцать лет можно будет дома сидеть у ящика с экраном и видеть, что происходит за тысячи километров, мы бы никогда не поверили.
|
|
(18) Что ещё прорастало из детства? (19) Думаю, наблюдательность, желание всё испробовать, всему научиться. (20) В те времена нельзя было ждать, что нужную, необходимую вещь кто-нибудь в дом принесёт и житейское дело кто-то исполнит.
(21) Может странным кому-нибудь показаться, но я ничуть не сетую на судьбу, вспоминая эти четыре года. (22) Прокручивая сейчас назад ленту жизни, взвешивая, где, когда и чему научился, без колебания говорю: главная школа жизни приходится на эти годы.
(23) Глубоко верю: уроки мужества, труд и трудности сейчас для подростков также необходимы. (24) Их надо сознательно культивировать (в семье, в лагере, в школе), подобно тому, как физкультурой мы восполняем отсутствие естественного физического труда. (25) В нужное время, в нужных дозах, с оправданной степенью риска обязательно надо учить человека тому, что жизнь от него непременно потребует.
Василий Михайлович Песков (род. в 1930 г.) - советский писатель, журналист, путешественник и ведущий телевизионной программы «В мире животных» с 1975 по 1990 годы.
Какое из высказываний не соответствует содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) С детства ребёнка необходимо приучать к труду, к преодолению жизненных трудностей.
2) Главная школа жизни автора пришлась на военные годы.
3) В военное время ребята не ходили в школу, но много читали.
4) Ребята знали, что через десять-пятнадцать лет можно будет дома сидеть у ящика с экраном и видеть, что происходит за тысячи километров.
5) Автор не жалуется на судьбу, вспоминая своё военное детство.