Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшее профессиональное образование
«Ижевский государственный технический университет
имени М.Т. Калашникова»
РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
РЕШЕНИЕ ИНЖЕНЕРНО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ТОПОГРАФИЧЕСКИХ КАРТАХ И ПЛАНАХ
ВЫПОЛНИЛ студент гр.
_____________________
_____________________
ПРИНЯЛ_____________
Ижевск 2014
Масштабы
Задача 1.1. Построить нормальный сотенный поперечный масштаб.
Задача 1.2. Измерить длины сторон трех произвольных по форме треугольников с помощью поперечного масштаба, считая, что первый из них построен в масштабе 1:5000, второй - 1:10000 и третий - 1:25000.
1:5000 1:10000 1:25000
Задача 1.3. По длинам сторон, заданным преподавателем, построить три треугольника в масштабах 1:500, 1:1000, 1:2000.Вершины треугольников обвести кружочками диаметром 1мм. Длины сторон подписать параллельно сторонам с высотой цифр 2мм.
1:500 1:1000 1:2000
Номенклатура топографических карт
Задача 2.1. Найти номенклатуру листа карты масштаба 1:10000, на котором находится точка с географическими координатами В, L.
В = и L =
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||
| 13 | 24 | ||||||||||||
| 25 | 36 | ||||||||||||
| 37 | 48 | ||||||||||||
| 49 | 60 | ||||||||||||
| 61 | 72 | ||||||||||||
| 73 | 84 | ||||||||||||
| 83 | 96 | ||||||||||||
| 97 | 108 | ||||||||||||
| 109 | 120 | ||||||||||||
| 121 | 132 | ||||||||||||
| 133 | 144 | ||||||||||||
1:1000000
1:100 000
Номенклатура листа карты масштаба 1:10000 _____________________
Задача 3.1. Изучить условные знаки топографических карт различных масштабов (Условные знаки для топографических планов масштабов 1:5000 - 1:500 Москва, Недра, 1989. Вычертить гелевой ручкой 40 условных знаков, заданных преподавателем в соответствии с их размерами, указанными в книге. Названия условных знаков не подписывать.
Система плоских прямоугольных координат Гаусса – Крюгера
Задача 4.1. Определить прямоугольные координаты вершин треугольника.
Абсциссы точек А, В, С
| Точка | Х ю., км | ΔХ, км | ΔX/, км | Х, км |
| А | ||||
| В | ||||
| С |
Ординаты точек А, В, С
| Точка | Yз, км | ΔY, км | ΔY /, км | Y, км |
| А | ||||
| В | ||||
| С |
Задача 4.2. По измеренным в задаче 4.1 прямоугольным координатам вычислить длины сторон треугольника и сравнить их с непосредственно измеренными длинами сторон.
Значения длин сторон треугольника,
полученные при вычислениях и измерениях
| Название сторон | Приращения координат | Длины сторон, м | Расхождения, м | ||
| ΔХ, м | ΔУ, м | Вычисленные | Измеренные | ||
| АВ | |||||
| ВС | |||||
| АС |
Ориентирование
Задача 5.1. Измерить с помощью транспортира азимуты линий АВ, ВС, СА, ВА, СВ, АС. Вычислить румбы и внутренние углы треугольника АВС.
Результаты измерений истинных азимутов сторон треугольника АВС
| Название линий | Истинные азимуты, Аи | Румбы, г | Углы |
| АВ | ÐА= | ||
| ВС | ÐВ= | ||
| СА | ÐС= | ||
| ВА | S= | ||
| СВ | |||
| АС |
Задача 5.2. Измерить с помощью транспортира прямые и обратные дирекционные углы линий АВ, ВС, СА. Вычислить значения их румбов и внутренних углов треугольника.
Результаты измерений дирекционных углов сторон треугольника
| Название линий | Дирекционные углы, α | Румбы, r | Углы |
| АВ | ÐА= | ||
| ВС | ÐВ= | ||
| СА | ÐС= | ||
| ВА | S= | ||
| СВ | |||
| АС |
Задача 5.3. Вычислить дирекционные углы сторон АВ, ВС, СА, используя прямоугольные координаты, полученные в задаче 4.1 и сравнить их с измеренными. Дать анализ причин расхождений между вычисленными и измеренными величинами
Результаты сравнения вычисленных и измеренных дирекционных углов
| Название линии | Вычисленные румбы, r | Вычисленные дирекционные углы, αвыч | Измеренные дирекционные углы, αизм | Расхождение, αвыч- αизм |
| АВ | ||||
| ВС | ||||
| СА | ||||
| ВА | ||||
| СВ | ||||
| АС |
Задача 5.4. Найти сближение меридианов как разность между географическим азимутом и дирекционным углом для точек А, В, С.
Вычисление сближения меридианов
| Название сторон | Истинные азимуты, Аизи | Дирекционные углы, αизм | Сближение меридианов, γизм |
| АВ | |||
| ВС | |||
| СА |
Задача 5.5. Вычислить магнитные азимуты линий АВ, ВС, СА, используя значения дирекционных углов, а склонение магнитной стрелки и сближение меридианов взять из приложения 2 методички по заданному преподавателем варианту. Решение задачи иллюстрировать рисунками.
| Название линий | Дирекционные углы, a | Сближение меридианов, γ | Склонение магнитной стрелки, δ | Магнитный азимут, Ам |
| АВ | ||||
| ВС | ||||
| СА |
6. Рельеф и его изображение на картах и планах
Задача 6.1. Построить масштабы заложений для значений V0 и i.
Исходные данные для построения графиков заложений
| Углы наклона | 0,5° | 1° | 2° | 3° | 4° | 5° | 7° | 10° | 20° |
| Заложения, а (м) | |||||||||
| Уклоны, % | |||||||||
| Заложения, а (м) |
Ординаты заложений откладывать в масштабе карты
Графики заложений для углов наклона и уклонов
Задача 6.2. Определить крутизну ската по линии АВ пользуясь построенными в предыдущей задаче графиками заложений.
| Ном | |||||||||||||||||||
| Угол на-клона,v° | |||||||||||||||||||
| Уклон, i % | |||||||||||||||||||
Задача 6.3. Построить продольный профиль по линии ВС и вычислить уклон.
| Отметки поверхности земли | ||||||||||||||||||||||||
| Уклон линии ВС /длина линии | ||||||||||||||||||||||||
| План трассы |
Масштабы: горизонтальный 1:
вертикальный 1:






