Для успешного усвоения темы и активной работы на занятии выполните следующие задания согласно таблице 27.
Таблица 27. Химический состав печени. Роль печени в обмене веществ
Задание
| Указания к выполнению задания
|
Изучите основные функции печени.
| Выпишите основные физиологические и биохимические функции печени:
1) 2) 3) 4) 5) 6)
|
Изучите метаболическую функцию печени.
| 1. Продумайте, почему печень можно считать депо резервных белков в организме.
2. Выпишите, белки каких фракций плазмы крови синтезируются в печени.
3. Представьте процентное соотношение белковых фракций сыворотки крови здорового взрослого человека, нормальную протеинограмму:
· альбумины-
· α1- глобулины –
· α2 – глобулины –
· β – глобулины –
· γ – глобулины –
4. Продумайте принцип выявления диспротеинемии пробами коллоидоустойчивости.
5. Какие пробы коллоидоустойчивости Вы знаете? Выпишите их:
1) 2) 3) 4) и др.
6. Объясните причину геморрагических явлений при заболеваниях печени.
7. Выпишите факторы свертывания крови, синтезируемые в печени.
8. Каким превращениям подвергаются аминокислоты в гепатоцитах?
1) 2) 3) 4)
9. Объясните, почему при поражениях печени наблюдаются гипераминоацидемия и аминоацидурия.
10. Напишите, каково содержание гликогена (в г) в цельной печени человека.
11. Объясните функциональную и метаболическую связь содержания глюкозы в крови и гликогена в печени.
12. Представьте общую схему путей метаболизма глюкозы в гепатоците.
13. Представьте общую схему образования в печени глюкозы из аминокислот, глицерина и молочной кислоты.
14. Схематически представьте пути метаболизма фруктозы и галактозы в печени.
15. Объясните, почему в гепатоцитах возможно одновременное интенсивное течение процессов синтеза и распада жирных кислот, синтеза и окисления холестерина.
16. Какие липопротеины синтезируются в печени? Напишите процентное содержание их основных ингредиентов:
· белки-
· нейтральный жир –
· фосфолипиды –
· холестерин –
17. Схематически представьте этапы образования кетоновых тел в печени. Какова биологическая роль этих соединений?
18. Объясните, почему при тяжелых поражениях печени наблюдается гипохолестеринемия, снижение содержания в сыворотке крови фосфолипидов, ЛПОНП, ЛПВП?
19. Какие тесты, влияющие на состояние углеводного обмена в печени, используемые в клинических условиях, Вы знаете? Перечислите их:
а) б) в) г)
20. Представьте график нормальной сахарной кривой после нагрузки глюкозой.
|
Изучите экскреторную функцию печени.
| 1. Охарактеризуйте физиологическую роль желчи.
2. Перечислите составные компоненты желчи.
3. Вспомните роль печени в пигментном обмене.
4. Охарактеризуйте образование и метаболизм желчных кислот; первичные и вторичные желчные кислоты, их биологические функции.
5. Дайте представление о тестах, применяемых для исследования экскреторной функции печени.
|
Изучите барьерную (детоксикационную, обезвреживающую) функцию печени.
| 1. Выпишите основные группы соединений, инактивирующихся в печени.
2. Выпишите группы биохимических реакций, приводящих к обезвреживанию различных биологически активных и токсических, а также и чужеродных соединений:
1) 2) 3)
|
Изучите токсические вещества
| 1. Дайте определение понятию «токсичность».
2. Перечислите группы эндогенных токсических веществ:
1) 2) 3) и т.д.
3. Продумайте возможные пути поступления токсических веществ в организм человека.
4. Выпишите основные группы соединений, инактивирующихся в печени.
|
Дайте определение понятию «ксенобиотик»
| 1. Приведите примеры ксенобиотиков.
2. Дайте определение понятию «биотрансформация ксенобиотиков».
3. Выделите фазы/типы биотрансформации ксенобиотиков.
4. Выпишите группы биохимических реакций, приводящих к обезвреживанию различных биологически активных и токсических, а также чужеродных соединений:
1) 2) 3)
|
Изучите механизм микросомального окисления
| 1. Напишите схемы монооксигеназного и редуктазного путей микросомального окисления.
2. Поясните биологический смысл микросомального окисления.
3. Напишите реакции - основные продуценты восстановленного НАДФ, необходимого для поддержания процессов микросомального окисления.
4. Перечислите биологически активные соединения, образующиеся в результате микросомального окисления:
1) 2) 3)
5) Охарактеризуйте строение цитохрома Р450.
6) Объясните множественность форм цитохрома Р450.
7) Объясните, почему активность микросомального окисления наиболее высока в таких тканях, как печень, легкие, тонкий кишечник, плацента.
|
Изучите реакции конъюгации
| 1. Приведите пример реакции глюкуронидной конъюгации. Какие соединения подвергаются преимущественно глюкуронидной конъюгации? Напишите реакцию актитвации глюкуроновой кислоты.
2. Приведите пример реакции конъюгации с серной кислотой. Какие соединения подвергаются преимущественно такому варианту конъюгации? Напишите реакцию образования фосфоаденозилфосфосульфата (ФАФС).
3. Приведите пример реакции конъюгации с глутатионом. Какие соединения подвергаются преимущественно такому варианту конъюгации?
4. Вспомните реакции образования парных желчных кислот путем конъюгации с глицином и таурином, напишите примеры.
|
Изучите роль отдельных белков, определяющих реакцию клеток на воздействие ксенобиотиков и ионов тяжелых металлов
| 1. Охарактеризуйте белок множественной лекарственной устойчивости.
2. Дайте понятие о белках теплового шока и их биологической функции.
3. Охарактеризуйте металлотионеин и его роль в связывании ионов тяжелых металлов.
|