Прибыль – важнейший показатель в системе текущих целей предприятия, характеризующий финансовый результат его производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности. В экономической литературе существует три подхода к определению прибыли: академический, предпринимательский и бухгалтерский.
Суть академического подхода в исчислении прибыли с учетом экономически обоснованных доходов и расходов (прибыль экономическая) с учетом затрат отвергнутых возможностей (альтернативных издержек). Суть предпринимательского подхода в расчете прибыли по результатам изменения чистых активов предприятия (прибыль предпринимательская). Суть бухгалтерского подхода – в исчислении прибыли как разницы между доходами и затратами (расходами) предприятия, относимыми к отчетному периоду в рамках бухгалтерской отчетности.
Прибыль, получаемая предприятием от всех видов деятельности, называется бухгалтерской (балансовой, прибылью до налогообложения). Это – алгебраическая сумма результата от реализации товаров, продукции, работ и услуг; результата от финансовых операций, проводимых предприятием, доходов и расходов от прочих внереализационных операций.
|
|
Она может быть рассчитана по формуле:
Пб = Пр + Ппр + Пвр (30)
где Пб – бухгалтерская прибыль, руб.;
Пр – прибыль от реализации товарной продукции, руб.;
Ппр - прибыль от прочей реализации;
Ппр – внереализационная прибыль (убытки).
Прибыль от реализации товарной продукции определяется как:
(31)
где Цi, Cед.i – соответственно, цена и себестоимость единицы продукции i -ого вида, руб./ед.
Вi – объём реализации i -ого вида продукции, ед.
Прибыль от прочей реализации определяется как результат по операциям, связанным с реализацией основных средств предприятия и прочего имущества и т.п.
Внереализационная прибыль (или убыток от внереализационных операций) включает в себя доходы по финансовым операциям (проценты уплаченные и полученные, курсовые разницы), средства, полученные по штрафным санкциям или уплаченные штрафы, убытки от стихийных бедствий, потери от списания долгов и т.д.
Часть бухгалтерской прибыли, после уплаты налоговых платежей называется бухгалтерской чистой прибылью (Пч):
Пч = Пб - å НПi (32)
где Нп i – сумма платежа по i -ому налогу, руб.
Чистая прибыль характеризует финансовый результат с точки зрения фирмы.
Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов.
Основной источник прибыли связан с его предпринимательской деятельностью. Эффективность его зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства к постоянно меняющейся конъюнктуре. Величина прибыли зависит от правильности выбора производственного профиля предприятия (выбор продуктов, пользующихся стабильным или высоким спросом); от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.); от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); от снижения издержек производства.
|
|
К внешним факторам относятся природные условия; транспортные условия; социально-экономические условия; уровень развития внешнеэкономических связей; цены на производственные ресурсы и др.
Внутренними факторами изменения прибыли могут быть основные факторы (объем продаж, себестоимость продукции, структура продукции и затрат, цена продукции); неосновные факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины (неправильное установление цен, нарушения условий труда и качества продукции, ведущие к штрафам и санкциям и др.).
При выборе путей увеличения прибыли ориентируются в основном на внутренние факторы, влияющие на прибыль через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выяснения конечного результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемые в производстве.
Увеличение прибыли достигается за счет увеличения выпуска продукции; улучшения ее качества; продажи или сдачи в аренду излишнего оборудования и другого имущества; снижения себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени; диверсификации производства; расширения рынка продаж.
Таблица 21