Стратегическое поведение – означает, что изменяя цену, количество, качество товара, она всегда учитывает возможные ответные действия конкурентов.
Стратегическое поведение имеет две формы фирм-олигополистов:
1. Некооперативное действие фирмы, когда фирмы в значительной степени проводят самостоятельную политику на рынке.
2. Кооперативное поведение, когда фирмы заранее договариваются о совместных действиях.
Кооперативное поведение часто отражается в сговоре.
Сговор - согласие между фирмами о деятельности, которая бы исключала взаимный вред. При соперничестве на рынке.
Явный сговор – это официальное соглашение между фирмами о цене, об общем производстве, и о разделе рынка сбыта – картель.
Тайный сговор – когда соглашение законодательно запрещено, но при этом фирмы договариваются об изменении цен и чаще всего высокая цена. Причем повышение осуществляется ценовым лидером данной отрасли, а все другие также повышают уровень цен на свою продукцию.
Олигополист максимизирует прибыль при:
MR=MC<P, где MR – предельный доход,
MC – предельные издержки,
P – уровень цен;
Монополистическая конкуренция: понятие, дифференциация продукта. Поведение фирмы.
Монополистическая конкуренция – это рыночная система, которая содержит в себе свойства совершенной конкуренции и элементы монополизма. При этом отрасль включает в себя значительное число фирм, от 20 до 70, каждая из которых производит небольшую долю отраслевого выпуска. Это не дает отдельной фирме возможности влиять на цену товара и получать монопольную прибыль.
Дифференциация продукта — наделение какого-либо продукта специфическими характеристиками, чем-либо выделяющими его из ряда абсолютно аналогичных товаров, превращение его в несовершенный заменитель. Покупатели, приобретая такой товар по цене, аналогичной рыночной, ожидают получить какие-либо специфические потребительские свойства. Дифференциация является экономическим барьером для конкуренции, и, наряду с законодательными ограничениями, они образуют барьеры для конкуренции.
Монополистическая конкуренция предлагает дифференцируемые продукты.