Антони Гауди

(1852—1926)

Над испанским городом Барсело­ной высится огромный храм — Саграда Фамилия («Святое Семейст­во»). Издали он похож на готиче­ский собор, вблизи же кажется остатками кораллового рифа, вос­поминанием о морской стихии, не­когда царствовавшей здесь. Это уди­вительное сооружение построено по проекту испанского архитекто­ра Антони Гауди-и-Корнета. Он от­дал ему сорок три года жизни и, не закончив, предоставил коллегам и согражданам завершить его возве­дение (оно продолжается и ныне). Гауди родился в небольшом го­родке Реусе в Каталонии, области на северо-востоке Испании у Среди­земного моря. Его отец, дед и прадед были гончарами. В 1873 г., когда Гауди стал студентом Барселонской ар­хитектурной школы, там все были увлечены изучением средневековой архитектуры. Готика сделалась его пу­теводной звездой, а деятельность средневекового зодчего — идеалом жизни. Через четыре года директор школы, принимая дипломный проект молодого архитектора, сказал, что он «гений или безумец».

Вскоре Гауди получил первый за­каз. Мануэль Висенс, владелец круп­нейшего в Каталонии производства керамических изделий: кафельных плиток, черепицы и посуды, — решил построить особняк в Барселоне и одновременно показать горожанам образцы своей продукции. В 1878— 1885 гг. мастер возвёл живописную постройку с башнями-беседками на крыше. Стены особняка облицованы мозаикой из керамических цветных плиток и камня.

А. Гауди. Дом Висенса. Столовая. Дом Висенса. Потолок комнаты второго этажа Кафельный декор Дом Висенса

В оформлении интерьеров дома Каса Винсенс проявилась безграничная фантазия Гауди. В столовой на серо-коричне­вом каменном полу возвышается ка­мин, покрытый жёлтыми и голубыми плитками с цветочным орнаментом. Панели стен и двери выполнены из светлого дерева; по сторонам дверей изображены стоящие в воде цапли и летающие птицы среди кружащихся осенних листьев. Выше панелей — оштукатуренные стены, по желтова­тому фону которых «ползёт» тёмно-зелёный плющ. Наверху кирпичные конструкции, расписанные цветами, держат деревянный балочный пото­лок. Между балками свисают ветки кофейного дерева с плодами, вы­полненные из картона. Столовая кажется осенним садом, благоухаю­щим цветочными ароматами и спе­лыми плодами, наполненным шу­мом воды, щебетом птиц и шелестом деревьев.

Маленькую комнату для курения Гауди оформил в восточном стиле, устроив фальшивый потолок из де­талей, напоминающих сталактиты, и расположив на вертикальных конст­рукциях цветные плитки, а на гори­зонтальных — орнаментальную вязь арабских изречений.

В саду Каса Висенс тему расти­тельного царства продолжила кова­ная решётка, составленная из паль­мовых веток.

В 1883 г. Гауди познакомился с Эусебио Гуэлем, богатейшим бар­селонским аристократом и про­мышленником. Он стал постоян­ным заказчиком и близким другом мастера. По его заказу Гауди постро­ил дом в Барселоне — дворец Гуэль (1886—1891 гг.). Архитектор при­дал дворцу, зажатому высокими соседними домами, вид готическо­го сооружения с устремлённым ввысь узким фасадом. Внутрь ведут два входа, вписанные в полукруглые арки. Интерьеры здания поражают богатством конструктивных реше­ний: разнообразными по форме пе­рекрытиями помещений и различ­ными видами опор, выполненных из известняка и кирпича.

А. Гауди. Дворец Гуэля

В 1900 г. Гуэль, увлёкшись идеей культурного преобразования общества, очень популярной на рубеже XIX—XX вв., задумал построить на окраине Барселоны «город-сад». Он приобрёл участок, на котором воз­вели два образцовых дома. (Один из них купил Гауди и прожил в нём до самой смерти.) Через пять лет строительство было прекращено, так как оказалось невыгодным де­лом. Вместо города Гуэль решил со­орудить здесь парк.

Домик привратника стоит у входа в парк Гуэль. Он похож на кусок лавы, извергнутой разбушевавшимся вулканом. Его крыша словно стекает по стенам и застывает пузырями труб, окон и парапетов. От входа ве­дёт лестница, на которой сидит со­всем не страшный, неуклюжий и толстый дракон. Он лениво греется на солнце у подножия «античного храма». Это сооружение было заду­мано как общественный рынок, а в парке его превратили в галерею — укрытие от палящего солнца. Стоит подняться на крышу, как образ хра­ма исчезает, вытесняясь мотивом морской волны в очертаниях линии парапета, одновременно служащего спинкой «бесконечной скамьи».

Парк Гуэль — великолепная шут­ка гения. Гауди всё время играет со зрителем, вводя его в заблуждение. То нет опоры под перекрытием, и оно должно упасть, но не падает. То керамические пальмы оказываются колоннами, подпирающими склон холма. Такие превращения, когда камень становится цветком или де­ревом, а живое дерево похоже на ка­менную конструкцию, на каждом шагу подстерегают гуляющих в пар­ке. Он был в основном закончен в 1914 г., и в 1922 г. город приобрёл парк у наследников владельца.

А. Гауди. Парк Гуэль

В первое десятилетие XX в. Гауди, уже чрезвычайно популярный в Барселоне архитектор, работал над дву­мя крупными заказами — большими доходными домами.

Дом Батло (Каса Батло) (1904—1906 гг.) был построен для крупного промышлен­ника Хосе Батло Касанаваса. Точнее, требовалось перестроить уже суще­ствующее старое здание. Гауди пол­ностью изменил планировку дома, вписав в узкий прямоугольник город­ского жилища сложную компози­цию внутренних помещений. Устро­ив на трёх первых этажах дорогие апартаменты, архитектор оформил их снаружи сложными изогнутыми каменными ограждениями, которые образованы выступами фонарей и балконов; они напоминают скеле­ты фантастических животных или всплески вулканической лавы. Стены дома облицованы битым стеклом различных оттенков голубого, соче­тание которых нигде не повторяется. Главный фасад, выходящий на улицу, похож на змеиную кожу; это впечатление усиливает крыша из рельефной черепицы, напоми­нающей чешуйки. Конёк крыши топорщится шипами. Дом Батло предстаёт таинственным живым су­ществом, окаменевшим под дейст­вием чар злого волшебника.

А. Гауди. Дом Батло. Фасад

Дом Мила (Каса Мила) (1906—1910 гг.) стал последним законченным сооруже­нием Гауди. Волнистые наружные стены определяют свободную и прихотливую внутреннюю плани­ровку, в которой нет двух одинако­вых комнат, прямых углов и ровных коридоров. Поэто­му каждая квартира уникальна.Строение выглядит глыбой за­стывшей лавы, в которой выруб­лены пещеры — окна и балконы. На крыше дома каменные цветы, яр­кая керамика, цветное стекло, а над ним солнце и чистое голубое небо Каталонии.

А. Гауди. «Ла Педрера» («Каменоломня») или же «Дом Мила»

Возведение церкви Саграда Фами­лиа (1884—1926 гг., не закончена) — дело всей жизни Гауди. Строительст­во храма в центре Барселоны было уже начато, когда в 1883 г. архитек­тору предложили продолжить его сооружение. Вначале он изменил лишь капители (венчающие части) колонн, затем последовательно раз­работал четыре варианта постройки. В 1906 г. в барселонской газете впер­вые появился эскиз всего храма, а в 1916 г. был сделан его макет. По­стройка была задумана Гауди как своеобразная евангельская энцик­лопедия — собрание сюжетов и об­разов из Нового Завета, которые дают представление о земной жизни Иисуса Христа. Главный фасад по­священ Рождеству Богоматери, его врата — основным христианским добродетелям. Шпили символизи­руют апостолов, на внутренних две­рях изображены десять заповедей, на капителях колонн — добрые дела, а на их базах (основаниях) — грехи. По мысли архитектора, все фасады церкви должны быть покрыты обли­цовкой из разноцветной керамики и цветного стекла, чтобы они сияли под лучами солнца.

У храма три портала и несколько уровней; над близлежащими улица­ми перекинуты лестницы, благодаря чему в его композицию включены соседние участки городской застрой­ки. Всё это многообразие форм ар­хитектор воплотил в камне с помо­щью сложнейших конструктивных решений. Наклонные опоры, вет­вистые колонны, параболы и гипер­болы арок и сводов напоминают огромное наглядное пособие по на­чертательной геометрии. Единственная часть храма, кото­рую успел возвести сам мастер, — левая башня западного фасада. Оставленные автором материалы — чертежи, макеты и выполненные детали сооружения — позволили современным архитекторам про­должить его дело. Гауди погиб, когда ему было семь­десят четыре года.

А. Гауди. Храм святого Семейства (Саграда Фамилиа)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: