Чарльз Эгертон Осгуд

Родился в 1916 г. в Соммервилле штата Массачусетс. Степень бакалавра получил в Дартмутском колледже (1939), степень док­тора философии — в Йельском университете (1945). Работал вме­сте А. Гезеллом. С 1945 по 1949 г. работает в Коннектикутском университете, затем — в Иллинойском университете. В своих на­учных исследованиях он исходил из того, что теории, построен­ные по принципу «стимул—реакция» не могут объяснить сложного поведения, связанного с языком и мышлением. Он постулирует существование ненаблюдаемых реакций смысла. Разрабатывает теорию смысла, предполагая, что слова репрезентируют вещи, потому что представляют собой как бы сжатое повторение акту­ального поведения по отношению к этим вещам. Совместно с Суси и Танненбаумом со­здает семантический дифференциал как инструмент объективного измерения смысла. Ч. Осгуд был активным борцом за мир. Полагал, что психологи могут внести большой вклад в этот процесс. По сути дела, предложенная им стратегия взаимных инициатив по снижению напряженности опередила известные политические решения ядерных дер­жав. Президент Американской психологической ассоциации (1963). Скончался в 1991 г.

свой смысл при соотнесении не с нормативными данными, а с другими показате­лями. Позднее появится Личностный опросник Эдвардса, последняя рестандар-тизация которого относится к 1990 г.

В 1955 г. в США выходит в свет книга Джорджа Александра Келли «Психо­логия личностных конструктов». Также была опубликована и новая методика ис­следования личности — методика репертуарных решеток. Эта методика имеет сходство с семантическим дифференциалом и методиками классификации, одна­ко она значительно более универсальна и гибка. По сути дела, это матрица, кото­рую заполняет обследуемый или диагност. Столбцам матрицы соответствует оп­ределенная группа элементов, в качестве которых могут выступать люди, понятия, звуки, цвета — все то, что интересует исследователя. Строки матрицы — конструк­ты или биполярные признаки, шкалы. Конструкты могут задаваться исследовате­лем либо выявляться с помощью специальных процедур. Заполняя репертуарную решетку, обследуемый оценивает каждый элемент по каждому конструкту. Ана­лиз репертуарной решетки позволяет диагностировать силу и направленность связей между конструктами, выявить глубинные конструкты. Как видно из ска­занного, это не просто конкретная методика исследования личности, а, по сути, ди­агностический подход, позволяющий исследователю гибко приспособлять, как бы настраивать, решетку для решения интересующих его задач. Репертуарные мето­дики быстро становятся популярными, чему в последующие десятилетия будет способствовать их идеальная приспособленность для реализации в виде диалого­вых компьютерных программ.

Исследование взаимосвязей между перцептивными и личностными фактора­ми в направлении, получившем название «Новый взгляд», оказалось весьма про­дуктивным и способствовало выделению параметра полезависимости/поленеза-висимости, оказавшегося стилевой характеристикой, проявляющейся на разных уровнях функционирования индивидуума (не только на перцептивном, но и на личностном). В этот период начинается разработка тестов, позволяющих диагно­стировать различные параметры стиля: полезависимость/поленезависимость,



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: