Графики строят на миллиметровой бумаге. По оси абсцисс следует откладывать аргумент, т.е. задаваемую величину, а по оси ординат – функцию, т.е. величину определяемую. На осях указывают обозначения и единицы измерения откладываемой величины.
Начинают построение графика с выбора масштаба, при этом следует руководствоваться следующими несложными правилами:
1. Масштаб должен соответствовать (по возможности) точности измерений. Например, если вы измеряли температуру с точностью до 0,1 градуса, то нельзя одному миллиметру на оси температуры придавать значение 1 градус, и нерационально, если 0,1 градуса будет соответствовать 1 см.
2. Масштаб должен быть простым. Он должен соответствовать единице измеряемой величины или величине кратной данной единице с множителями 10К, 2 или 5. Например, 1см на графике может соответствовать 0,2 сек, 50 В, 0,001 м, 10 мА и т.д.
3. Масштаб должен быть таким, чтобы экспериментальная кривая занимала всю плоскость чертежа, и наклон ее основной части был около 450. Не надо стремиться поместить на графике начало координат. На графике должен помещаться лишь тот интервал значений изучаемых величин, который исследовался в эксперименте.
|
|
4. Около осей отмечают выбранный масштаб (а не результаты измерений).
5. На график наносятся все экспериментальные точки, желательно с указанием погрешности (учитывая, что каждый результат измерения не точка, а интервал). Кривая должна проводиться плавно, указывая тенденцию зависимости. Кривая не должна скрывать опытных точек, так как она представляет лишь толкование эксперимента, а точки – сам результат эксперимента. График должен иметь заголовок
Приложения
Таблица коэффициентов Стьюдента
n P | 0,70 | 0,80 | 0,90 | 0,95 |
2,1 | 3,1 | 6,3 | 12,7 | |
1,3 | 1,9 | 2,9 | 4,3 | |
1,3 | 1,6 | 2,4 | 3,2 | |
1,2 | 1,5 | 2,1 | 2,8 | |
1,2 | 1,5 | 2,0 | 2,6 | |
1,1 | 1,4 | 1,9 | 2,4 | |
1,1 | 1,4 | 1,9 | 2,4 | |
1,1 | 1,4 | 1,9 | 2,3 | |
1,1 | 1,4 | 1,9 | 2,3 | |
1,1 | 1,4 | 1,8 | 2,2 | |
1,1 | 1,4 | 1,8 | 2,2 | |
1,1 | 1,4 | 1,8 | 2,2 | |
1,1 | 1,4 | 1,8 | 2,2 | |
1,1 | 1,3 | 1,8 | 2,2 |