Джон Л. Хорн

Родился 7 сентября 1928 г. Имеет степени бакалавра Денвер­ского университета (1956), доктора философии по психологи­ческим измерениям и личности Иллинойского университета (1965), был студентом Р. Кэттелла. Работал в департаменте пси­хологии Денверского университета как ассистент (1961-1965), ассоциированный профессор (1965-1969), профессор (1970-1986). Также занимался исследованиями в университетах Лондо­на и Лунда (Швеция). С 1986 г. по настоящее время — профессор психологии университета Южной Калифорнии. Наряду с Кеттэл-лом является создателем теории текучего и кристаллизованно­го интеллекта, которой и была посвящена его докторская дис­сертация «Текучий и кристаллизованный интеллект: факторно-аналитическое исследование структуры первичных умственных способностей» (1965).


остальных подходит к ней. Полагалось, что подбор по цвету более примитивный, чем на основании формы.

Как можно было заметить, в нашем историческом обзоре речь идет преимуще­ственно о тестах, разрабатываемых американскими психологами. Разумеется, это не означает, что психологи других стран оставались в стороне от подобных иссле­дований. Просто их вклад не столь значителен. Очень часто тесты, разрабатывае­мые за пределами США, базировались на уже имеющихся методиках. Примером может служить начатая британскими психологами в 1965 г. разработка нацио­нального теста для измерения интеллекта, теста, призванного заменить популяр­ные шкалы Векслера и Стэнфорд—Бине. Британские шкалы способностей (British Ability Scales, BAS) были итогом этой работы. Тест предназначался для обследо­вания лиц в возрасте от 2,5 до 17,5 лет и состоял из 23 шкал, направленных на из­мерение шести областей интеллекта: скорости информационных процессов, мыш­ления, пространственного воображения, перцептивного отбора, кратковременной памяти, наконец, восстановления и применения знаний. В свою очередь каждая из шкал содержала несколько субшкал. Три показателя характеризовали интел­лект — /Q общий, IQ визуальный и IQ вербальный. Особенностью этого теста было то, что он основывался на различных, фактически несовместимых друг с другом теориях. Так, например, некоторые субшкалы создавались на основе теории ла­тентных черт Раша, другие опирались на теорию Ж. Пиаже. Несмотря на то что позднее этот тест был рестандартизирован в США (Эллиот, 1990), он так и не смог заменить шкалы Векслера.

В области развития теории интеллекта наиболее заметным явлением 1960-х гг. становится кубическая модель известного американского психолога Дж. Гилфор­да. Продолжая традиции Л. Терстоуна, в соответствии со взглядами которого ин­теллект складывается из отдельных, независимых друг от друга способностей, Дж. Гилфорд предполагает существование 120 факторов интеллекта и разрабаты­вает тесты для их измерения.

В середине 60-х гг. Дж. Хорн завершает свое докторское исследование по изу­чению структуры интеллекта. Позднее это исследование приведет к теории, ко­торая будет играть заметную роль в измерении способностей, — теории текучего и кристаллизованного интеллекта (совместно с Р. Кеттеллом).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: