Родился 7 сентября 1928 г. Имеет степени бакалавра Денверского университета (1956), доктора философии по психологическим измерениям и личности Иллинойского университета (1965), был студентом Р. Кэттелла. Работал в департаменте психологии Денверского университета как ассистент (1961-1965), ассоциированный профессор (1965-1969), профессор (1970-1986). Также занимался исследованиями в университетах Лондона и Лунда (Швеция). С 1986 г. по настоящее время — профессор психологии университета Южной Калифорнии. Наряду с Кеттэл-лом является создателем теории текучего и кристаллизованного интеллекта, которой и была посвящена его докторская диссертация «Текучий и кристаллизованный интеллект: факторно-аналитическое исследование структуры первичных умственных способностей» (1965).
остальных подходит к ней. Полагалось, что подбор по цвету более примитивный, чем на основании формы.
Как можно было заметить, в нашем историческом обзоре речь идет преимущественно о тестах, разрабатываемых американскими психологами. Разумеется, это не означает, что психологи других стран оставались в стороне от подобных исследований. Просто их вклад не столь значителен. Очень часто тесты, разрабатываемые за пределами США, базировались на уже имеющихся методиках. Примером может служить начатая британскими психологами в 1965 г. разработка национального теста для измерения интеллекта, теста, призванного заменить популярные шкалы Векслера и Стэнфорд—Бине. Британские шкалы способностей (British Ability Scales, BAS) были итогом этой работы. Тест предназначался для обследования лиц в возрасте от 2,5 до 17,5 лет и состоял из 23 шкал, направленных на измерение шести областей интеллекта: скорости информационных процессов, мышления, пространственного воображения, перцептивного отбора, кратковременной памяти, наконец, восстановления и применения знаний. В свою очередь каждая из шкал содержала несколько субшкал. Три показателя характеризовали интеллект — /Q общий, IQ визуальный и IQ вербальный. Особенностью этого теста было то, что он основывался на различных, фактически несовместимых друг с другом теориях. Так, например, некоторые субшкалы создавались на основе теории латентных черт Раша, другие опирались на теорию Ж. Пиаже. Несмотря на то что позднее этот тест был рестандартизирован в США (Эллиот, 1990), он так и не смог заменить шкалы Векслера.
|
|
В области развития теории интеллекта наиболее заметным явлением 1960-х гг. становится кубическая модель известного американского психолога Дж. Гилфорда. Продолжая традиции Л. Терстоуна, в соответствии со взглядами которого интеллект складывается из отдельных, независимых друг от друга способностей, Дж. Гилфорд предполагает существование 120 факторов интеллекта и разрабатывает тесты для их измерения.
В середине 60-х гг. Дж. Хорн завершает свое докторское исследование по изучению структуры интеллекта. Позднее это исследование приведет к теории, которая будет играть заметную роль в измерении способностей, — теории текучего и кристаллизованного интеллекта (совместно с Р. Кеттеллом).