II.I. ’ехнологиЯ

Џ. Џ. ‚ейнер. Ћ бронзе [3]

[Й] Ѓронза Р это сплав из меди и олова в известном процентном соотношении, от которого зависит достоинство материала. €ногда к этим двум основным металлам прибавлЯют некоторое количество других, даже серебра (непременно прибавлЯемого при литье колоколов; охотно применЯетсЯ оно и китайцами длЯ сосудов; присутствие его узнаетсЯ по чистоте звука), но это составлЯет уже подробности и, так сказать, изысканности производства. Ќеобходимыми же основными частЯми ЯвлЯютсЯ только медь и олово, прибавлЯемое, чтобы придать поверхности твердость и сопротивлЯемость, которых не хватает чистой меди.

[Й] Џоложительные качества бронзы, как сплава, составлЯют однородность входЯщих в него элементов и упругость, позволЯющие развивать удивительную тонкость форм; ценна в бронзе и ее устойчивость, благодарЯ которой можно иметь в виду лишь те точки опоры, что совершенно необходимы; кроме того, бронза превосходно поддаетсЯ золочению и принимает отличную патину, достоинства в высшей степени привлекательные.

Ќе останавливаЯсь более подробно на внутренних свойствах бронзы, скажем, что под общим этим обозначением принЯто понимать всю ту массу вещей, которые и нее отлиты, и под собирательным словом ЗбронзаИ подразумевать не материал, сплавленный из нескольких металлов, а изделиЯ, к которым он применен.

[Й] Љонечно, не нужно думать, будто обращаЯсь к бронзе, авторы ее непременно имели в виду создать что-нибудь художественное. Ћтнюдь нет; бронзовщики, создаваЯ то художественное, что мы боимсЯ теперь недооценить, думали преимущественно о практическом применении создаваемого и редко делали вещь только рази ее эстетического значениЯ. ‚ернее, эти две стороны бронзового производства никогда не терЯлись из вида.

[Й] ‚ бронзовом производстве принимает участие последовательно целый рЯд разнообразных специалистов, вносЯщих в предмет усовершенствованиЯ каждый по своей части. ‘начала всЯкий предмет подвергаетсЯ моделировке, т.е. лепке тем или иным способом, длЯ чего нередко привлекаютсЯ настоЯщие скульпторы, из тех, что одинаково легко справлЯютсЯ и с камнем и со всЯкими другими материалами, а до нахождениЯ в XVII в. способа механически уменьшать большие изваЯниЯ и все небольшие копии знаменитых статуй проходили через моделировку скульптора. Њодели эти обыкновенно лепЯтсЯ из глины, но иногда они еще покрываютсЯ тонким слоем воска и получаетсЯ та отливка, которую привыкли обозначать названием Зcidre perdueИЙ Ћднако, скульптор всегда должен помнить, длЯ какого материала он работает, ибо модель, предназначеннаЯ длЯ бронзы, не должна быть исполнена таким же образом, как когда имеетсЯ в виду другой материал Р камень, дерево и т.д.

[Й] Џослед моделировки и свЯзанной с нею формовки чисто механической, следующаЯ стадиЯ, переживаемаЯ бронзою, Р отливка. ЏроизводитсЯ она обыкновенно путем повторениЯ из бронзы отдельных частей вылепленного оригинала и сборки их в одно целое. €ногда же, как сказано, делают Зcidre perdueИ (Зс потерею воскаИ) и тогда сам скульптор покрывает модель тонким слоем воска, который, очевидно, несет следы работы художника; отливаемый металл в растопленном виде, посылаемый литейщиком по следам модели, своим жаром растапливает этот восковой слой и ложитсЯ на его место, облагаЯ Ядро и в совершенной точности передаваЯ все достоинства и недостатки модели. Ќо зато, если желательно еще раз повторить тот же образец, то это становитсЯ возможным лишь при условии, если скульптор вновь покроет гипсовую основу воском и таким путем вполне восстановит модель. Џоэтому вещи, исполненные по способу Зс потерею восковой моделиИ, Р дающему только один экземплЯр, в точности, до мельчайших подробностей, воспроизводЯщий в бронзе лепку скульптора, и позволЯющему отлить вещь без сборки частей, - так и ценЯтсЯ на рынке. Ћднако, этот идеальный способ применЯетсЯ лишь обычно к статуЯм и фигурным изваЯниЯм, а не встречаетсЯ в декоративной бронзе.

€ногда отливку (длЯ маленьких предметов даже не полую, а массивную) заменЯет способ ЗrepousseИ, при котором в мЯгком еще металле выдавливаетсЯ рисунок, отчасти выковываетсЯ. Й этот прием наблюдаетсЯ, главным образом на маленьких кусках бронзы, большею частью где узор повторЯетсЯ путем штампа, на частЯх накладных и орнаментальных. Ћн проще отливки, но допустим только на предметах невысокого рельефа.

ЋтлитаЯ бронза поступает в руки чеканщика, от которого главным образом зависит качество предмета. Џервою и необходимою задачею чеканки ЯвлЯетсЯ сглаживание тех недостатков, которые неизбежны при отливке, всЯких капризов текущего по форме металла и приноровлениЯ его к модели, а также естественных следов соединениЯ частей при отливке. ‚роде надувшихсЯ жил представлЯютсЯ швы, соединениЯ отдельных частей, и чеканщик должен уничтожить эти полоски, непредусмотренные моделью, а при способе Зcidre perdueИ заделать те кругленькие отверстиЯ, через которые протекал расплавленный металл; в последнем случае его дело вообще гораздо проще и легче, так как литье передает оригинал. Ќо это задача ремесленного порЯдка, а чеканщику Р художнику поле деЯтельности открываетсЯ гораздо более широкое: он, пользуЯсь различными инструментами из рода молоточков и ножичков, может изменить многие детали модели, выделить не только орнамент, но и выразительность фигуры, срезать ненужное на его взглЯд, углубить отдельные штрихи, - словом, ему предоставлЯютсЯ все возможности, чтобы механически отлитый кусок бронзы превратить в дышащий жизнью предмет искусства, и от его умениЯ и таланта художественный облик зависит почти столько же, сколько от моделиЙ

[Й] Ќо при своей работе хороший чеканщик, если он в то же времЯ не позолотчик сам, не должен забывать про следующую ступень работы над бронзою и учитывает эффект, который произведет та или инаЯ окраска вещи; когда накладываетсЯ золото, например, то очень важно длЯ него подготовить те маленькие площадки, где оно может заблистать Ярким пЯтном, и те складки, где оно лЯжет не ровною массою, а выделитсЯ на тусклом фоне; подготовить вещь длЯ этой работы незаметнаЯ, но ответственнаЯ задача чеканщика, где он должен идти рука об руку с позолотчиком.

Љогда ж бронза, отлитаЯ и вычеканеннаЯ, уйдет с верстака чеканщика, похожаЯ по цвету на простую медь, не принарЯженнаЯ и лишь отчасти отделаннаЯ, то ею должен занЯтьсЯ позолотчикЙ позолотчик не только наносит на бронзу слой золота, но и придает ей окончательный видЙ.

‡начительное влиЯние на цвет старинной бронзы оказывают и атмосфера, и времЯ, придающие предмету цвет, совершенно не достигаемый искусственно, и какую то глубину тонаЙ

[Й] ‘тараЯ позолота всегда делалась огневаЯЙ([листоваЯ позолота]Й где всегда остаютсЯ следы границы этих листочков золота) [Й]

[Й] ЋбращаЯсь к предметам, исполненным из бронзыЙ часы и предметы, служащие длЯ освещениЯ, т.е. канделЯбры, бра, люстры и т.п.

[Й] ‘оединение бронзы с деревом большею частью образует мебель, а в приложении к фарфору и стеклу, составлЯющим наиболее художественные и частые сочетаниЯ в декоративном искусстве, бронзе обычно отводитсЯ только роль оправы.

‚опросы длЯ работы с текстом:

- Љаковы состав и качества бронзы?

- Ћпишите основные технологические этапы созданиЯ изделиЯ художественной бронзы, какие специалисты в нем участвуют, опишите деЯтельность каждого из них и ее значение длЯ созданиЯ итогового произведениЯ.

- Ћпишите процесс отливки в технике Зутраченного воскаИ, в чем состоит особенность изделий, исполненных таким образом?

- ‚ каком случае бронза используетсЯ в предметах мебели, в сочетании с фарфоровыми изделиЯми?

Ђ. Ќ. Љубе. Ќесколько слов о технике стеклоделиЯ [4]

Џо составу стекло ЯвлЯетсЯ сложным, полученным посредством плавлениЯ при высокой температуре, соединением кремнезема с щелочами Р калием или натром. Љремнезем длЯ составлениЯ стеклЯнной массы вводитсЯ, главным образом, в виде песка. Ќо так как песок редко встречаетсЯ в чистом состоЯнии и заключает в себе обыкновенно помесь глины, извести, слюды, окиси железа и проч., то почти всегда, во всЯком случае длЯ бесцветного стекла, требуетсЯ отмачивание водой с предварительным отсеиванием от камней; порошкообразное состоЯние песка представлЯет наиболее желательный вид материала длЯ стекловарениЯ, ибо не требует затраты на измельчение. Ќатр, под именем соды, добываетсЯ из золы прибрежных растений, необходимый калий состоит из поташа, т.е. древесной золы. ‚следствие этого во всех прибрежных местностЯх, в которых процветала стеклЯннаЯ промышленность, как, например, в …гипте, ‘ирии, а затем в ‚енеции, употреблЯлась длЯ плавлениЯ стекла сода. ‚о всех же лесистых местностЯх, как например, в ѓермании, употреблЯлсЯ поташ. ‚ зависимости от того, каким свЯзующим средством пользуютсЯ стеклоделы при изготовлении стеклЯнной массы, мы различаем содовое и поташевое стекло, причем оба эти сорта стекла имеют свои особые качестваЙсодовое стекло отличаетсЯ легкостью и хрупкостью, в то времЯ как масса поташевого стекла значительно плотнее и крепче.

€так, песок, сода и поташ Р вот главные составные части античного, средневекового, венецианского и вообще всЯкого стекла до XVII века. ‚ XVII веке было сделано открытие, которое вызвало целый переворот в стеклЯнной промышленности. Љ стеклЯнной массе научились прибавлЯть известь, благодарЯ чему получилось стекло замечательной чистоты и неизвестной до тех пор прозрачности. ќто изобретение было усовершенствовано и использовано с особенным успехом в ЃогемииЙ под названием Збогемского хрустального стеклаИ, так как оно своим блеском и чистотой чрезвычайно напоминало высоко ценимый в XVII веке горный хрусталь... ’Яжелый, граненый, богемский хрусталь быстро вытеснил с европейских рынков легкие, нежные и хрупкие изделиЯ ЊураноЙ ‚ XVII веке Й английские стеклоделы изобрели свинцовое стекло, т.е. стекло, приготовленное с примесью свинца, который еще увеличил положительные качества богемского стекла, то есть его чистоту и прозрачность. Ќо главные достоинства английского свинцового стекла.. это поразительный блеск и способность, особенно при наличии граней, преломлЯть в себе лучи светаЙ Ћтрицательными его качествами ЯвлЯютсЯ относительнаЯ тЯжесть и в то же времЯ ломкость.

[Й] Љроме сырьЯ, длЯ изготовлениЯ хорошей легкоплавкой стеклЯнной массы необходим еще так называемый стеклЯнный бой или лом, т.е. битое стекло. Џри варке стекла в стеклЯнную массу всегда прибавлЯетсЯ битое стекло, потому что без примеси стеклЯнного боЯ в стеклЯнной массе легко образуютсЯ комки. Ћт качества же битого стекла отчасти зависит и качество новой стеклЯнной массы.

[Й] „лЯ изготовлениЯ цветного стекла служат окиси различных металлов. Ћкмсь железа окрашивает стекло в зеленый цвет, окись меди дает также зеленый или красный цвет, окись олова делает стекло белым и непрозрачным, а при помощи кобальта получаетсЯ синее стекло, примесь золота дает красное, рубиновое стекло и т.дю ђазличные оттенки в вообще сила красок зависЯт от количества окисей, степени накаливаниЯ стекла и т.п.

Й „лЯ изготовлениЯ стекла необходимы три печи. ‚ первой печи плавЯтсЯ сырые материалы, песок, поташ, сода известь и т.д., втораЯ печь, это рабочаЯ печь, в которой находитсЯ стеклЯннаЯ масса котораЯ вынимаетсЯ мастером через отверстиЯ, имеющиесЯ в стенках печи, третьЯ печь предназначена длЯ медленного охлаждениЯ уже готового стекла. ‚ообще процесс правильного охлаждениЯ чрезвычайно важен в стеклоделии. ‘текла, подвергшиесЯ слишком быстрому охлаждению становЯтсЯ чрезвычайно хрупкими и легко лопаютсЯ при колебании температуры.

‚се стеклЯнное производство разбиваетсЯ на две основные области: приготовление стеклЯнной массы и изготовление из нее стеклЯнных вещей. ‚ большинстве случаев изготовление стеклЯнной массы ЯвлЯетсЯ лишь первой частью работы, за которой следует втораЯ, но нельзЯ сказать, чтобы это было всегда так. Ќекоторые отрасли стеклЯнной промышленности имеют целью исключительно получение стеклЯнной массы и дальше этого не идут. Ќапример, в производстве смальты, глазури, эмалей и т.п., работы стеклодел заканчиваютсЯ изготовлением стеклЯнной массы. ќти отрасли стеклЯнной промышленности или существуют самостоЯтельно, как, например, стеклЯннаЯ мозаика, или чаще всего соединЯютсЯ с производствами, ими обслуживаемыми, например, изготовление эмалей соединЯетсЯ с золотых дел мастерством.

€зготовление стеклЯнных предметов производитсЯ тремЯ способами: выдуванием, литьем и прессованием. Џоследние два способа были изобретены только в XIX веке. ‚ древности существовал еще один способ, а именно лепка. ‹епка стекла практиковалась, однако, только до изобретениЯ приема, который свойственен исключительно стеклу и не применим ни к какому другому материалу, т.е. до изобретениЯ выдуваниЯ стекла. ‹епка же Р технический прием, заимствованный из глины. ‹епные стеклЯнные вещи почти исключительно египетского происхождениЯ. ‹епились они из густой, остывающей, но еще не вполне остывшей стеклЯнной массы. ”орм их не самостоЯтельныЙ ‘теклоделы неминуемо должны были подражать формам вещей из того материала, техникой которого они пока пользовались.

Џроцесс выдуваниЯ стекла состоит в следующем:

€звестные сорта стеклЯнной посуды изготовлЯютсЯ не посредством свободного выдуваниЯ, а посредством вдуваниЯ стеклЯнного пузырЯ в полые формы из глины или металла. ’аким образом изготовлЯетсЯ, например, всЯ посуда, имеющаЯ рельефные украшениЯ. ”ормы длЯ вдуваниЯ состоЯт из двух отдельных частей или из двух половинок. Њастер выдув на конце своей трубки небольшой пузырь, вкладывает его в такую открытую форму обе половинки которой плотно закрываютсЯ. ‡атем мастер дует в свою трубку, пока стеклЯнный пузырь, все расширЯЯсь и расширЯЯсь уже внутри полой формы, в которую он заключен, не принимает в точности ее очертаниЯ, причем все украшениЯ или надписи, сделанные на внутренних стенках глинЯной или металлической формы углубленными, выходЯт на стекле в рельефе, а все украшениЯ, сделанные в форме в рельефе, выходЯт на оригинале углубленными. Ћбыкновенно выдувание при помощи полых форм поручаетсЯ подмастерьЯм или мастерам еще молодым и неопытным, а старые, опытные мастера занимаютсЯ свободным выдуванием при помощи одной лишь трубки, требующей значительно больше умениЯ и опыта. ‚ свободной выдувании есть своего рода творчество, в то времЯ, как вдувание в полые формы требует лишь определенной выучки, но обе эти работы требуют, понЯтно, здоровых легких.

—то касаетсЯ украшениЯ стекла, то, с технической точки зрениЯ, мы различаем украшениЯ, которые вводЯтсЯ в стеклЯнную массу до окончательной выделки предметаЙ [сетчатое, мозаичное, авантуриновое, Яшмовое и другие сорта стекла].. и украшениЯ, наносимые на уже готовую вещь. ќти украшениЯ могут состоЯть, во-первых, в наваривании на уже готовое стекло разноцветных нитей, бусинок, маленьких точек и т.пЙ.в росписи стеклаЙ в золочении стекла, Й в шлифовке стеклаЙ в резьбе по стеклу и т.д.

‚опросы длЯ работы с текстом:

- Ќазовите состав стекла, в чем состоит разница между содовым и поташевым стеклом? Љаков состав хрустального стекла?

- Ћпишите технологию изготовлениЯ шихты (стеклЯнной массы). ‡ачем длЯ нее применЯют стеклЯнный бой:?

- Ћпишите конструкцию стеклодувной трубки.

- Љаково применение стеклЯнной массы в других видах ремесла и художественной промышленности? Џриведите свои примеры.

- Љак сегоднЯ называют технику ТлепкиУ стекла, применЯвшуюсЯ в „ревнем …гипте?

- Ћпишите процесс свободного выдуваниЯ и выдуваниЯ в форму. Љаковы будут отличиЯ созданных таким образом изделий?

Ђ. Ќ. Љубе. €сториЯ фаЯнса [5]

ЙЏроизведениЯ гончарного искусства, по сравнению с произведениЯми других прикладных искусств, сохранились в огромном количестве. ќто объЯснЯетсЯ двумЯ причинами. ‚о-первых, глина, подвергшаЯсЯ обжигу, представлЯет из себЯ материал необычайной прочности, можно даже сказать почти несокрушимый. ‚тораЯ и главнаЯ причина это Р бесценность глины, как материала, вседствие чего глиЯныне изделиЯ никогда не подвергались сознательной ломке с целью дальнейшей переработки, как это делалось с другими материалами. ’ак, например, в эпоху возрождениЯ в €талии погибала масса драгоценного мрамора и статуй, и колонн только потому, что мрамор легко пережигалсЯ в известь. Џогибло также много художественного стекла, потому что битое стекло, так называемый стеклЯнный лом, необходимо при плавлении стеклЯнной массы. Ќо особенно печальна и трагична была в этом отношении участь золотых и серебрЯных вещей, которые переплавлЯлись то по соображениЯм фискальным, когда государство переживало финансовый кризис, то по соображениЯм эстетическим, когда вещи переставали удовлетсоврЯть новому вкусу времениЙ

Й ”аЯнсом, в широком смысле этого слова, называютсЯ все гончарные изделиЯ из пористой глины, покрытые прозрачной глазурью и представлЯющие в изломе шероховатый землистый вид. ‘амые древние глинЯные сосуды, покрытые глазурью, или, как ее иначе называют, поливой, принадлежат …гипту, который и ЯвлЯетсЯ родиной глаузури. €з …гипта искусство глазированиЯ перешло в ‚авилонию и Ђссирию, а оттуда проникло в ЏерсиюЙ “потребление глазури было известно и грекам, и римлЯнам, но, при их исключительной любви к чистой терракотте, они не испольовали глазури ни в практическом, ни в художественном отношении, и когда рухнула античнаЯ культура, то вместе с ней погибло длЯ …вропы и искусство глазированиЯ. ‘екрет изготовлениЯ полиив был, временно, утрачен.

‚ эпоху раннего средневековьЯ фаЯнс снова поЯвлЯетсЯ и снова на ‚остоке. ‚ начале VIII в. переправившиесЯ из Ђфрики арабыЙ завладели Џеренейским полуостровомЙ € вот вместе с арабами в €спании поЯвлЯетсЯ и фаЯнсовое производствоЙ ‹ишь очень медленноЙ начинает оно проникатьсЯ традициЯми европейского искусстваЙ €з €спании фаЯнсовое производство было занесено в €талию, где оно в середине XVI в., в так называемых итальЯнских майоликах, справлЯло свои высшие триумфы на европейской почве. Ћдновременно возникает фаЯнсовое производство и в других европейских странах, отчасти под мощным влиЯнием €талии, отчасти ЯвлЯЯсь дальнейшим развитием местных средневековых производствЙ Ќаивысшей степени совершенства после €талии фаЯнсовое производство достигло в XVI в. во ”ранции, где причудливые работы Ѓернанра Џалисси и редчайшие изделиЯ ‘ен-Џоршера принадлежат к самым замечательным произведениЯ художественной промышленности францзского ‚озрождениЯЙ

”аЯнс как материал и способы его обработки.

ѓоршечнаЯ глина даже после обжига, несмотрЯ на всю приобретенную ею в огне плотность и твердость, остаетсЯ проницаемой длЯ жидкостей и жиров, т.е. простаЯ, неглазурованнаЯ глина впитывает в себЯ влагу.

Џервой задачей глазури ЯвлЯетсЯ сделать сосуд абсолютно непроницаемым длЯ жидкостей. Ќо одновременно глазурь разрешает и другую задачу Р она придает глине гладкую, ровную поверхность, особо пригодную длЯ раскраски. ’аким образом, покрываЯ глинЯные изделиЯ глазурью, горшечник преследует две цели: одну, практическу, это Р сделать предмет непроницаемым длЯ жидкостей и одну, так сказать, художественную.

ѓлазури или поливы состоЯт, главным образом, из кремнистого сланца с примесью различных окисей, служащих при плавлении свЯзующим средством. Ћт состава этих окисей зависит, конечно, и качество самой поливыЙ ‘вЯзующими средствами древнейшей известной нам глазури на египетских фаЯнсовых сосудах служили сода и поташ. ѓлазурь эта окрашивалась в массе, насквозь, окисЯми металллов. Ћсоебнно часто и удачно применЯлась египетскими мастерами окись меди, при помощи которой они достигали поразительных зеленовытых и бирюзовых тонов, составлЯющих характерное отличие и славу древнеегипетских фаЯнсов. ’ак как краски составлЯлись не на основании рецептов, как в позднейшие времена, а лишь на основании опыта мастера, то богатство и разнообразие египетских полив поистине изумительное Й и родственных им по составу паст.

Йѓлазурь в …гпитпе служила не столько практическим, сколько чисто декоративным целЯм. ќто как будто Явствует из того, что число сохранившихсЯ поливных сосудов совершенно ничтожно по сравнению с огромным количеством дошедших до нас глазированных статуэток и различных педметов украшениЯ.

„ревнейшаЯ египетскаЯ глазурь применЯлась только в египетской и отчасти в находЯщейсЯ под ее влиЯнием восточной керамике в виду того, что она Й удерживаетсЯ только на родственной ей по составу массе, имеющей лишь искусственную примесь натуральной глины. Љроме того, эта масса, из которой сделаны все египетские фаЯнсы, имеет то неудобство, что она при обжиге требует необычайно высокой температуры. ‘ натуральной же глиной, из готорой сделаны все европейские фаЯнсы, египетскаЯ глазурь освершенно не соединЯетсЯ. ‚ области европейского фаЯнсового поизводства применЯлись только два рода полив: свинцоваЯ и оловЯннаЯ, причем, обе были изобретены на ‚остоке.

‘винцоваЯ глазурь получаетсЯ при помощи примеси окиси свинца. ѓлавное достоинство этой глазури состоит в том, что она удерживатесЯ на глине любого состава. ‘винцоваЯ глазурь прозрачна и бесцветна, как стекло, но может быть окрашена в vаccе, насквозь, окисЯми различных металлов, сохранЯЯ свою прозрачностью Ќеудобство это состоитЙ в ее прозрачности, ибо через нее всегда просвечивает естественный тон обожженой глины. ‚се эти неудобства отпали, когда был изобретен способ ЗангобированиЯИ, который состоит в седующем: до наложениЯ прозрачной свинцовой глазури глинЯный предмет покрываетсЯ тончайшим слоем белого ЗангобаИ, который состоит из белой глины и скрывает под собой, вследствие своей непрозрачности, естественный цвет самого черепка. Ђнгоб разбалываетсЯ с водой в жидкую молочную массту и наливаетсЯ на поврхность еще необожженного, но уже почти высохшего изделиЯ.

”аЯнсы, покрытые прозрачной свинцовой глазурью, называютсЯ Зполу-фаЯнсамиИ. Џриставка ЗполуИ не содержит в себе, однако, ничего презрительного или пренебрежительногоЙ.. ђодиной полу-фаЯнса ЯвлЯетсЯ ‚остокЙ. € доныне свинцоваЯ глазурь остаетсЯ на ‚остоке любимым способом декорировки глиЯных изделийЙ Ќа ‡ападе этот способ, применЯвшийсЯ очень редко, достиг своего высшего расцвета с XV и XV в. в оригинальных фаЯнсах знаменитого Ѓернара Џалисси.

ЋловЯннаЯ глазурь. Џокрывание глинЯной посуды белой обмазкой стало излишним, когда была изобретена ЗоловЯннаЯ глазурьИ посредством добавлениЯ к свинцовой окисей олова. Џреимущество этой глазури состоит в том, что она непрозрачна и, таким образом, скрывает под собой грЯзный тон глины. Ћдновремненно она сохранЯет и главное достоинство свинцовой глазури, т.е. она соединЯетсЯ с глибной любого состава. €зобретение оловЯнной глазури составлЯет последнее и важное усовершенствование фаЯнсовой техники. Ђнгоб или белаЯ обмазка ЯвлЯютсЯ только вспомогательным средством при изготовлении глинЯных предмтетов с прозрачной глазурью.

[Й] под ЗнастоЯщимиИ фаЯнсами мы понимаем исключительно глинЯные изделиЯ, покрытые оловЯнной глазурьюЙ ’аким образом, существенным признаком настоЯщих фаЯнсов ЯвлЯетсЯ молочно-глухаЯ, непрозрачнаЯ полива, котораЯ получаетсЯ посредством введениЯ в состав свинцовой поливы окиси олова.

‚опросы длЯ работы с текстом:

- „айте определение фаЯнса.

- Ќазовите основные этапы развитиЯ фаЯнсового производства в ‡ападной …вропе. ђоль ‚остока в создании и сохранении технологии глазурированиЯ.

- ‚ чем состоит значение глазури (практическое и эстетическое). Ќазовите состав свинцовой и оловЯнной глазури. Џриведите примеры изделий.

- Ћпишите особенности древнеегипетского фаЯнса.

- —то такое ЗмайоликаИ? ‚ чем состоЯт ее технологические и стилистические особенности?

ќ. Љ. Љверфельдт. ”арфор [6]

ѓлины в техническом отношении делЯтсЯ на две группы: на ЗтощиеИ или сухие и ЗжирныеИ или пластичные. ‚ глинах первой группы отсутствует пластичность, но зато при обжиге формы изделий претерпевают лишь незначительные искажениЯ. ’ощие глины называютсЯ также ЗпервичнымиИ; к ним относитсЯ и каолин, необходимый длЯ составлениЯ фарфоровой массы. †ирные глины обладают большей пластичностью, но в то же времЯ при обжиге изделиЯ из них сильно деформируютсЯ. Ћни всегда загрЯзнены различными посторонними примесЯми, как то: песок, окись железа, углекислаЯ известь и частички горных пород, из которых образовалсЯ глинозем путем выветриваниЯ и, наконец, растительный перегной.

[Й] Љаолин относитсЯ к тощим и первичным глинам. Ћн отличаетсЯ белизной цвета и в нем отсутствуют, за малыми исключениЯми, посторонние примеси, но в обжиге он неспособен плавитьсЯ. —тобы получить прочный состав фарфора, к каолину прибавлЯютсЯ в известных пропорциЯх полевой шпат и кварц Р вещества, плавЯщиесЯ в обжиге и образующие стекловидную прозрачную массу. ‚о времЯ обжига этот бесцветный состав плотно облегает мельчайшие частички каолина, придаваЯ керамической массе в обжиге просвечиваемость: в то же времЯ каолин придает ей нежную белизну. ќта керамическаЯ масса и называетсЯ фарфором. Љаолин встречаетсЯ или на горных высотах или, унесенный водами в низменности, у подножиЯ гор, образуЯ там залежи. €так, доминирующее место в составе фарфора занимает каолин, и качество фарфора зависит, главным образом, от качества последнего. Џропорции каолина, полевого шпата и кварца в различных фарфоровых массах бывают разные. —тобы получить фарфор более мЯгкий, который при обжиге выЯвлЯет краски росписи с наибольшей Яркостью, к массе прибавлЯлась известь, что практикуетсЯ у китайцев. ‚ысушенный или легко обожженный фарфор (бисквит) покрываетсЯ глазурью из шпата, коэффициент расширениЯ которой точно согласован с составом черепка. ѓлазурь, расплавлЯЯсь во времЯ обжига, приобретает прозрачность и придает предмету тот мЯгкий блеск с живыми бликами, который характерен только длЯ фарфора.

‚ысокое качество всех керамических изделий зависит от состава и качества керамической массы, из которой они изготовлены. Љерамический материал подвергаетсЯ различным способам обработки: замерзанию, размолу и отмучиванию. Џоследний прием обработки массы имеет чрезвычайную важность (сейчас в новой технике он заменЯетсЯ применением химических приемов). ђазболтаннаЯ в воде масса протекает по целому рЯду бассейнов, осаждаЯ постепенно все меньшие и меньшие по объему и весу крупинки, пока в последнем бассейне не отстоитсЯ мельчайшаЯ муть. ќтот последний осадок, очищенный посредством магнита от частичек железа, образующих при обжиге на фарфоре черные пЯтна, ЯвлЯетсЯ желанной, ровной по составу массой. ќта масса переминаетсЯ и прессуетсЯ, чтобы освободить ее от излишка воды, и потом подвергаетсЯ в особых подвалах процессу гниениЯ, который способствует удалению из массы газов, могущих дать во времЯ обжига в горне трещины на изделиЯх и таким образом увеличить брак.

€з керамических масс, изготовленных вышеуказанным способом, керамические изделиЯ формируютсЯ и оттачиваютсЯ на гончарном кругу или в разжиженном виде отливаютсЯ в формах. ѓотовые предметы подвергаютсЯ тщательной просущке, или легкому обжигу, после чего они погружаютсЯ в бесцветную или окрашенную окисЯми металлов глазурь, которую черепок жадно впитывает. ’олько после вторичной просущки производитсЯ окончательный обжиг, в котором черепок приобретает свою плотность и соединЯетсЯ с глазурью, получаЯ прозрачность или Яркость окраски. Ћчень важно, чтобы пропорции расширениЯ черепка и глазури при обжиге были точно согласованы. ‚ противном случае при охлаждении керамического предмета на его поверхности получитсЯ сетка из мелких трещин, так называемый ЗцекИ или ЗкраклеИ. ‘уществую два вида росписи: подглазурнаЯ и надглазурнаЯ. ‚ пером случает роспись наноситсЯ на бисквит, т.е. слегка обожженный черепок, который затем, после покрытиЯ глазурью, подвергаетсЯ вторичному, сильному обжигу, во времЯ которого глазурь расплавлЯЯсь, выЯвлЯет блеск и Яркость просвечивающих через нее красок. „ругой способ росписи состоит в том, что краски наносЯтсЯ на уже обожженную глазурь котораЯ, подвергаЯсь второму легкому (муфельному) обжигу в верхней своей расплавлЯющейсЯ части, соединЯетсЯ с нижним слоем красок, приобретающих таким образом в обжиге блеск и радость. Џо прочности подобнаЯ роспись далеко уступает подглазурной.

”арфор, представлЯющий собой глинЯный состав высшего качества, изобрели китайцы, вероЯтно, около V века нашего летоисчислениЯ и только в IX веке фарфоровые изделиЯ начали проникать на Ѓлижний ‚осток, а в XII в. Р в …вропу через посредство восточных купцов. ђедкий и, вследствие этого, весьма ценный материал стали сразу же окружать легендами, что увеличивало его ценностьЙ ‚начале фарфор был доступен лишь самым богатым слоЯм населениЯ и даже еще в XVIII веке, когда в …вропе стали производить местный фарфор, не уступающий китайскому, фарфоровые изделиЯ находили распространение лишь в высших слоЯх общества. “тилитарнаЯ сторона фарфора долгое времЯ оставалась как бы незамеченной. ‚ наши дни не только художественные, а скорее, именно, качества утилитарного характера этого материала Р огнеупорность, теплопроводность и гигиеничность Р послужили причиной его широкого распространениЯ и определили ему почетное место в культурной работе человечества наравне с гончарной глиной.

‚опросы длЯ работы с текстом:

- Ќазовите свойства ЗжирныхИ и ЗтощихИ глин.

- Ќазовите состав фарфора.

- —то такое ЗбисквитИ?

- Џочему на фарфоре поЯвлЯютсЯ черные пЯтна и как этого избежать?

- €з-за чего в процессе обжига может произойти растрескивание изделиЯ?

- ‘опоставьте технологию и художественную выразительность подглазурной и надглазурной росписи.

ќ. Љ. Љверфельдт. Џриемы художественной обработки дерева [7]

Џервыми материалами, которые подчинил себе человеческий разум, были, по всей вероЯтности, глина и дерево. ќта мысль навЯзываетсЯ сама собой по той простой причине, что они оба Р как глина, так и дерево, в изобилии встречались всюду, где жил первобытный человек, да и легкость их обработки также ЯвлЯлась причиной их повсеместного применениЯ.

‚ то времЯ, как обработка металлов требовала известных технических навыков, в виде ковки и плавлениЯ их, а художественнаЯ обработка камнЯ Р твердых металлических инструментов, гончарнаЯ глина обладает податливостью и легко уступает малейшему нажиму руки лепщика, приобретаЯ после применениЯ глазури и обжига неожиданную сопротивлЯемость и прочность. „ерево также легко поддавалось обработке даже таким несложным орудием, как заостренный или отточенный каменьЙ

Й ђазличные способы художественной обработки дерева сводЯтсЯ к распилке, обстругиванию, окраске и резьбе. ќта последнЯЯ техника, близкаЯ к токарной, Ярче всего выЯвлЯет все качества материала и в сравнении с ней все остальные декоративные возможности ЯвлЯютсЯ лишь скромными вспомогательными средствами. Џоэтому мы выдвигаем на первый план резьбу по дереву, то есть скульптурную обработку дерева посредством острых инструментов. Њы различаем четыре способа этой техники: во первых Р гравировка и плоскаЯ резьба, во вторых Р углубленнаЯ резьба и так называемаЯ выемчатаЯ резьба, в третьих Р рельефнаЯ резьба и в четвертых Р круглаЯ скульптура. €з этих четырех групп органически развиваютсЯ все возможные способы декорации. ЏорЯдок перечисленных этих четырех способов указывает на постепенное развитие техники до возможного предела.

ЏоЯвление интарсии в …вропе впервые можно проследить вначале XV в, а характер орнаментики Явно указывает на восточное происхождение. ’ехника заключалась в следующем. ‚ деревЯнное поле вставлЯлсЯ по известному рисунку набор разноцветного дерева, перламутра, камнЯ разных пород, различных металлов и окрашеннаЯ мастика, с таким расчетом и на такую глубину, чтобы в результате получилась ровнаЯ и гладкаЯ поверхность на одинаковом уровне со всей доской.

Ѓогатство и разнообразие цветовых и декоративных возможностей оказались однако настолько увлекательными, что в конце концов основное дерево совершенно стало исчезать за обилием покрывающих его декоративных материалов. ќто мы видим в так называемой ЗчертозианскойИ мозаике и при технике маркетри

—ертозианскаЯ мозаика имеет аналогию в художественной отделке персидских шкатулок, сплошь покрытых геометрическим узором мельчайшей мозаик из кости и черной мастики с золочеными металлическими перегородками. ќта техника через Ђфрику и €спанию была перенесена в южную €талию и дальше во ”лоренцию и Њилан, а также, более прЯмым путем, непосредственно с востока перебросилась в ‚енецию. Џо характеру узоров мы также видим аналогию между этой деревЯнной мозаикой и набором мрамора южной итальЯнской и сицилианской церковной архитектуры.

’ехника чертозианской мозаики более упрощеннаЯ, чем вышеописаннаЯ. ‡десь, собранные по известному рисунку многогранные и разноцветные палочки, плотно склеенные вместе, распиливаютсЯ по поперечному сечению. ‚ результате получаютсЯ узорчатые тонкие пластинки, которыми обклеиваетсЯ поверхность любого предмета.

’ехникой маркетри тоже совершенно прикрываетсЯ деревЯнное Ядро, иногда в виде разноцветного геометрического узора, чаще же всего, как свободно развивающиесЯ самые разнообразные орнаменты и цветочные комбинации, эффектно выделЯющиесЯ на фоне, также наклеенном виде тонкой пластинки.

Љак известно по крымским раскопка эта техника находила применение уже в античном мире, но высшего своего расцвета она несомненно достигла во ”ранции в XVII и XVIII вв. после изобретениЯ фанерно-переклеечной техники и ввоза из экзотических стран драгоценных и редкостных сортов разноцветного дерева. ‘юда же относЯтсЯ изделиЯ техникой ЗЃульИ применЯющей в изобилии черепаху, разноцветные сплавы, подражающие камню, бронзу и другие металлы.

‚опросы длЯ работы с текстом:

- Ќазовите основные способы художественной обработки и декорированиЯ дерева, перечислите виды художественной резьбы.

- Џочему автор называет художественную резьбу основной техникой декорированиЯ предметов из дерева?

- ‚ чем состоит специфика техники интарсии?

- Љаковы отличиЯ техники маркетри, почему исследователь относит к маркетри и технику Ѓуль?

Џерсоналии

‚ейнер Џетр Џетрович (1879-1931) Р выпускник Ђлександровского лицеЯ (1898), искусствовед и коллекционер, знаток живописи и декоративно-прикладного искусства. ‘екретарь Љружка любителей русских изЯщных изданий, с 1907 издатель, а с 1908 редактор- издатель журнала З‘тарые годыИ (1907-1916), адресованного коллекционерам и знатокам искусства. Ћрганизатор выставок редакции журнала З‘тарые годыИ. —лен Ћбщества архитекторов-художников, входил в дирекцию ЊузеЯ ‘тарого Џетербурга, участвовал в формировании коллекции ЊузеЯ (1914 Р на свои средства приобрел в €талии и приподнЮс в дар Њузею архив „ж. Љваренги). ‘ 1918 г. Р председатель Ћбщества защиты и сохранениЯ памЯтников искусства и старины. ‚ 1819-1922 преподавал в €нституте истории искусств, вел научную работу в Ђкадемии материальной культуры, с 1920 Р член ‘овета ќрмитажа, в 1921-1923 Р хранитель историко-бытового отдела ђусского музеЯ, в 1918-1925 Р заведующий Њузеем ‘тарого Џетербурга. Џостановлением Љоллегии ЋѓЏ“ от 23 июнЯ 1925 г. выслан на “рал на 3 года. ‚ 1928 г. вернулсЯ в ‹енинград. ‚торично арестован 22 июлЯ 1930 г. ’ройкой ЏЏ ЋѓЏ“ в ‹‚Ћ 2 ЯнварЯ 1931 г. приговорен к расстрелу. ђасстрелЯн 7 ЯнварЯ 1931 г. (€сточник биографических данных: ”.Њ. ‹урье. †урнал З‘тарые годыИ и его издатель. ќл.публ.: €зд.дом ЗЉолоИ, 2007 г., …. Љононенко. Њузей ‘тарого Џетербурга // Ќаше наследие, Ь 106, 2013).

Љверфельдт ќрнест Љонрадович (1877-1949) С известный художник-керамист, выпускник –ентрального училища технического рисованиЯ барона Ђ.‹.?тиглица (1900). “никальный специалист по истории прикладного искусства ‡ападной …вропы, Ѓлижнего и „альнего ‚остока. „о 1924 года С главный хранитель и директор музеЯ –“’ђ?тиглица. C 1924 по 1945 С заведующий Ћтделением искусства „альнего ‚остока ѓосударственного ќрмитажа, с 1945 по 1949 С главный хранитель. Џрофессор, доктор искусствоведениЯ. З„лЯ своих немногочисленных коллег по вновь образовавшемусЯ восточному отделению, а затем и длЯ целой плеЯды сотрудников Звторого поколениЯИ, поЯвившихсЯ в 30-х годах, ќрнест Љонрадович был практическим наставником в области музейного дела, в особенности искусства экспонированиЯ, в котором те были ещЮ неопытны. Ћн был и их консультантом в сфере самых разных вопросов техники изготовлениЯ всевозможных предметов прикладного искусства С от тканей до керамики Ѓлижнего ‚остока. ‚ 1942 году, во времЯ блокады, ќ.Љ. Љверфельд завершил свой классический труд о керамике нарЯду с другой работой, по истории западноевропейской мебели. Ћднако главной сферой его научных интересов было искусство „альнего ‚остока С позже и до самой смерти ќ.Љ. Љверфельд заведовал дальневосточным отделением, создателем которого, в сущности, он и ЯвилсЯИ. (€ерусалимскаЯ Ђ.Ђ., €ванов Ђ.Ђ. Ћтдел ‚остока // ќрмитаж. €сториЯ и современность. 1764-1988. Њ.: €скусство, 1990. ‘.217. Р C.215-234.)

Љубе Ђльфред Ќиколаевич (1886-1941) С один из старейших сотрудников ѓосударственного ќрмитажа, долгое времЯ заведывал Ћделом западноевропейского прикладного искусства. Ђ.Ќ. Љубе начал работать в музее в 1911 г и умер в блокадном ‹енинграде. —еловек разносторонних знаний, он был искусствоведом широкого профилЯ, знатоком прикладного искусства средних веков, эпохи ‚озрождениЯ и искусства барокко. Љубе принимал деЯтельное участие в создании советского ќрмитажа. €м была проведена большаЯ работа в области научной систематизации и экспонированиЯ предметов западноевропйского прикладного искусства, составлены экспозиции по отделению средних веков и возрождениЯ (1921), резной кости (1924). Ћсновные научные интересы С западноевроейский фаЯнс (монографиЯ З€сториЯ фаЯнсаИ 1924), венецианское стекло (1923), лиможские эмали (1927, 1937), испано-мавританскаЯ керамика (1940). ‚ 1940 г. Љубе закончил написание каталога итальЯнской майолики ѓќ с большим введением С научно-популЯрным очерком истории развитиЯ основных центров майоличного производства €талии (опубл.1976). (€сточник биографических данных: Ђ.Ќ. Љубе. €тальЯнскаЯ майолика XV РXVIII веков. ‘обрание ѓосударственного ќрмитажа / под ред. Ћ.ќ.Њихайловой, ќ.Ђ. ‹апковской. Њ.: €скусство, 1976. 62 с., 100 илл.)

II.II. ђемесло.

Џресвитер ’еофил. Ћ различных ремеслах [8]

[Й] Џосмотри это З‘очинение о различных ремеслахИ со всею жадностью взора, вооружившись крепкой памЯтью, прочти и с горЯчей любовью к знаниЯм охвати его содержимое. Љоль скоро ты его с вниманием тщательно исследуешь, то увидишь, чего достигли в ѓреции в отношении различных видов красок и смесей, что знают в ’оскане об электре или о разнообразии черных красок, что знают, в отличие от других, арабы в области кузнечного дела и литьЯ, каким разнообразием сосудов различной формы, изготовлением гемм или изделий из кости, украшенных золотом (и серебром), славитсЯ €талиЯ, как любЯт ценЯт разнообразные оконные украшениЯ во ”ранции, что хвалЯт в ѓермании из числа золотых, серебрЯных, бронзовых, железных, деревЯнных и каменных изделий. …сли будешь это часто перечитывать и крепко держать в памЯти, то этим вознаградишь менЯ, ибо сколько раз ты извлечешь пользу длЯ себЯ из труда моего, столько раз ты будешь молитьсЯ за менЯ милосердному всемогущему Ѓогу, который знает, что Я написал свой труд не из любви к человеческой похвале и не из жадности к награде на этом свете, что переходЯще, и не скрыл что-либо ценное или редкое вз зависти, и не сохранил ничего длЯ себЯ лично, но помог нуждам многих и содействовал советами длЯ приумножениЯ чести и славы божьего имениЙ

[книга третьЯ] З—ерез дух мудрости познаешь ты, что все созданное исходит от Ѓога, а без него ничего не бывает; через дух разума достигнешь ты большого пониманиЯ в том, какого правила, какого разнообразиЯ и какой меры должен ты придерживатьсЯ в разных своих работах; через дух благоразумиЯ поймешь ты, что не должен утаивать полученный от Ѓога талант, но открыто протЯгивать его всем, желающим честно учитьсЯ, со смирением трудЯсь и обучаЯ; через дух силы отстранишь ты все застывшее, а то, что начинаешь, - не вЯлыми усилиЯми, а с полными силами поведешь к завершению; через дух знаниЯ, дарованный тебе, ты будешь господствовать с помощью рассудка над своими богатыми способностЯми и, совершенствуЯ их, будешь в изобилии, со всею смелостью ума своего делать свои знаниЯ общим достоЯнием;Й через дух богобоЯзни постигнешь ты, что сам по себе ты уже ничего собою представлЯть не можешь, призадумаешьсЯ над тем, что ничем другим, кроме как ниспосланным богом, ты не обладаешь и не хочешь обладать, но с верою, признанием и воздаваЯ благодарность считаешь, чо то, что ты знаешь, или то, что ты есть сам и кем быть можешь, исходит от милосердиЯ господнЯ.

‚оодушевленный значением таких добродетелей, дражайший сын, ты, войдЯ с твердой уверенностью в храм божий, украсишь его с таким изЯществом, расписав потолки и стены различным образом, разнообразными красками и изобразив длЯ взирающих красоту божьего раЯ, оживив ее различными цветами и зеленью листьев и травы и осветив души свЯтых различными коронами соответственно их заслугам, - и достигнешь того, что бога-создателЯ славЯт и возносЯт хвалу чудесным деЯниЯм егоЙ

[Й] ’еперь, добрый муж, действуй, Й чтобы потом еще более возросло искусство и то, чего недостает из необходимого длЯ дома господнЯ и без чего божественные таинства и официальное богослужение не могут иметь место. Ћни же таковы: чаши, канделЯбры, кадильницы, стеклЯнные сосуды, кувшины, вместилища длЯ хранениЯ свЯтых даров, кресты и другие, применение которых необходимо при церковных обрЯдах. …сли желаешь их сделать, то приступи к этому следующим образом [Й]

Љнига 2 [9]

“стройство печи длЯ приготовлениЯ стекла

…сли ты намерен приготовить стекло, то прежде всего наруби большое количество буковых дров и дай им хорошо высохнуть.

‡атем сожги их на равномерном огне, на чистом месте и, тщательно собрав пепел, следи, чтобы в него не попала землЯ или небольшие камешки.

‡атем печь из камнЯ и глины длиною в 15 футов и шириною в 10 сложи следующим образом: прежде всего вложи основание (фундамент) печи толщиною в 1 фут с каждой продольной стороны печи; в середине сложи из камнЯ и глины прочный и ровный под и раздели его на три равные части вдоль ширины печи так, чтобы две его части составлЯли одно целое и были бы отделены от третьей. ‡атем сделай в передней стороне печи С вдоль ширины ее С отверстиЯ, через которые можно было бы положить в печь дрова и поднести огонь, и после того, как ты выложишь вокруг печи стену почти в 4 фута высотой, сделай второй прочный и совершенно ровный под и дай немного выступить разделЯющей его перегородке. ‡атем в большой части печи сделай четыре отверстиЯ на продольной стороне и четыре отверстиЯ в другой части, в середине пода: в них ты будешь вставлЯть сосуды, с которыми работаешь. „альше сделай два отверстиЯ в середине печи, через которые могло бы подыматьсЯ пламЯ. ‚ыложи вокруг стену, сделай два четырехугольных окна шириною и длиною в руку, по одному с каждой стороны, против отверстий: через ни будут вставлЯтьсЯ и выниматьсЯ сосуды с содержимым.

‚ меньшей части печи еще сделай отверстие в середине пода, ближе к средней стенке, и окно высотою в руку в наружной передней стене, через которое можно вставлЯть и вынимать предметы, необходимые длЯ работы. Џосле того, как ты это устроил, придай внутренней части форму сводчатой печи, высотой в ½ фута, таким образом, чтобы сверху под был совсем ровный и имел бы по окружности борт высотой в 3 пальца, длЯ того чтобы ничего из утвари, поставленной наверх, не могло упасть. ќта печь называетсЯ рабочей.

Ћ печи длЯ охлаждениЯ

‘делай другую печь в 10 футов длины, 8 футов ширины, высотою же в 4 фута.

‘ передней стороны сделай отверстие длЯ подачи дров и огнЯ и с одной стороны С окно высотою в 1 фут, длЯ того чтобы вставлЯть и вынимать все необходимое. ‚нутри сделай прочный ровный под. ќта печь носит название печи длЯ охлаждениЯ (остываниЯ).

Ћ печи длЯ нагреваниЯ стекла и об инструментах длЯ выдуваниЯ

’ы должен соорудить еще третью печь в 6 футов длиною, 4 фута шириною и 3 фута высотою. Ћтверстие, окно и очаг должны быть как в печи, описанной выше. ќта печь носит название печи длЯ расширениЯ и разглаживаниЯ. „лЯ этой работы нужны такие инструменты: железнаЯ труба длиною в два локтЯ и толщиною в один дюйм, две пары щипцов, обитые с одной стороны железом, две железные ложки и еще другие из дерева и железа, по твоему усмотрению.

Ћ смешении пепла и песка

Џосле того как все это приготовлено, возьми хорошо высушенные в дыму буковые дрова и зажги сильный огонь с обеих сторон большой печи. ‡атем возьми две части вышеупомЯнутого пепла и одну часть песка, тщательно очищенного от земли и камешков С ты найдешь его у реки, С и смешай все на чистом месте. Џосле тщательного перемешиваниЯ возьми железной ложкой эту смесь и всыпь в меньшее отделение печи, в верхний очаг, чтобы смесь варилась и, как только она начет подогреватьсЯ, мешай ее, чтобы от огнЯ она не стала совсем жидкой и не сплавилась бы в комок; поступай таким образом ночь и день.

Ћ плавлении белого стекла и применЯемых при этом сосудах

‚озьми белую глину, из которой делают горшки, высуши ее, прилежно перемели, и, влив воды, сильно разомни куском дерева и, вылепи сосуды, сверху широкие, а снизу узкие, имеющие у верхнего отверстиЯ краЯ, загнутые внутрь. Џосле того, как сосуды высохли, захвати их щипцами и поставь в отверстиЯ раскаленной печи, которые устроены длЯ этой ели. ‡ачерпни ложкой сваренный с песком пепел, и вечером наполни им все сосуды, и подкладывай всю ночь сухие дрова, длЯ того чтобы полученное из пепла и песка жидкое стекло полностью расплавилось.

Љак выделываютсЯ стеклЯнные плитки

‚ ранний утренний час возьми железную трубку, вставь ее конец С если ты хочешь изготовить стеклЯнные плитки С в один из наполненных стеклом сосудов. € так как стекло к трубке пристает, то поворачивай ее в руке до того момента, пока стекло вокруг нее не соберетсЯ в нужном тебе количестве, тотчас быстро вытЯни ее, приставь ко рту и умеренно дуй в нее, а когда отводишь ото рта, держи ее у щеки, чтобы при вдыхании ты не втЯнул пламЯ в рот. €мей также гладкий камень у окна печи, на котором ты мог бы слегка бить по горЯчему стеклу, длЯ того чтобы оно всюду равномерно свешивалось. Ѓыстро и часто вдуваЯ, каждый раз немедленно удалЯй трубку ото рта. Љак только ты заметишь, что стекло начинает свешиватьсЯ в виде длинного пузырЯ, приложи его конец к пламени, и на расплавленном месте тотчас образуетсЯ дырка. Џроделай специально заготовленным древком отверстие, равное ширине пузырЯ, в его середине, затем присоедини горло самой трубки, а именно, верхнюю часть к нижней таким образом, чтобы с каждой стороны соединениЯ поЯвились отверстиЯ. ‚след за этим тотчас же прикоснись к стеклу вблизи трубки куском сырого дерева, встрЯхни немного, и оно отделитсЯ. Ќагрей трубку в печи, пока не расплавитсЯ стекло, которое в ней содержитсЯ, и быстро приставь это к перехваченным отверстиЯм и пузырю стекла, и оно пристанет, приваритсЯ. Џеренеси это тотчас же в пламЯ печи, чтобы в том месте, где ты отделил от трубки, стекло расплавилось и не поЯвилась дыра. “величь отверстие при помощи круглого куска дерева до размеров другого отверстиЯ, в середине намотай бор (стеклЯнную нить), отдели куском сырого дерева от трубки и передай ученику (мальчику), который, вставив в отверстие кусок дерева, перенесет в умеренно нагретую печь длЯ охлаждениЯ.

ќтот сорт стекла отличаетсЯ чистотой и белизной. ’аким же образом и в таком же порЯдке выделываетсЯ остальное стекло, пока не опустеют все сосуды.

Ћ стекле шафранного цвета

Љогда ты замечаешь, что в каком-нибудь из сосудов стекло принимает цвет, близкий к шафранному, то оставь о плавитьсЯ до трех часов; получишь светло-шафранное стекло; приготовь из него сколько хочешь изделий по вышеописанному способу. …сли хочешь, расплавлЯй стекло шесть часов, и тогда оно будет красновато-шафранного цвета. €зготовлЯй из него, что тебе будет угодно.

Ћ стекле пурпурного цвета

…сли стекло в сосуде отдает красно-желтым цветом, похожим на цвет мЯса, то его следует употреблЯть лишь длЯ обнаженных частей тела. ‚озьми, сколько тебе нужно будет, а остальную массу вари два часа, то есть от первого до третьего часа, и ты будешь иметь стекло светло-пурпурного цвета, вари его затем еще от трех до шести часов, и оно станет пурпурно-красным и безукоризненным.

Ћ растЯжении стеклЯнных плиток

Џосле того как ты заготовил стекла этих цветов, сколько тебе было угодно, и стекло охладилось в печи, выставь всю твою работу, прикажи разжечь сильный огонь в печи, в которой стекло должно выравниватьсЯ и расширЯтьсЯ.

Љогда печь накалитсЯ, возьми теплый кусок железа, расщепи стекло с одной сторон, положи его на раскаленный под печи, и когда оно начнет размЯгчатьсЯ, возьми железные щипцы и ровный кусок дерева, открой стекло с той стороны, где оно расщеплено, растЯгивай и выравнивай щипцами, сколько тебе будет угодно. Џосле того, как оно полностью выровнено, быстро вынь его и перенеси в умеренно нагретую охладительную печь, так чтобы плитка не лежала в ней, а прислонЯлась к стене. ђЯдом с ней поставь другую выровненную таким же образом, а затем третью и все остальные. Љогда они остынут, ты можешь ими пользоватьсЯ при составлении окон, раскалываЯ стекла на отдельные части, по своему желанию.

Љак делаютсЯ сосуды из стекла

…сли ты хочешь делать сосуды, то приготовь стекло по вышеописанному правилу, и после того, как ты выдул стеклЯнную массу по нужному тебе размеру ты не делаешь, как ранее, отверстиЯ в основании, а отделЯешь все это от трубки куском дерева, смоченным в воде, после чего быстро соединЯешь нагретую трубку с этим основанием. ЏоднЯв сосуды, ты нагреваешь его на огне и круглым куском дерева расширЯешь дыру, образованную при отделении от трубки, придаваЯ отверстию нужную тебе фору, и расширЯешь основание вокруг трубки, так чтобы на нем образовалась впадина. …сли ты хочешь приделать ушки к сосуду, чтобы его можно было брать за них, возьми тонкий кусок железа, опусти его острие в тигель со стеклом, так чтобы к нему пристало немного стекла, вытащи его, и приложи к сосуду в любом месте, и, когда стекло пристанет, нагрей его, чтобы оно лучше держалось. ќтим ушкам придай любую форму, при этом сосуд держи у пламени, чтобы он был теплым, но не плавилсЯ. ‚озьми еще немного стекла из печи, так чтобы за ним потЯнулась нить, приложи его к сосуду, где тебе хочетсЯ, и над огнем обмотай этой стеклЯнной нитью сосуд так, чтобы она держалась. Џосле этого, как обычно, отними трубку и поставь сосуд в печь длЯ охлаждениЯ. ’аким образом ты можешь изготовить сколько угодно сосудов.

Ћ сосудах с длинным горлышком

…сли ты хочешь изготовить сосуды с длинным горлышком, делай это так. Љогда ты выдул из стекла удлиненный пузырь, закрой трубку большим пальцем, так чтобы оттуда не выходил воздух, и размахивай над головой той трубкой вместе со стеклом, которое висит на ней, так, будто хочешь отшвырнуть ее. Љогда горлышко вытЯнетсЯ, подними руку вверх, а трубка с сосудом пусть свисает при этом вниз. ќто делаетсЯ длЯ того, чтобы горлышко не искривилось. ‡атем отдели его влажным куском дерева и поставь в печь длЯ охлаждениЯ.

Ћ различных цветах стекла

‚ древних зданиЯх Язычников находЯт различные сорта стекла длЯ мозаичной работы, а именно: белое, черное, зеленое, шафранное, сапфирное, красное, пурпурное, непрозрачно и плотное, как мрамор; они попадаютсЯ в вид четырехугольных камней, из которых получают имитацию драгоценных камней и ЯнтарЯ в оправе из золота, серебра и меди, о чем достаточно говорилось. ЌаходЯт разные сосуды тех же цветов, собираемые опытными в этом деле франками. Ћни же плавЯт в своих печах сапфировое стекло, к которому добавлЯют немного светлого и белого стекла и изготовлЯют ценные сапфировые плитки, пригодные длЯ окон. ’аким же образом они получают пурпурное и зеленое стекло.

Љомментарии

ЋригинальнаЯ рукопись не сохранилась, до нас дошли многочисленные списки и копии, которые свидетельствуют, что З’рактатИ был известен и вызывал большой интерес. Ћ нем забыли в XVI в. и лишь в XVIII в. текст ’еофила стал известен, когда один из его списков оказалсЯ в руках ‹ессинга. ‘амый полный список, сохранившийсЯ в герцогской библиотеке в ‚ольфенбюттеле, датируетсЯ XII веком. ‚ трех старых списках пресвитер ’еофил отождествлЯетсЯ с неким ђугерусом или ђогерусом, - золотых дел мастером их нижнесаксонского монастырЯ •ельмерсхаузена, работавшим в Џадерборне, в ‚естфалии, в самом конце XI Р начале XII века. Ќа основании документов известно несколько произведений ђугеруса. ‘амое главное из них Р переносной алтарь из сокровищницы собора в Џадерборне, одно из лучших произведений золотых дел мастерства в романском стиле. Ќа алтаре изображен •ристос, апостолы, мадонна, местные свЯтые Љилипин и ‹ибериус. „лЯ украшениЯ алтарЯ были применены разнообразные виды техники Р литье, чеканка, гравировка, оправа и шлифовка драгоценных камней. ’ам же, в Џадербоне, во францисканской церкви хранитсЯ небольшой алтарь, украшенный гравированными пластинами из серебра со сценами из житий свЯтых. Љроме того, тому же ђутерусу принадлежат: золотой крест из ЊузеЯ прикладного искусства в Ѓерлине, заказанный, по-видимому, в 1100 году епископом ѓенрихом из ‚ерлЯ, и серебрЯный переплет хельмерсааузенской рукописи (в сокровищнице ’рирского собора). ‚се произведениЯ свидетельствуют о великолепном мастерстве и ЯвлЯютсЯ Яркими памЯтниками романского стилЯ. Ђвтор Р монах, повествующий о ремесленных традициЯх, как они сложились в монастырской практике того времени.

З‘очинениеИ пресвитера ’еофила написано в первой четверти 12 века. ЏерваЯ книга Й посвЯщена миниатюрной и стенной живописи, втораЯ - стеклу и живописи по стеклу, третьЯ Р литью и другим видам техники в обработке металла, резьбе по слоновой кости, и в конце говоритсЯ о драгоценных камнЯх и геммах. З‘очинениеИ дает нам прекрасную и редчайшую возможность заглЯнуть в мастерскую монастырского художника-ремесленника раннего средневековьЯ, познакомитьсЯ с его приемами работы.

‚опросы длЯ работы с текстом:

- Љаковы духовные и нравственные мотивации ремесленника, описанные ’еофилом?

- ‘опоставьте технологию стеклоделиЯ, описанную в приведенном фрагменте второй книги трактата с описанием процессов стеклоделиЯ, сделанным Ђ.Ќ. Љубе.

- Љаким образом соотносЯтсЯ высокие духовные мотивации, обозначенные ’еофилом во введении к своему сочинению, и практические рекомендации. Ќапример, помещенное в конце второй книги наставление ЗЉак восстанавливаетсЯ разбитый сосудИ (глава 30): З…сли какой-либо стеклЯнный сосуд случайно разбиваетсЯ или трескаетсЯ, его восстанавливают следующим образом. ‚озьми пепел, просей его через решето и тщательно смешай с водой. Ќаполни им разлитый сосуд и поставь сушитьсЯ на солнце. Љогда весь пепел высохнет, приложи к сосуду отбитую часть. Ѓудь осторожен, чтобы пепел или грЯзь не попали в место соединениЯ. ‚озьми синее или зеленое стекло, которое легче всего плавитсЯ от жара, разотри его как следует с водой на порфировом камне и осторожно обмажь кисточкой трещину. ‡атем поставь сосуд на железную плиту, приподними немного сосуд, так чтобы пламЯ равномерно прогревало трещину, и поставь его в печь, предназначенную длЯ оконного стекла. Џоложи снизу сухие буковые дрова и разведи легкий огонь. Љогда сосуд и пепел нагреютсЯ, тотчас же усиль огонь, чтобы пламЯ увеличилось. Ќо как только ты заметишь покраснение сосуда, выгреби горЯчие угли, тщательно закрой печь и оставь так, пока она совсем не остынет. ‚ынув сосуд, вытрЯхни из него пепел, затем вымой его и можешь пользоватьсЯ им, как угодноИ. (–ит. Џо: Ђ.Ђ. Њорозов. “каз.соч. с.197.)

- ‘равните сочинение ’еофила и текст эпохи ђенессанса Р З’рактат о золотых дел мастерствеИ Ѓенвенуто —еллини (Ѓенвенуто —еллини. †изнеописание. ‘онеты. ’рактаты. ‘Џб: Ђзбука-классика, 2003. ‘.413-558.). Ћбратите внимание на преемственность и на различие подходов мастеров к организации своего труда и на понимание его социальной значимости.

‚иллар де Ћннекур. ‡аписи на листах ЗЉниги рисунковИ [10]

‹ист 1 (оборот). [Й]

‚иллар де Ћннекур приветствует вас и просит всех, кто будет работать с помощью тех средств, которые указаны в этой книге, помолитьсЯ за его душу и вспомнить о нем. €бо в этой книге можно найти прекрасные советы по великому мастерству каменного строительства и по плотничьему делу. € вы найдете здесь искусство рисованиЯ, равно как основы, в которых требует и которым учит наука геометриЯ.

[Й] ‹ист 7. Љто желает сделать пюпитр длЯ чтениЯ …вангелиЯ, смотри здесь наилучший способ из всех, какие Я знаю. ‘начала на земле располагаютсЯ дри дракона, над ними Р плита с тремЯ закруглениЯми, а над нею Р еще три дракона, но другого вида, и колонны в высоту драконов, над ними Р треугольник. ‚ы сами хорошо видите, как сделан пюпитр; посмотрите на находЯщиеесЯ здесь изображение. Њежду трех колонн должен находитьсЯ стержень, несущий капитель, на которой сидит орел.

[Й] ‹ист 21 (оборот). [Й] ЃеретсЯ известь и мелко толченаЯ черепица. Џриготовьте того и другого поровну, немного больше черепицы, таким образом, чтобы ее цвет подавлЯл другой. Џропитайте этот состав льнЯным маслом. ’еперь вы можете из этого сделать сосуд длЯ хранениЯ воды.

Љомментарии

‚иллар де Ћннекур Р французский архитектор первой половины XIII века. ђаботал во многих городах ”ранции (возможно, строительство собора Љамбрэ).

ЗЉнига рисунковИ ‚иллара де Ћнненкура хранитсЯ в парижской Ќациональной библиотеке. „о наших дней дошли 33 листа, еще около 35 не сохранилось. ђисунки исполнены свинцовым штифтом и обведены пером.

‚опросы длЯ работы с текстом:

- ‘равните надпись и изображение пюпитра (воспроизведено в таблице 2) на 7 листе ЗЉниги рисунковИ ‚иллара де Ћннекура. Џопытайтесь найти аналоги в коллекциЯх музеев мира.

- ЗЉнига рисунковИ - записи странствующего мастера. Љаким образом ЗполезноеИ понимаетсЯ автором тексте? ‘водитсЯ ли оно лишь к утилитарному смыслу?

„жон ђескин. ‹екции об искусстве [11]

[Й] †изнь без труда Р преступление, а труд без искусства Р труд скота, и слова ЗдобрыеИ и ЗдурныеИ можно заменить словами ЗсозидателиИ и ЗразрушителиИ. ЋгромнаЯ долЯ видимых успехов человечества, насколько простираетсЯ наше современное знание, бесплодна; она совершенно бесполезна длЯ чего-либо доброго, но неизбежно влечет разрушение и горе. ‘ила этих успехов есть сила блуждающей бури, их блеск Р румЯнец чумы, и то, что называют историей человеческого рода, очень часто есть только памЯтник губительного вихрЯ и карта распространениЯ проказы. Ќо под всем этим или в узком пространстве, скрывшемсЯ среди этого ужасного царства, работа каждого человека, qui non accepit in vanitatem animam suam [Зкто не клЯлсЯ душою своею напрасноИ (лат.)], растет и преуспевает. Ќезаметный зеленый росток этой работы в конце концов покорЯет зло. € ослабленные болезнью, поврежденные в развалины, истинные работники все-таки шаг за шагом превращают дикую пустыню в цветущий сад. “силиЯми их соединенных рук прочно поддерживаетсЯ и распространЯетсЯ гармониЯ всех вещей и, хотЯ со странными на глаз наблюдателЯ колебаниЯми, неизменно приходит утро, приходит и ночь, и каждый час человеческой жизни приближает к дню совершенства. € он настанет, этот день, настанет тогда, когда все люди поймут, что свЯтаЯ красота в труде должна быть так же, как во всем. Ќет, более того! …сли она и может быть где-нибудь, то именно в труде; в нашей силе скорее, чем в нашей слабости, в выборе предмета нашей работы в течение шести дней, того предмета труда, который нам к концу жизни можно будет назвать полезным, а не в достижении того, чего мы просим длЯ седьмого днЯ, то есть награды или отдыхаЙ

[Й] Њы совершенно потерЯли способность наслаждатьсЯ самим умением работатьЙ Њы потерЯли способность к полноценному ощущению этого наслаждениЯ, потому что сами прилагаем недостаточно труда к тому, чтобы добитьсЯ правильности в работе, и не имеем представлениЯ о том, какой ценой приобретаетсЯ эта правильность; поэтому восторг и уважение, которые мы обЯзаны чувствовать при виде работы сильного человека, нас покинули. ‚прочем, мы отчасти еще храним их при созерцании пчелиных сот или птичьих гнезд; мы понимаем, что они, благодарЯ божественному дарованию, - те то, что [просто] комок воска или пучок палочек.

[Й] Ћбратите внимание, как от самого высшего до самых низших проЯвлений настоЯщее искусство всегда зависит от своего отношениЯ к практическим потребностЯм. ЏерваЯ необходимость Р это чаша и блюдо, в особенности чаша. Џищу вы можете положить и на столы гарпий [ђескин имеет в виду предсказание гарпий, данное троЯнцам в ЗќнеидеИ ‚ергилиЯ. ќнею и его спутникам предсказано, что голод принудит их съесть столы. Џо прибытии в ‹ациум троЯнцы, испытываЯ сильный голод, едЯт плоды, положенные на ржаные лепешки, и не испытываЯ насыщениЯ плодами, съедают и лепешки-ЗстолыИ.] или на что-либо другое, но длЯ того чтобы пить, необходима чаша. —тобы удобно было ее держать, необходимо приделать к ней ручку. —тобы наполнЯть ее, когда она пуста, нужен большой кубок. ‚идоизменЯйте формы этих предметов в соответствии с разнообразными требованиЯми, которые возникали из потребности пить много и с известным утонченным изЯществом, из необходимости легко пить напиток, на целые годы сохранЯть его аромат, хранить в погребах, добывать из источников, совершать жертвенные возлиЯниЯ, сберегать панафинейское масло или пепел погребальных костров, - совершите все соответствующие видоизменениЯ, и в результате получите рЯд прекрасных форм и украшений, начинаЯ с грубо сделанных из красной глины амфор и заканчиваЯ вазами работы —еллини из драгоценного камнЯ и хрусталЯ; в этом рЯду, преимущественно в его простейших формах, были созданы прекраснейшие линии и превосходнейшие образцы строгой композиции, каких только достигало искусство.

[Й] Њануфактурщики должны так же заботитьсЯ о совершенстве и красоте тканей, о материале и рисунках, как оружейники Њилана и „амаска некогда заботились о своей стали.

[Й] предельно ограничьте работу Й фабрик, постарайтесь не делать из железа ничего, что можно сделать из дерева или камнЯ. Ќе следует применЯть энергию пара там, где можно обойтись естественной силой. € заметьте: длЯ всех механических работ, вызванных потребностью городов и общественной жизни, сила воды более чем достаточна. Њельницы, установленные на болших реках и приводимые в движение водой из водохранилищ, наполнЯемых во времЯ приливов, предоставЯт в ваше распорЯжение столько энергии, сколько вам нужно.

‡емледение, требующее ручного труда, и безусловное отречение от ненужной силы огнЯ Р первые условиЯ, необходимые длЯ созданиЯ школ искусства в любой стране.

[Й] Ѓог пребывает в хижинах в той же мере, что и в церквах, и что в первую очередь все должно быть благоустроено длЯ …го пребываниЯ. Ќачните применение искусства с деревЯнных полов Р паркетные сами собой привлекут ваше внимание; начните с соломенных крыш, и вы закончите возведением пышных сводов; начните с работы (над тем), чтобы из-за недостатка [света] простого ночника глаза стариков не отказывались видеть Ѓиблию, а молодых Р иглу, и тогда вы сможете извлечь все действительно хорошее из цветных стекол и восковых свечей.

‚опросы длЯ работы с текстом:

- ‚ чем состоит созидательный, нравственный смысл ручного труда по мнению „ж.ђескина? Љакова его роль в духовной жизни человека? Џочему ђескин утверждает обЯзанность чувствовать Звосторг и уважениеИ Зпри виде работы сильного человекаИ?

- Љаким образом ђескин аргументировал идею о том, что практические потребности спoсобствовали видоизменению форм предметов?

- ‚ чем, по мнению „ж. ђескина, современное фабричное производство может оперетьсЯ на опыт ремесленного труда? Џроанализируйте его аргументацию идеи выхода из цивилизационного кризиса.

- —то имеет в виду ђескин, утверждаЯ, что ЗЃог обитает в хижинахИ и какой вывод делает он в свЯзи с этим по отношению к современным художникам? Љак эти идеи были развити “. Њоррисом? (см. ’абл.3)


III. €сториЯ материальной культуры. ’аблицы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow