Развитие психодиагностики в 1980-е гг

В начале 1940-х гг. будущее психологического тестирования, во всяком случае в США, казалось отнюдь не светлым. Один из выпусков журнала. American Psycho­logist (октябрь 1981) был полностью посвящен тестированию и грозящим ему опасностям, однако в дискуссиях наметилась и очевидная позитивная тенденция, суть которой сводилась к тому, что данное направление исследований не должно быть утрачено для науки и практики.

Количество тестов продолжало расти. Для диагностики личностных особен­ностей было разработано немало новых опросников, но исследователей по-преж­нему беспокоила мысль о том, что ответы на вопросы могут быть сознательно или неосознанно фальсифицированы. Валидность оставалась наиболее уязвимым местом почти каждой диагностической методики, особенно проективной. Тем не менее годы критики относительно мало повлияли на статус проективных тестов. В первый десяток по популярности входили почти те же тесты, что и в прошлом десятилетии: MMPI, WAIS, гештальт-тест Бендер, тест Роршаха, WISC, тест на до­полнение предложений, ТАТ, рисунок человека и некоторые другие. Данные о наи­более часто используемых в США тестах в период с 1935 по 1982 г. представлены на с. 79.

Большой интерес вызывало появление последней (четвертой) версии шкалы Стэнфорд-Бине (четвертой). Это были 15 субтестов с заданиями, расположенны­ми в порядке возрастания трудности. Большое значение имело изменение отно­шения к тому, что измерял тест. Постепенно уходят в прошлое применительно к тестированию интеллекта термины «умственный возраст», «интеллект» и «7Q». Они были заменены понятиями «когнитивное развитие» и «стандартный возраст­ной балл». «Сырые» баллы, полученные в результате обследования, конвертиро­вались в стандартный возрастной балл (СВБ).


Тест Ранговое место
Миннесотский многоаспектный личностный опросник  
Шкала интеллекта Векслера для взрослых  
Гештальт-тест Бендер  
Тест Роршаха  
Шкала интеллекта Векслера для детей  
Тест тематической апперцепции  
Тест на завершение предложений  
Тест «Нарисуй человека»  
Тест «Дом— дерево— человек»  
Пибода тест  
Тест Роттера на завершение предложений  
Шкала памяти Векслера  

Что дали эти изменения? Согласно некоторым критикам, они были попыткой преодолеть 20-летний спад в тестировании интеллекта (Spruill, 1987). Введение показателя СВБ в новую версию теста Стэнфорд—Бине принесло несомненный успех его разработчикам, правда, несколько омраченный тем, что в этом тесте стан­дартное отклонение было равно 16, в то время как большинство остальных шкал имело стандартное отклонение 15. Тем самым затруднялось сопоставление ре­зультатов, полученных с помощью разных тестов. Четвертая версия шкалы Стэн­форд—Бине была призвана погасить тот негативный эмоциональный заряд, носи­телем которого был /Q-показатель. В какой мере это удалось, сказать трудно, во всяком случае, понятие стандартного возрастного балла быстро нашло горячих сторонников среди тех, кому надоело обсуждать вопросы, связанные с наследу­емым и приобретенным в интеллекте, отложив их решение до лучших времен.

Дальнейшее развитие получают векслеровские шкалы для измерения интел­лекта. Незадолго до смерти его создателя выходит переработанный WAIS (WAIS-R, 1981). Новая версия Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence (WPPSI-R) появилась в 1989 г. Эта шкала была повторно стандартизирована на 1700 детях от 3 лет до 7 лет и 3 месяцев, имела лучшие задания, были внесены другие измене­ния, но в основном это была та же самая шкала.

Свежей струей в тестировании интеллекта была появившаяся в это десятиле­тие батарея для измерения интеллекта детей, разработанная в Университете Ала­бамы Аланом Кауфманом. Оценочная батарея Кауфмана для детей (Kaufman Assessment Battery for Children, 1983) вобрала в себя последние достижения в обла­сти тестирования интеллекта. Автор отказывается от традиции, согласно которой детей относили к той или иной категории на основе коэффициента интеллекта. В оценочной батарее для характеристики умственного развития ребенка исполь­зуются множественные показатели, а все когнитивные задачи рассматриваются автором в качестве критериев того, чему ребенок научился.

Несомненным достижением психологов 1980-х гг., достижением, имеющим не­посредственное отношение к диагностике способностей, было издание в период с 1982 по 1989 г. пятитомника «Успехи в психологии человеческого интеллекта» (Advances in The Psychology of Human Intelligence). Этот труд был издан под редак-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: