Развитие психодиагностики в 1990-е гг

Опубликованный в 1992 г. одиннадцатый выпуск Ежегодника психических из­мерений содержал сведения о 477 коммерческих тестах (тесты, которые в отли­чие от исследовательских изданы и предназначены для продажи специалистам)1. Наибольшая часть этих тестов предназначалась для диагностики личности (28,3 %), тогда как на исследование интеллекта были ориентированы всего 4,6 % от общего числа новых тестов (напомним, что каждый новый выпуск Ежегодника не повто­ряет ранее опубликованные тесты, за исключением случаев их переиздания или рестандартизации).

Среди тестов для диагностики интеллекта по-прежнему первые по популярно­сти места занимают предназначенные для разных возрастных групп шкалы Векс-лера. Эти шкалы совершенствуются: так в 1991 г. выходит третья редакция шкалы для детей (WISC-K), а в 1998 г. — третья редакция шкалы для взрослых (WAIS-НГ).

Продолжают разработку новых тестов для измерения интеллекта А. Кауфман и Н. Кауфман. В 1990 г. был опубликован -«Краткий тест интеллекта Кауфмана», состоящий из одного вербального и одного невербального субтестов и охватыва­ющий возрастной диапазон от 4 до 90 лет. В 1993 г. этими исследователями пред­ложен «Тест интеллекта подростков и взрослых Кауфмана». При разработке теста была предпринята попытка интегрировать теорию текучего и кристаллизованно­го интеллекта со взглядами других исследователей. Отличительной чертой теста является множество необычных и интересных заданий, привлекающих внимание обследуемых.

Следует упомянуть и о развитии в США «Британской шкалы способностей»,

0 которой уже упоминалось ранее. Ее пересмотренная и расширенная версия под
названием -«Дифференциальные шкалы способностей» была издана Элиоттом
в 1990 г. В этих шкалах автор избегает понятия интеллекта и предпочитает го­
ворить о специфических способностях. Теоретическое обоснование шкал носит
эклектический характер; используется однопараметрическая модель теории «за­
дание—ответ», что позволяет градуировать каждое задание по уровню трудности
(используется стратегия адаптивного тестирования). В целом шкалы благодаря
множеству психометрических новшеств характеризуются высокой сложностью
проведения и обработки результатов, что может препятствовать их распростране­
нию. Новые взгляды на измерение познавательной деятельности нашли свое от­
ражение и в -«Системе когнитивной оценки», разработанной Дж. Дасом и Нагли-
ери (1997). Задания, входящие в тест, определяющий так называемый когнитив­
ный статус, предназначены для измерения основных познавательных функций,
участвующих в научении, но, как предполагается, не зависимых от школьного
обучения. Тест создан в соответствии с авторской моделью интеллекта, полага-

1 Десятый выпуск «Ежегодника» вышел в свет в 1989 г.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: