История и современное состояние проблемы индивидуальности в общественных науках

Знания о специфических особенностях безработных в современном социуме (с учетом творческого потенциала, склонностей и способностей личности в плане индивидуального подхода к организации коррекционной работы) стали актуальными только в последние годы, когда решение насущных проблем развития общества, перешедшего от эпохи "масс" к эпохе индивидуальностей, потребовало использования фундаментальных законов целостности свойств человека как активного субъекта психической деятельности.

Современные психолого-педагогические инновации А.Г. Асмолов (1996) связывает с переходом науки и практики от тоталитарной культуры полезности, подавляющей индивидуальность человека (которая начинает агонизировать в неопределенных критических ситуациях типа ситуаций жизни безработных), к культуре достоинства, поддерживающей индивидуальность и обладающей широким резервом нестандартных социальных действий. По мысли А.Г. Асмолова, развивающегося человека надо готовить к действиям в условиях неопределенности прогноза будущего, где решающее значение имеет инициативность, активность, «творческость» человека. Кроме того, важный фактор гармоничного развития - полноценное использование задатков способностей при сохранении психического, психологического и соматического здоровья.

В переломные моменты истории в обществе обостряется чувство ценности человеческой личности (Асмолов, 1996). При этом встают вечные вопросы "что есть человек", "как рождается, формируется и поддерживается личность", которые попадают в фокус общественного сознания. Именно в ходе перестройки начал оформляться социальный заказ на использование закономерностей психологии и социологии индивидуальности и личности в целях разработки стратегии ее развития. Для этого необходимо попытаться ответить на следующие вопросы: в чем состоит специфика трудностей в тех типичных ситуациях, в которых приходится действовать безработному в эпоху бурных метаморфоз трансформаций социума, какие препятствия встают на пути реадаптационного процесса, какова оптимальная его стратегия и системотехника.

Психологические механизмы индивидуальной жизнедеятельности современного безработного отражают закономерные явления, происходящие как в обществе, так и в отдельном человеке. Только фиксируемые в психологии закономерности экстериоризации и интериоризации социальных и индивидуальных норм, а также системные законы формирования и развития психики дают возможность понять возможность и необходимость конструирования гармоничных “ миров” личностью, с помощью которого безработный (как субъект психической деятельности) создает мир образов в соответствии с образом мира.

Человек в стрессогенных обстоятельствах жизнедеятельности (именно так можно рассматривать тяжелый период безработицы) остается целостным, развивающимся, реализующим - возможно, изменившиеся - цели и мотивы индивидуальной деятельности. При этом чувствительным индикатором гармоничности его жизни является структура индивидуальности, отражающая типичное своеобразие “жестких” звеньев механизмов деятельности.

Категория "Индивидуальность" является одной из основных в психологии. Однако это понятие до сих пор часто используют как синоним отдельных индивидуальных различий, что ведет к "мозаичным" представлениям о природе данного феномена, редуцируя его содержание. Вместе с тем, целостность индивидуальности очевидна: нельзя говорить о " раздвоении" индивидуальности по аналогии с общепринятым термином "раздвоение личности".

Проблема воссоздания целостности индивидуальности - при всей ее кажущейся простоте - долгое время не поддавалась научному решению. По этому поводу известный психогенетик Дж. Хирш писал: " Экспериментальное исследование индивидуальных различий в чем-то напоминают гамлетовское "быть или не быть". Дж. Кеттел исследовал их, Уотсон хоронил, Толмэн понимал, Трайон подчеркивал их важность, Халл сводил к минимуму их значимость для теории, Хантера они озадачивали, Скиннер и его ученики были заведены ими в интеллектуальный тупик, а авторы формальных моделей предпочитали фиксировать элементарные софизмы, чем добывать знания о них" (цит. по кн. "Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. М., Педагогика, 1988, с.3).

В отечественной психологии вопросы индивидуальности по сути дела были закрыты, эта категория не представлена даже в «Большой советской энциклопедии». Однако, по мере получения данных в конкретных работах (Базылевич, 1983,1988, 1994 и др.) стали пересматриваться стереотипы мышления, согласно которым воспитание, образование, среда способны направленно формировать психический облик человека по образцу требований деятельности. Функциональные системы человека в каждый момент его развития отчетливо индивидуализированы. (Работа поддержана Российским фондом фундаментальных исследований - код проекта 94-06-19749).

Интенсивное познание закономерностей формирования индивидуальности начато в последние годы в связи с запросами практики. Индивидуальный подход в обучении, вопросы профориентации, профотбора и профподбора кадров, эффективности труда, проблемы психосоматики связаны с учетом индивидуальных особенностей человека в их целостности. Любая общепсихологическая закономерность свое реальное воплощение получает в индивидуально-модифицированных формах.

Комплексность анализа этих составляющих реального бытия человека потребовала проникновения научной теории, эксперимента и практики психологии в малоизученные закономерности индивидуализации целенаправленной активности, присущей субъекту психической деятельности. При этом целостность психологических механизмов произвольности раскрывается в системообразующей роли цели и результата действия в ходе организации активности человека, а также в интегративности и обобщенности характеристик индивидуальности и типичности поведения (Анохин, 1971; Русалов, 1979; Швырков, 1980; Костюк, 1992).

Все вышесказанное указывает на актуальность разрабатываемой темы, важной для развития теории, методов диагностики и принципов практического учета, организованных в поведении особенностей человека. В современной психологической науке приближение к познанию закономерностей формирования целостной индивидуальности на основе изучения целенаправленной активности субъекта помогает активизировать проработку таких актуальных проблем, как задатки общих и частных способностей личности, одаренности и таланта, гармоничность сочетания генетических предпосылок и средовых влияний в индивидуальном развитии при сопряжении в нем биологического и социального. Очевидно, все эти проблемы имеют не только теоретическое, но и практическое значение – в том числе, для понимания роли стрессогенных факторов в ходе безработицы.

Решение насущных проблем развития общества, перешедшего от эпохи "масс" к эпохе индивидуальностей, предполагает использование фундаментальных законов целостности свойств человека как субъекта психической деятельности. Усилившаяся в этой связи рефлексия психологов и практиков, направленная на раскрытие сущностных детерминант формирования индивидуальности, свидетельствует о крушении ранее распространенных стереотипов мышления, постулирующих широкие возможности подгонки людей под единый стандартный образец требований деятельности, рассматривающих смысл психического развития как преодоление своеобразия человека. (Как показывает анализ основных стратегий рассмотрения проблем безработных, именно неумение соответствовать образцу работодателя - по субъективному мнению ряда авторов - не позволяет незанятому человеку приспособиться к изменению социальных условий.) При этом констатируется деиндивидуализация безработного. Все это наталкивает на пессимистические прогнозы относительно дальнейшей судьбы страдающего человека.

Перспективы оптимального учета индивидуальности в практике для повышения эффективности и результативности деятельности и сохранения психического и соматического здоровья человека не могут осуществляться в рамках чисто прикладных работ. Для этого требуется специальное изучение новой для типологических исследований проблемы целостной индивидуальности (Базылевич, 1998) и ее практического варианта - экопсихологии индивидуальности (Базылевич, 1996, 1998, 2000).

Логика проделанных ранее работ в области экопсихологии индивидуальности может быть обобщена следующим образом. Индивидуальность человека в единстве индивидных и личностных компонент субъекта психической деятельности, по-видимому, наиболее полно выражается в показателях произвольной сферы психики. В этой связи показано, что индивидуально-обобщенные интеграции физиологического и психического в составе функциональных систем являются инвариантной составляющей разнообразной активности человека. Следовательно, можно ожидать, что "жесткие структуры" психофизиологического уровня произвольных движений являются задатками сопряженных с ними индивидуальных особенностей психики человека.

Теоретическим основанием проводимых в русле экопсихологии индивидуальности исследований послужили известные положения теории и методологиии психологической науки о системном строении психологических феноменов и об адекватности эволюционно-системного подхода к их изучению (Анохин, 1935, 1971; Бехтерева, 1974; Русалов, 1979; Забродин, Лебедев, 1977; Швырков, 1980; Ломов, 1984 и др.), базирующиеся на традициях отечественной естественнонаучной школы психологов и физиологов (Сеченов, 1881; Ухтомский, 1923; Павлов, 1923; Лурия, 1928, 1966; Соколов, 1958; Теплов, 1963; Небылицын, 1966 и др.). В соответствии с этими основаниями идеи системного подхода при реализации принципа развития (Анцыферова, 1978) выступают в качестве общепсихологического контекста изучения законов экопсихологии индивидуальности.

Особое значение для решения исследовательских задач имеет принцип единства сознания (психики) и деятельности (Рубинштейн, 1935; Брушлинский, Тихомиров, 1989), принцип субъектности (Абульханова-Славская, 1973), теория субъекта психической деятельности (Абульханова, 1980; Брушлинский, 1993) при континуально-генетическом, недизъюнктивном способе представления психических процессов в органических системах (Брушлинский, 1977, 1979).

Учитываются также принципы типологических исследований: конструктивность рассмотрения синдромов индивидуальных особенностей человека, первичность строго лабораторных методов их изучения, математико-статистический анализ данных диагностики индивидуальных различий (Теплов, 1963; Небылицын, 1966), важность типологического анализа активности человека для разработки проблем индивидуальности (Теплов, 1956; Крупнов, 1970, 1993).

Актуальность проработки индивидуального подхода к проблемам безработных на основе теории целостной индивидуальности определяется прогностичностью для психического и соматического здоровья человека оценки гармоничности сочетаний разноуровневых свойств индивидуальности в развитии взаимоотношений безработного с его специфической средой.

Прикладное значение изучения целостной индивидуальности основывается на данных, свидетельствующих об актуализации "жестких" связей между разноуровневыми индивидуальными особенностями при детерминистических влияниях на их организацию со стороны типологических свойств индивида в периоды, когда развитие деятельности относительно стабилизировано. В частности, неопределенность стратегии поведения в сочетании с малой вероятностью успеха в прогнозируемой ситуации (что характеризует стрессогенные обстоятельства, в том числе, характерные для периодов безработицы) создают предпосылки для фиксации индивидуально-стабильных синдромов разнообразных свойств в механизмах реализации произвольных действий.

Эта индивидуально-обобщенная составляющая активности субъекта, формируемая в результате взаимопроникновения индивидной и личностной сфер индивидуальности, может быть проанализирована в контексте сопряженности природного с социальным и средовым (Базылевич, 1983, 1988; Базылевич с соавт. 1991,1993,1994). сопряжения индивида с окружающим миром.

Коротко резюмируя изложенное, выделим наиболее существенные итоговые результаты исследований целостной индивидуальности, которые могут составить основу реабилитации лишенных работы людей в аспекте экопсихологии индивидуальности.

1. Типологический анализ целостности разноуровневых свойств и качеств индивидуальности безработного в поведении, позволяет по-новому решать его проблемы. Индивидуальные различия между людьми не образуют монолитного, гомогенного единства, но представляют собой иерархически организованную целостность. Трансситуативная вариативность индивидуальных особенностей в этой связи является закономерным следствием развития механизмов деятельности. Подверженность топологии функциональных систем радикальным трансформациям, например, при мотивировании поведения, делает внешне сходные его актографические параметры существенно различными по типологическим опосредованиям в механизмах реализации действий. Индивидуальная стабильность и даже крайняя ригидность определенных черт человека объясняется наличием в функциональных системах достаточно “жестких” индивидуально-обобщенных звеньев, являющихся (при фиксации развития поведения - как у безработных людей) задатками общеличностных особенностей.

2. Концепции целостной индивидуальности основывается на том факте, что любой отдельный ее феномен, включаясь в динамику произвольных актов, подчиняется системе детерминант многоплановости функциональных систем. Их кумулятивные свойства объективизируются в процессах опережающего отражения (в частности, в явлениях прогноза будущего, таких как антиципация). Системные процессы антиципации, поэтому способны выявить динамику организации разноуровневых свойств и смену детерминант в развитии деятельности: стадиальное влияние содержательной стороны цели и ее смысла на индивидуально-обобщенные компоненты функциональных систем и, наоборот, опосредованность строения психофизиологических механизмов произвольности надситуативными их координатами.

3. Каналами сопряжения инвариантной составляющей функциональных систем (задатков) с надситуативными координатами развития деятельности служат индивидуальные стили, соотносящиеся со стратегией поведения (Базылевич, 1998), а также формально-динамическая сторона активности, результативность человека в ее связи с содержательной стороной жизнедеятельности (Базылевич, 1994). Отмеченная гетерогения прошлого в настоящем с перспективой на будущее отражается в предваряющих действие процессах антиципации, которые могут использоваться в качестве ее системного индикатора.

Отметим, что законы экопсихологии индивидуальности по сопряженности и по способу организации разнообразных индивидуальных особенностей в субъекте психической деятельности позволяют – в ходе реабилитации человека - гармонизировать сопряжение природных задатков с требованиями деятельности.

Развиваемые представления могут использоваться в психологическом консультировании и при социальной реабилитации безработных для конструктивного рассмотрения сложившихся особенностей индивидуальности и построении "экологических ниш" (при гармонии природного с социальным и средовым), где человек чувствует себя комфортно, интенсивно развивает способности, достигает высокой результативности при положительном эмоциональном фоне жизнедеятельности. Таким образом, закономерности гармоничного сочетания разнообразных индивидуальных особенностей в субъекте психической деятельности позволяют сопрягать в "экологических нишах" природные и прижизненно сформированные задатки с требованиями деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: