Основы программы индивидуализированной реабилитации разных категорий безработных

Значение понятия "психологическая реабилитация" предполагает, что ранее пострадавший человек с помощью определенных социальных и психологических системотехник полностью восстанавливает утраченные ранее психические и соматические потенции. Психологический аспект соответствующих многогранных проблем связан с понятиями "психологическая поддержка, помощь", "психотерапия", "психокоррекция".

Современная психология уже имеет целый ряд методологических, экспериментально-прикладных и практических разработок, помогающих восстановить, формировать и развить необходимые психические функции человека. Так, широкое внедрение в практику получили отечественные методики психического развития детей разных возрастов, например, - школьный тест умственного развития (ШТУР) и комплекс коррекционных методов, позволяющих формировать недостаточно развитые высшие психические функции до социального норматива (Борисова, Гуревич 1992, 1999 и др.). Успехи в данной области науки отмечены Государственной премией за обеспечение работы психологической службы образования.

Здесь особо отметим гуманистическую направленность российской школы психодиагностики, психокоррекции и реабилитации. В противовес традиционным тестам, пытающимся ситуативно обусловленный диагноз выдать за долгосрочный прогноз будущих успехов человека, в нашей стране и за рубежом развиваются так называемые критериально-ориентированные тесты (КОРТы). Они основываются на социальных нормативах психического развития лиц разных возрастов. Далее выделяются соответствующие психических функции, процессы, свойства, которые - в комплексе - могут обеспечить усвоение необходимых для интенсивного психического развития знаний, умений, навыков. Их своевременная психодиагностика позволяет выявить "слабые" стороны рассматриваемого "среза" характеристик и - с помощью коррекционных методик - развить уровень нужных параметров до нормативных значений.

Реабилитационное значение такой стратегии очевидно. Внедряемые в социальную практику психологические технологии снимают необходимость фатально предопределять траектории психического развития безработного, что способствует созданию в обществе своеобразных психологических резерваций.

Остроактуальные вопросы проводимой сейчас реформы образования (включающей вопросы непрерывного образования людей разных возрастов в том числе - и безработных) ставятся его изменившимися стратегическими целями. Ориентация "времен застоя" на формирование конкретных знаний, умений, навыков и требуемых обществу качеств личности становится в современном мире недостаточной из-за непредсказуемости траекторий индивидуального развития под влиянием сложносочетанных факторов социума. Развивающийся человек вынужден действовать в характерных для общества ситуациях неопределенности прогноза будущего. Как известно, психологическая специфика данных ситуаций способствует фиксации стрессогенных состояний, выраженность которых неблагоприятно сказывается на психическом и соматическом здоровье человека и на темпах психического развития. Поэтому планирование содержательной стороны тех знаний, которыми должен индивид, становится в наши дни весьма сложной проблемой.

Развиваемая в русле экопсихологии индивидуальности системная парадигма исследований имплицитно содержит гуманистическую направленность инновационных технологий реабилитационной работы с человеком. Она включает следующие базальные принципы:

1. Структура свойств индивида и личности в ее целостности не содержит только отрицательных и только положительных - для эффективной жизнедеятельности - аспектов. Своевременная квалифицированная психодиагностика структуры целостной индивидуальности помогает практическому психологу во взаимодействии с клиентом конструировать такой контур регуляции жизнедеятельности, который сопрягает в функциональных системах природное с социальным, генотипическое со средовым.

2. Фатальная предопределенность психического развития исключена с позиций системных теорий индивидуальности. Нет плохих (" инвалидных") и хороших типов человека. Целостная индивидуальность конституируеся свойствами, формирующимися прошлым (генотипом, обобщенным онтогенезом), настоящим (рассогласованием прогноза и реальности) и будущим (субъективным образом "потребного" будущего.) Синдромы индивидуальных свойств человека содержат компенсаторные и синергические связи, на основе которых лица, обладающие разной типологией с помощью индивидуальных стилей деятельности могут достигать высоких социально значимых результатов.

3. Знания реальной организации разноуровневых свойств индивидуальности позволяют планировать реабилитационную работу с человеком в трудных ситуациях жизнедеятельности. Опора на регуляторные возможности психологической составляющей фиксируемых у конкретного человека синдромов способствует снятию дисгармонии в экологических «нишах» индивидуальности, что восстанавливает и сохраняет психическое и соматическое здоровье, развивает способности и креативность личности.

В целом, знание как сильных, положительных, так и отрицательных моментов фиксируемого строения целостной индивидуальности в комплексе позволяет каждый раз моделировать уникальный личностный портрет клиента службы занятости и – на этой основе – корректировать индивидуальный стиль деятельности, приводящий к высокой результативности и комфортности процесса жизнедеятельности.

РАЗДЕЛ 4.

Методы психодиагностки индивидуальных особенностей безработных

4.1. Критерии психологической оценки человека

как носителя целостной индивидуальности

Анализ материалов обобщения исследований дезадаптации безработных, приведенный в первом разделе, показывает, что в литературе традиционно акцентируется внимание исключительно на отрицательных свойствах и качествах личности безработных. Неконструктивность такой позиции достаточно, поскольку живой человек всегда целостен, он обладает комплексом свойств - как отрицательных так и положительных, в зависимости от конкретных аспектов жизнедеятельности. Человек, имеющий только отрицательные индивидуальные особенности, по-видимому, не может существовать. Выявление же существенных детерминант активизации положительных потенций личности и нивелирование слабых сторон требует детального изучения - в данном случае - индивидуальности и личности современного безработного в ее целостности.

Традиционно личность (Л.) рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида в межиндивидуальные связи. Индивид испытывает потребность быть личностью, обнаруживает способности стать Л. Этот процесс реализуется в социально-значимой деятельности: что определяет развитие человека как Л. Взаимоотношения между составляющими Л. может быть обобщено в формуле: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».

Системообразующим основанием, скрепляющим разноуровневые механизмы субъектно-объектного взаимодействия для получения планируемого результата, является мотивационно-потребностная сфера личности (Леонтьев, 1966, 1975 и др.). Вектор "мотив-цель" обусловливает опережающий характер реагирования человека в сложноорганизованном потоке событий. В феноменах опережающего отражения сказываются фундаментальные закономерности формирования и развития функциональных систем. Их кумулятивность (эффект накопления) обеспечивает преемственность стадий развития живых систем. В результате, актуальная структура психофизиологического уровня жизнедеятельности, опосредующего влияние генотипа на психику (Ломов, 1984), содержит следы прошлого (генотипические признаки), аналоги настоящего (сравнения прогноза и реальности) и предвестники будущего (информационные эквиваленты образа-цели).

В каждый момент своего развития человек органически включен в эволюционный процесс, итогом и этапом которого он является. Таким образом, эволюционные истоки свойств и качеств индивидуальности предполагают непрерывность и преемственность ее развития. Формулируемые представления ставят задачу выявления характерных для индивидуальности современных безработных относительно «жестких» "сцеплений" и "слитий" разноуровневых ее особенностей, которые обусловлены историко-эволюционными законами формирования системных качеств функциональных органов развивающегося в активном поведении субъектно-объектного взаимодействия. Можно гипотетически предположить, что технологии диагностики и психокоррекции целостной индивидуальности при этом позволят понять интегрированность индивидных и общеличностных черт в "жестких" звеньях функциональных системах лишенных профессиональной деятельности людей. Соответствующие данные предполагают отказ от иллюзорного, но вместе с тем практикующегося в психологических разработках изначального дизъюнктивного расчленения свойств индивида (как исключительно генотипических) и личности (как бы формируемой под влиянием социума).

Интегративная оценка человеком своих эмоциональных "меток" событий в типологически важных ситуациях при этом является существенной для выделения сущностных характеристик целостной индивидуальности, если в синдромы типологических свойств включаются системообразующие факторы мотивов и целей человека, перспектива его развития и эмоциональные «метки» восприятия типологически прогностичных ситуаций жизнедеятельности.

Критериально-ориентированная работа с лишенными трудовой деятельности людьми должна иметь - в качестве социально обус-ловленных гуманистических нормативов - сохранение психического и соматического здоровья, работоспособности, эмоционального комфорта человека, способствующие превращению его потенциальных задатков в актуальные способности личности.

Конструктивный принцип рассмотрения типологических особенностей индивида особо фиксирует компенсаторные и синергические отношения между разноуровневыми характеристиками индивидуальности. Каждый из полюсов выраженности свойств - в рамках идеальной модели - описывается набором положительных и отрицательных для жизнедеятельности свойств и качеств.

По этим критериям по эволюционно- системным законам выделяются два основных типа синдромов целостной индивидуальности:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: