1 Сущность и функции бюджета
2 Доходы и расходы государственного бюджета
3 Бюджетное устройство и бюджетная система
4 Бюджетная система Украины
5 Бюджетный процесс
6 Бюджетный дефицит
Бюджет – это фонд финансовых ресурсов, который находится в распоряжении органов исполнительной власти и используется для выполнения возложенных на них функций. Бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона.
Бюджет представляет собой сложное и многогранное явление в обществе. Различают следующие подходы к определению бюджета.
Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами с другой стороны, по поводу создания и использования фонда денежных средств государства путем распределения и перераспределения ВВП.
Как правовая категория бюджет является документом, в котором расписаны доходы и расходы государства, утвержденные в форме закона. Состав и структура расходов бюджета характеризует финансовую, экономическую и социальную политику государства. Бюджет утверждается ежегодно, после чего приобретает силу Закона.
|
|
По материальному содержанию бюджет представляет собой централизованный денежный фонд государства. Объем бюджета характеризует годовую сумму средств, проходящих через этот фонд. Он находится в постоянном движении: практически ежедневно в него поступают средства и из него производится финансирование расходов. В связи с этим необходима четко отлаженная система управления бюджетом с целью обеспечения своевременного и полного поступления доходов и рационального и эффективного использования его средств.
По форме проявления бюджет является финансовым планом, в котором отражается деятельность государства и местных органов власти и управления. Как финансовый план бюджет представляет собой баланс доходов и расходов.
Основная часть бюджетных отношений возникает в процессе распределения и перераспределения стоимости национального дохода.
На стадии первичного распределения НД в государственном бюджете концентрируются денежные средства в виде:
- часть налога на добавленную стоимость;
- отчислений на социальное страхование.
На стадии вторичного перераспределения НД часть доходов предприятий и населения концентрируются в государственном бюджете для дальнейшего перераспределения с целью удовлетворения потребностей общества.
Сущность бюджета реализуется через распределительную и контрольную функцию.
Благодаря распределительной функции происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование. Содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным источником формирования бюджета является ВВП. Основной объект бюджетного перераспределения - национальный доход, иногда - часть национального богатства.
|
|
Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, которое отражается в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Для того, чтобы данная функция реализовывалась, государство создает бюджетный механизм. Бюджетный механизм - это инструмент государственного регулирования экономики, который представляет собой совокупность способов организации бюджетных отношений, применяемых обществом для решения экономических и социальных задач.
Кроме того, бюджет выполняет следующие функции:
1) перераспределение ВВП и НД;
2) государственное регулирование и стимулирование экономики;
3) бюджет влияет на воспроизводство, накопление капитала и платежеспособный спрос посредством налогов;
4) финансовое обеспечение социальной политики;
5) контроль за формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства.
Доходы бюджета – это часть централизованных средств государства, необходимая для выполнения его функций.
По своему материальному содержанию, доходы госбюджета представляют собой денежные средства, которые поступают безвозмездно и безвозвратно в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти и самоуправления.
Главным материальным источником доходов бюджета является ВВП и национальное богатство.
Доходы бюджета классифицируются по таким признакам:
1) По источникам создания:
- доходы, полученные от распределения вновь созданной стоимости (НД);
- доходы, которые входят в состав фонда возмещения (часть амортизационных отчислений);
- доходы от реализации национального богатства.
2) По социально-экономическим признакамдоходы подразделяются на:
- доходы от хозяйственной деятельности;
- доходы от использования природных ресурсов;
- доходы от внешнеэкономической деятельности;
- доходы от банковской деятельности;
- доходы от реализации драгоценных металлов из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней;
- государственная пошлина;
- таможенные платежи;
- сборы и другие неналоговые доходы;
- доходы от приватизации;
- доходы от населения и т.д.
С учетом юридического и экономического аспектов распределения доходов между звеньями бюджетной системы все они подразделяются на закрепленные и регулирующие.
Закрепленные доходы – это доходы, которые в соответствии с постоянно действующими нормативными актами отнесены к бюджетам определенных уровней на неопределенный срок, в размере территориального поступления полностью или в твердо фиксированном размере. Закрепленные доходы составляют основу доходной базы каждого бюджета.
Регулирующие доходы – это доходы, предусмотренные в Законе о Государственном бюджете на текущий год, которые перераспределяются между разными звеньями бюджетной системы.
3) По методам привлечения средств:
а) налоговые поступления – это доходы, которые поступают в бюджет в виде общегосударственных и местных налогов, сборов и других обязательных платежей. Удельный вес таких поступлений в общей сумме доходов бюджета составляет 65-70%. К налоговым поступлениям относятся:
|
|
- налоги на доходы, налоги на прибыль, налоги на увеличение рыночной стоимости;
- сборы за использование природных ресурсов;
- внутренние налоги на товары и услуги;
- налоги на международную торговлю и внешние операции;
- другие налоги.
б) неналоговые поступления:
- доходы, которые получает государство от собственности и предпринимательской деятельности;
- административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой и побочной продажи;
- поступления от штрафов и финансовых санкций;
- другие неналоговые поступления.
Удельный вес таких поступлений в общей сумме доходов бюджета составляет 25%.
в) государственные целевые фонды:
- сбор на обязательное социальное страхование на случай безработицы в Фонд общеобязательного государственного страхования Украины на случай безработицы;
- платежи в Фонд социальной защиты инвалидов;
- сбор за загрязнение окружающей природной среды;
- поступления отчислений и сборов на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования;
- другие фонды.
г) доходы от операций с капиталом:
- поступления от продажи основного капитала (сооружения, оборудование, корабли, самолеты, бесхозяйственное имущество, сокровища, драгоценные металлы и драгоценные камни);
- поступления от продажи из государственных запасов товаров (стратегические материалы, зерно, чрезвычайные и стратегические запасы);
- поступления от продажи земли и нематериальных активов;
- налоги на финансовые операции и операции с капиталом. Удельный вес таких поступлений в общей сумме доходов бюджета составляет 1,5%.
д) официальные трансферты:
Эта группа доходов включает в себя безвозмездные, безвозвратные платежи, полученные от других органов государственного управления, негосударственных источников или международных организаций, а именно: дотации (текущие платежи), субвенции (капитальные платежи), поступления. К официальным трансфертам также относятся:
|
|
- отчисления секретариата ООН за украинский контингент в миротворческих силах ООН;
- различного рода гранты, поступающие из-за рубежа;
- внешние государственные займы.
Грант – это целевые денежные средства, предоставляемые безвозмездно в благотворительных целях предприятиям, организациям и физическим лицам для проведения исследований, обучения, лечение и др. цели с последующим отчётом об их использовании.
Удельный вес таких поступлений в общей сумме доходов бюджета составляет 0,15%.
4) По условиям формирования государственные доходы могут быть:
а) безвозвратные – это собственные доходы государства и доходы, которые поступают от других субъектов бюджетных отношений;
б) возвратные – это государственные займы, за пользование которыми необходимо платить и они должны быть возвращены в определенные сроки.
5) По уровню централизации государственные доходы делятся на:
а) централизованные – которые концентрируются в Государственном бюджете и других целевых фондах денежных средств государства;
б) децентрализованные – которые используются по месту их создания на государственных предприятиях и бюджетных организациях (прибыль, амортизационные отчисления).
Расходы бюджета – это средства, которые направляются на осуществление программ и мероприятий, предусмотренных соответствующим бюджетом.
Классификация расходов бюджета может быть осуществлена по следующим критериям:
1) по функциональной классификации – по функциям, с выполнением которых связаны расходы: расходы на обеспечение общих функций государства, АР Крым или органов местного самоуправления.
2) по экономической классификации – расходы делятся на текущие расходы, капитальные расходы и кредитование.
Текущие расходы – расходы, связанные с финансированием национальной обороны, государственного управления, судебной власти, правоохранительных органов, образования, здравоохранения, а также финансирование мероприятий по социальной защите населения; относятся к общему фонду госбюджета.
Они включают:
- расходы на товары и услуги;
- оплату труда работников бюджетных учреждений;
- начисления на заработную плату;
- приобретение предметов снабжения и материалов;
- расходы на командировки;
- оплату услуг бюджетных учреждений;
- оплату коммунальных услуг и энергоносителей;
- выплату процентов;
- трансфертные платежи органам государственного управления.
Капитальные расходы (расходы развития) – это расходы бюджета, предназначенные для финансирования инвестиционной и инновационной деятельности; относятся к специальному фонду госбюджета, а именно:
а) капитальные вложения производственного и непроизводственного назначения;
б) финансирование структурной перестройки народного хозяйства;
в) субвенции и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством.
В соответствии с бюджетной классификацией к капитальным расходам относятся:
- приобретение основного капитала;
- приобретение оборудования и предметов длительного пользования;
- капитальное строительство;
- капитальный ремонт;
- создание государственных запасов и резервов;
- приобретение земли и нематериальных активов;
- капитальные трансферты;
- нераспределенные затраты.
Кредитование – включает операции, связанные с предоставлением средств госбюджета на условиях срочности, платности и возвратности.
3) по ведомственной классификации – расходы распределяются между распорядителями бюджетных средств, т.е. бюджетными учреждениями, которые имеют право на получение бюджетных ассигнований, принятие бюджетных обязанностей и на осуществление расходов из бюджета. К числу распорядителей бюджетных средств относятся министерства, ведомства, комитеты, комиссии, администрации, управления.
4) по программной классификации – применяется при формировании бюджета по программно-целевому принципу.
Различают:
- финансирование по системе нетто-бюджет – когда бюджетные средства выделяются на ограниченный круг затрат;
- финансирование по системе брутто-бюджет – когда бюджетные средства выделяются также для финансирования организаций, которые полностью находятся на финансировании государства.
Бюджетное устройство – это организация и принципы построения бюджетной системы, её структуры, а также взаимосвязь с отдельными звеньями бюджетной системы. Бюджетное устройство характеризует, каким образом построена бюджетная система и представляет собой организацию вертикального структурного построения бюджета государства. Бюджетное устройство определяется государственным устройством и конституцией страны.
Основами построения бюджетного устройства являются:
- установление принципов построения бюджетной системы;
- выделение видов бюджетов;
- распределение доходов и расходов между звеньями бюджетной системы;
- организация взаимоотношений между бюджетами.
Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов, которые формируются в данном государстве в соответствии с его бюджетным устройством. Бюджетная система может быть:
- двухуровневая – включает государственный бюджет и местные бюджеты (характерна для унитарных государств);
- трёхуровневая (четырёхуровневая) – федеральный бюджет, бюджет членов федерации и местные бюджеты, а также бюджеты земель (для стран с федеративным устройством).
В унитарных государствах местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет, а в федеративных государствах – не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых не входят в федеральный бюджет.