Тема 6 бюджет и бюджетная система

1 Сущность и функции бюджета

2 Доходы и расходы государственного бюджета

3 Бюджетное устройство и бюджетная система

4 Бюджетная система Украины

5 Бюджетный процесс

6 Бюджетный дефицит

 

Бюджет – это фонд финансовых ресурсов, который находится в распоряжении органов исполнительной власти и используется для выполнения возложенных на них функций. Бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона.

Бюджет представляет собой сложное и многогранное явление в обществе. Различают следующие подходы к определению бюджета.

Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами с другой стороны, по поводу создания и использования фонда денежных средств государства путем распределения и перераспределения ВВП.

Как правовая категория бюджет является документом, в котором расписаны доходы и расходы государства, утвержденные в форме закона. Состав и структура расходов бюджета характеризует финансовую, экономическую и социальную политику государства. Бюджет утверждается ежегодно, после чего приобретает силу Закона.

По материальному содержанию бюджет представляет собой централизованный денежный фонд государства. Объем бюджета характеризует годовую сумму средств, проходящих через этот фонд. Он находится в постоянном движении: практически ежедневно в него поступают средства и из него производится финансирование расходов. В связи с этим необходима четко отлаженная система управления бюджетом с целью обеспечения своевременного и полного поступления доходов и рационального и эффективного использования его средств.

По форме проявления бюджет является финансовым планом, в котором отражается деятельность государства и местных органов власти и управления. Как финансовый план бюджет представляет собой баланс доходов и расходов.

Основная часть бюджетных отношений возникает в процессе распределения и перераспределения стоимости национального дохода.

На стадии первичного распределения НД в государственном бюджете концентрируются денежные средства в виде:

- часть налога на добавленную стоимость;

- отчислений на социальное страхование.

На стадии вторичного перераспределения НД часть доходов предприятий и населения концентрируются в государственном бюджете для дальнейшего перераспределения с целью удовлетворения потребностей общества.

Сущность бюджета реализуется через распределительную и контрольную функцию.

Благодаря распределительной функции происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование. Содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным источником формирования бюджета является ВВП. Основной объект бюджетного перераспределения - национальный доход, иногда - часть национального богатства.

Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, которое отражается в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Для того, чтобы данная функция реализовывалась, государство создает бюджетный механизм. Бюджетный механизм - это инструмент государственного регулирования экономики, который представляет собой совокупность способов организации бюджетных отношений, применяемых обществом для решения экономических и социальных задач.

Кроме того, бюджет выполняет следующие функции:

1) перераспределение ВВП и НД;

2) государственное регулирование и стимулирование экономики;

3) бюджет влияет на воспроизводство, накопление капитала и платежеспособный спрос посредством налогов;

4) финансовое обеспечение социальной политики;

5) контроль за формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства.

 

Доходы бюджета – это часть централизованных средств государства, необходимая для выполнения его функций.

По своему материальному содержанию, доходы госбюджета представляют собой денежные средства, которые поступают безвозмездно и безвозвратно в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти и самоуправления.

Главным материальным источником доходов бюджета является ВВП и национальное богатство.

Доходы бюджета классифицируются по таким признакам:

1) По источникам создания:

- доходы, полученные от распределения вновь созданной стоимости (НД);

- доходы, которые входят в состав фонда возмещения (часть амортизационных отчислений);

- доходы от реализации национального богатства.

2) По социально-экономическим признакамдоходы подразделяются на:

- доходы от хозяйственной деятельности;

- доходы от использования природных ресурсов;

- доходы от внешнеэкономической деятельности;

- доходы от банковской деятельности;

- доходы от реализации драгоценных металлов из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней;

- государственная пошлина;

- таможенные платежи;

- сборы и другие неналоговые доходы;

- доходы от приватизации;

- доходы от населения и т.д.

С учетом юридического и экономического аспектов распределения доходов между звеньями бюджетной системы все они подразделяются на закрепленные и регулирующие.

Закрепленные доходы – это доходы, которые в соответствии с постоянно действующими нормативными актами отнесены к бюджетам определенных уровней на неопределенный срок, в размере территориального поступления полностью или в твердо фиксированном размере. Закрепленные доходы составляют основу доходной базы каждого бюджета.

Регулирующие доходы – это доходы, предусмотренные в Законе о Государственном бюджете на текущий год, которые перераспределяются между разными звеньями бюджетной системы.

3) По методам привлечения средств:

а) налоговые поступления – это доходы, которые поступают в бюджет в виде общегосударственных и местных налогов, сборов и других обязательных платежей. Удельный вес таких поступлений в общей сумме доходов бюджета составляет 65-70%. К налоговым поступлениям относятся:

- налоги на доходы, налоги на прибыль, налоги на увеличение рыночной стоимости;

- сборы за использование природных ресурсов;

- внутренние налоги на товары и услуги;

- налоги на международную торговлю и внешние операции;

- другие налоги.

б) неналоговые поступления:

- доходы, которые получает государство от собственности и предпринимательской деятельности;

- административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой и побочной продажи;

- поступления от штрафов и финансовых санкций;

- другие неналоговые поступления.

Удельный вес таких поступлений в общей сумме доходов бюджета составляет 25%.

в) государственные целевые фонды:

- сбор на обязательное социальное страхование на случай безработицы в Фонд общеобязательного государственного страхования Украины на случай безработицы;

- платежи в Фонд социальной защиты инвалидов;

- сбор за загрязнение окружающей природной среды;

- поступления отчислений и сборов на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования;

- другие фонды.

г) доходы от операций с капиталом:

- поступления от продажи основного капитала (сооружения, оборудование, корабли, самолеты, бесхозяйственное имущество, сокровища, драгоценные металлы и драгоценные камни);

- поступления от продажи из государственных запасов товаров (стратегические материалы, зерно, чрезвычайные и стратегические запасы);

- поступления от продажи земли и нематериальных активов;

- налоги на финансовые операции и операции с капиталом. Удельный вес таких поступлений в общей сумме доходов бюджета составляет 1,5%.

д) официальные трансферты:

Эта группа доходов включает в себя безвозмездные, безвозвратные платежи, полученные от других органов государственного управления, негосударственных источников или международных организаций, а именно: дотации (текущие платежи), субвенции (капитальные платежи), поступления. К официальным трансфертам также относятся:

- отчисления секретариата ООН за украинский контингент в миротворческих силах ООН;

- различного рода гранты, поступающие из-за рубежа;

- внешние государственные займы.

Грант – это целевые денежные средства, предоставляемые безвозмездно в благотворительных целях предприятиям, организациям и физическим лицам для проведения исследований, обучения, лечение и др. цели с последующим отчётом об их использовании.

Удельный вес таких поступлений в общей сумме доходов бюджета составляет 0,15%.

4) По условиям формирования государственные доходы могут быть:

а) безвозвратные – это собственные доходы государства и доходы, которые поступают от других субъектов бюджетных отношений;

б) возвратные – это государственные займы, за пользование которыми необходимо платить и они должны быть возвращены в определенные сроки.

5) По уровню централизации государственные доходы делятся на:

а) централизованные – которые концентрируются в Государственном бюджете и других целевых фондах денежных средств государства;

б) децентрализованные – которые используются по месту их создания на государственных предприятиях и бюджетных организациях (прибыль, амортизационные отчисления).

Расходы бюджета – это средства, которые направляются на осуществление программ и мероприятий, предусмотренных соответствующим бюджетом.

Классификация расходов бюджета может быть осуществлена по следующим критериям:

1) по функциональной классификации – по функциям, с выполнением которых связаны расходы: расходы на обеспечение общих функций государства, АР Крым или органов местного самоуправления.

2) по экономической классификации – расходы делятся на текущие расходы, капитальные расходы и кредитование.

Текущие расходы – расходы, связанные с финансированием национальной обороны, государственного управления, судебной власти, правоохранительных органов, образования, здравоохранения, а также финансирование мероприятий по социальной защите населения; относятся к общему фонду госбюджета.

Они включают:

- расходы на товары и услуги;

- оплату труда работников бюджетных учреждений;

- начисления на заработную плату;

- приобретение предметов снабжения и материалов;

- расходы на командировки;

- оплату услуг бюджетных учреждений;

- оплату коммунальных услуг и энергоносителей;

- выплату процентов;

- трансфертные платежи органам государственного управления.

Капитальные расходы (расходы развития) – это расходы бюджета, предназначенные для финансирования инвестиционной и инновационной деятельности; относятся к специальному фонду госбюджета, а именно:

а) капитальные вложения производственного и непроизводственного назначения;

б) финансирование структурной перестройки народного хозяйства;

в) субвенции и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством.

В соответствии с бюджетной классификацией к капитальным расходам относятся:

- приобретение основного капитала;

- приобретение оборудования и предметов длительного пользования;

- капитальное строительство;

- капитальный ремонт;

- создание государственных запасов и резервов;

- приобретение земли и нематериальных активов;

- капитальные трансферты;

- нераспределенные затраты.

Кредитование – включает операции, связанные с предоставлением средств госбюджета на условиях срочности, платности и возвратности.

3) по ведомственной классификации – расходы распределяются между распорядителями бюджетных средств, т.е. бюджетными учреждениями, которые имеют право на получение бюджетных ассигнований, принятие бюджетных обязанностей и на осуществление расходов из бюджета. К числу распорядителей бюджетных средств относятся министерства, ведомства, комитеты, комиссии, администрации, управления.

4) по программной классификации – применяется при формировании бюджета по программно-целевому принципу.

Различают:

- финансирование по системе нетто-бюджет – когда бюджетные средства выделяются на ограниченный круг затрат;

- финансирование по системе брутто-бюджет – когда бюджетные средства выделяются также для финансирования организаций, которые полностью находятся на финансировании государства.

 

Бюджетное устройство – это организация и принципы построения бюджетной системы, её структуры, а также взаимосвязь с отдельными звеньями бюджетной системы. Бюджетное устройство характеризует, каким образом построена бюджетная система и представляет собой организацию вертикального структурного построения бюджета государства. Бюджетное устройство определяется государственным устройством и конституцией страны.

Основами построения бюджетного устройства являются:

- установление принципов построения бюджетной системы;

- выделение видов бюджетов;

- распределение доходов и расходов между звеньями бюджетной системы;

- организация взаимоотношений между бюджетами.

Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов, которые формируются в данном государстве в соответствии с его бюджетным устройством. Бюджетная система может быть:

- двухуровневая – включает государственный бюджет и местные бюджеты (характерна для унитарных государств);

- трёхуровневая (четырёхуровневая) – федеральный бюджет, бюджет членов федерации и местные бюджеты, а также бюджеты земель (для стран с федеративным устройством).

В унитарных государствах местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет, а в федеративных государствах – не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых не входят в федеральный бюджет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: