Разграничение доходов может осуществляться на основании двух методов:
1 Закрепление доходов за каждым бюджетом в полной сумме или по твердо установленным нормативам в условиях автономности бюджетов.
2 Установление системы бюджетного регулирования в условиях единства бюджета, т.е. в проведении отчислений в бюджеты нижестоящих уровней. При этом все доходы подразделяются на закрепленные и регулирующие.
Разграничение расходов основывается на предназначении того или иного бюджета: из центрального бюджета финансируются расходы общегосударственного характера, а из соответствующих местных бюджетов – расходы регионального значения. При этом может применяться два подхода: распределение по территориальному признаку (по местонахождению объекта финансирования) и распределение исходя из ведомственного подчинения (финансирование ведется из бюджета того уровня, к которому относится орган управления, которому подчинен данный объект финансирования).
Через разграничение доходов каждого из звеньев бюджетной системы осуществляется бюджетное регулирование.
|
|
Бюджетное регулирование – это ежегодное перераспределение общегосударственных централизованных финансовых ресурсов между разными звеньями бюджетной системы с целью сбалансирования бюджетов.
Методы бюджетного регулирования:
1) дотация – определенная сумма денежных средств, которая выделяется на безвозвратной основе из бюджета высшего уровня в бюджет низшего уровня с целью покрытия бюджетного дефицита;
2) субвенция – сумма денежных средств, которая выделяется из вышестоящего бюджета в нижестоящий, имеет целевое назначение и подлежит возврату в случае нарушения целевого назначения;
3) субсидия – средства, передаваемые из бюджета одного уровня бюджету другого уровня, физическим или юридическим лицам на условиях паевого финансирования расходов.
Различие между субвенцией и субсидией состоит в том, что субвенция предполагает непременное выделение средств в бюджет низшего уровня вместе с суммой субвенции.