Промышленность. В сфере промышленности, которая занимает значительный удельный вес в экономике, также в основном преобладают отрасли

В сфере промышленности, которая занимает значительный удельный вес в экономике, также в основном преобладают отрасли, направленные, прежде всего, на непосредственное удовлетворение потребностей местного населения и гостей страны в продуктах и потребительских товарах.

Значительную долю составляют предприятия пищевой промышленности, производящие продукты питания и различные напитки, а также текстильной и легкой промышленности, производящие одежду и обувь. Даже в нашей стране многим известна и пользуется спросом, несмотря на «европейские» цены, высококачественная испанская обувь, изготовленная преимущественно из натуральной кожи.

Развиваются и более «тяжелые» отрасли: химическая, во многом связанная все с теми же отраслями обслуживания, судостроительная, связанная, конечно же, с непосредственной близостью моря, металлопрокат и изготовление запасных деталей для станков и автомобилей. Также известны всему миру испанские автомобили "Seat", большой завод по производству которых находится в Барселоне. Ну и, конечно же, то, с чем у нас, прежде всего, ассоциируется испанская промышленная продукция, – испанские керамические и сантехнические изделия. В каждом украинском городе, как и во многих странах Европы и мира, можно встретить магазины с вывеской «Испанская сантехника и плитка», где при наличии желания и немалого количества денег можно приобрести эти высококачественные изделия ведущих испанских производителей, самым известным из которых является фирма "Roca".

Компания «Конструксионес Аэронаутикас СА» – «Каса» была основана в 1923 году на территории мадридского аэродрома «Хетафе». Поначалу здесь собирались лицензионные самолеты, но с 1929 года началась сборка первых машин, которые были разработаны испанскими конструкторами. В 1943 году треть акций предприятия приобрело государство, с 1971 года оно становится главным акционером, а к началу 90‑х годов прошлого века – его полным владельцем. В середине ХХ века заводы «Каса» выпускали гражданские и военные самолеты. Военно‑транспортные самолеты в то время были основной продукцией, идущей на экспорт. В начале 70‑х годов появился проект "Airbus", а в 2000 году был создан европейский консорциум EADS, в который вошла «Каса». На "Airbus" в настоящее время работает три испанских авиационных завода: старейший – в Хетафе, второй – в городе Ильекас, который находится недалеко от Толедо, и в Пуэрто‑Реаль, на южном побережье страны. Они изготовляют части фюзеляжа, двери, руль направления и т. д. Эти детали доставляются в Тулузу на самолете с интересным названием «Белуга», кроме некоторых деталей для гиганта А‑380, которые в этот самолет не помещаются. Можете себе представить размер целого аэробуса! Остальные доставляются во Францию морем. После слияния «Каса» с EADS испанское государство в лице «Общества участия в промышленности», сокращенно СЕПИ, получило 5,5 % акций консорциума.

В промышленности Испании начинают развиваться и отрасли, которые сформировались ранее, но не имели здесь широкого развития. В этом проявились преимущества интеграционных процессов с Европой. Недавно во Франции широкой мировой общественности был представлен но вый аэробус‑гигант А‑380, который собирается во Франции на заводе в Тулузе и в производстве которого участвует несколько европейских стран, в том числе Испания. Различные части аэробуса изготавливаются на заводах, которые не когда принадлежали государственной компании «Конструксионес Аэронаутикас СА», сокращенно «Каса». После успешной презентации уникального аэробуса в Испании объявлено об увеличении выпуска компонентов для этого гиганта.

В Испании большая часть крупных компаний и предприятий, особенно стратегического значения, находится в государственной собственности. Некоторые из них – это объединения, имеющие форму холдингов. Крупнейшее из них – «Общество участия в промышленности», сокращенно СЕПИ. Это государственный холдинг, который был создан в 1996 году, став правопреемником существовавшего еще с франкистских времен так называемого Национального института промышленности – ИНИ. При диктаторском режиме ИНИ контролировал большое количество промышленных предприятий страны. В ходе реформ 80 – 90‑х годов ХХ века большинство из этих предприятий было приватизировано. СЕПИ на сегодняшний день владеет лишь 22 оставшимися предприятиями, что, впрочем, тоже немало. Подчиняется СЕПИ непосредственно Министерству экономики и финансов Испании. Интересы и направления деятельности холдинга разнообразны. Его предприятия работают в судостроительной и энергетической отраслях, в сфере обслуживания, занимаются строительством и добычей полезных ископаемых, а некоторые даже в области информации. СЕПИ является владельцем государственной телерадиокомпании и информационного агентства ЭФЕ, аналога украинского УНИАН. Надо отдать ему должное – холдинг занимается лишь финансовой стороной компании и агентства, не вмешиваясь в информационную политику и тем самым соблюдая принципы свободы слова и невмешательства государства в средства массовой информации.

Промышленный пейзаж в Испании

Являясь государственной компанией, СЕПИ находится на самоокупаемости и из госбюджета не финансируется. Холдинг имеет собственные фонды, которые образуются и пополняются доходами принадлежащих ему компаний, а также средствами, поступающими за счет приватизации. Например, в 2005 году начата процедура продажи части судостроительной компании ИСАР. Приватизации подлежат судоверфи, выпускающие только гражданские суда. Производство военных кораблей, как направление стратегического значения для государства, холдинг оставляет в своей собственности и управлении. СЕПИ является примером возможности и необходимости для государства иметь собственный государственный сектор экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: