Религия

Государственная религия Испании – католическая. Подавляющее большинство населения страны считают себя верующими. Католицизм исповедуют 98%, другие конфессии – протестантизм, иудаизм (около 450 тыс. человек), ислам (около 15 тыс. человек). Католическая церковь на протяжении многих столетий пользуется большим влиянием в стране (стоит вспомнить лишь всемогущую испанскую инквизицию). Церковь сыграла в истории Испании более реакционную роль, чем в других странах Европы. Она не только объединяла и поддерживала феодалов и монархов, но сама была крупнейшей силой, эксплуатирующей испанский народ. Она всегда принимала активное участие в политической жизни страны. Церковь благословила в 1936 году франкистский мятеж против законного республиканского правительства. В свою очередь Франко не только восстановил все старые привилегии церкви, утраченные во времена Республики, но и существенно расширил их. В частности, все имущество церкви освобождалось от налогов, а священно служители – от воинской повинности. В настоящее время Конституцией страны гарантирована свобода вероисповедания. Церковь по Конституции 1978 года отделена от государства, но и сегодня деятельность церкви и различных религиозных организаций оказывает большое воздействие на духовную атмосферу, традиции и обряды, повседневный уклад жизни людей. В середине 1990‑х годов в стране было 11 архиепископств и 52 епископства. Города и села имеют покровителей – святых, в честь которых проводятся пышные церемонии: церковные службы, шествия, празднества, представления.

Испанцы очень набожный народ

Святая Тереза, покровительница города Авила

Витраж в одной из церквей в Каталонии

В храм не принято заходить в легкомысленной одежде (как на пляж или дискотеку). Об этом предупреждает табличка у входа. Не следует также заходить за ограждения или специальные знаки, чтобы не мешать молящимся. В храмах часто запрещается фотографировать (тем более со вспышкой), снимать на видеокамеру.

В большинстве церквей небольших городов на первый взгляд царит непроглядная тьма. При желании ее можно рассеять, кинув 1 евро в специальный ящик, и «да будет свет», причем не свечи, а современный, электрический.

В католических храмах также принято ставить свечи в честь святых. В больших соборах, идущих в ногу со временем, традиционные свечи поменяли на электрические, и упавший воск убирать не надо, и огарки доставать. Бросил прихожанин монетку в ящик – зажглась маленькая электрическая свечка.

Религия всегда оказывала влияние на создание архитектурных шедевров, и Испания в этом не исключение. Христианская культура способствовала возникновению романского искусства (храмы Сан‑Мартин де Фромиста, Сан‑Исидоро де Леон, собор Сантьяго), а в дальнейшем – эволюции этого искусства под византийским (Самора) и французским влиянием (Каталония). Замки и монастыри служили выражением эпохи, которая в период строительства кафедральных соборов достигла своей вершины. XIII и XIV века отмечены преобладанием готического стиля. Это можно видеть в наиболее ярких образцах религиозных сооружений, воздвигнутых в Бургосе, Толедо, Леоне, Пальме и Жироне. В XV веке, в период расцвета готики, были созданы столь значительные творения архитектуры, как собор в Севилье, королевские больницы в Сантьяго, Гранаде и Толедо, монастырь Сан Хуан де лос Рейес в Толедо и Дворец инфантов в Гвадалахаре.

Развитие готики в Испании было лишено стилистического единства. Соборы в Бургосе, Толедо и Леоне, строительство которых было начато в первой половине XIII века, лишь отдельными частностями композиции отличаются от готических храмов Франции. Более самобытны церкви Каталонии. Чаще всего они однонефные или с очень широким средним нефом, в них стройные опоры легко несут поднятый на большую высоту огромный свод. Таков собор в Жироне, постройка которого велась с 1325 по 1607 год, ширина его нефа 24 м.

В других районах Испании, особенно в бедных камнем Арагоне и Валенсии, готический стиль проявился лишь как составной элемент стиля мудехар, который создали мусульманские мастера, остававшиеся на отвоеванных испанцами землях и исходившие из принципов мавританской архитектуры. Готика здесь проявилась лишь в отдельных композиционных приемах. В постройках из кирпича применялась орнаментальная кладка, декор из алебастра и стука переплетался с готическими мотивами, образуя чисто декоративный эффект, чуждый готике. Церкви с башнями‑колокольнями в виде минаретов (Сан‑Сальвадор в Теруэле, постройка XIV века; Санта‑Мария в Калатаюде, конец XV века) напоминали мечети. А мечети и синагоги повсеместно перестраивались в христианские храмы (собор Ла‑Сео в Сарагосе, постройка 1119 – 1550 годов; церковь Санта‑Мария ла Бланка в Толедо, возведенная в XII – XIII веках).

Религиозные шествия особо почитаемы в Испании

Кафедральный собор в Бургосе

Эпоха христианской Реконкисты в XIII – XIV веках ознаменована расцветом французской готики. Ее монументальные здания, неудержимо стремящиеся ввысь, – запечатленная в камне песнь во славу победоносной веры. Особенно ярко эти устремления проявились в церквях Валенсии (кафедральный собор, собор Сан‑Мартин), а также Хативы (собор Сан‑Фелипе) и Орихуэлы (собор Сантьяго).

Грандиозные соборы – в Севилье (построенный в 1402 – 1506 годы), Саламанке (1513 – 1733) и Сеговии (1522 – 1626) – принадлежат к позднему готическому стилю. Они возникли по замыслу или под влиянием иностранных мастеров, лишены целостности композиции, а сдержанное убранство их интерьеров противоречит традиционной для испанского искусства тяге к декоративности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: