Иные необходимые для приватизации имущества сведения. 13 страница

Основной целью государственного контроля является выявление отклонений от принципов законности, целесообразности и эффективности управления финансовыми ресурсами государства и своевременное принятие соответствующих корректирующих и превентивных мер.

Для достижения поставленной цели требуется реализация органами государственного контроля определенных задач:

а) проведение проверки выполнения финансовых обязательств перед государством субъектами бюджетных правоотношений независимо от форм собственности;

б) проверка целевого использования субъектами предпринимательской деятельности бюджетных средств; проверка соблюдения правил совершения различных финансовых операций, расчетов данными субъектами;

в) предупреждение и предотвращение возможных нарушений бюджетного законодательства субъектами предпринимательской деятельности.

Государственный контроль осуществляется различными органами и имеет публично-правовой характер. Важнейшее место в системе государственного контроля со стороны Правительства РФ занимает Министерство финансов РФ <1>. В настоящее время в структуре Министерства финансов РФ функционируют: Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство. Все структурные подразделения Министерства финансов РФ в той или иной форме контролируют различные направления финансовой деятельности государства, в том числе движение средств федерального бюджета.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" // РГ. 2004. 13 апр. N 76.

В процессе осуществления своей деятельности Министерство финансов наделено следующими полномочиями: запрашивать в установленном порядке материалы по целевым бюджетным и государственным внебюджетным фондам, проектам их бюджетов, утвержденным бюджетам фондов и отчеты об их исполнении; ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством Российской Федерации финансирование организаций из федерального бюджета при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств и т.д.

В структуре Министерства финансов РФ для осуществления государственной бюджетной политики, управления процессом исполнения федерального бюджета выделяются Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, а также Федеральное казначейство.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль и надзор:

- за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

- за соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278 "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" // РГ. 2004. 17 июля. N 126.

В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная службы финансово-бюджетного надзора имеет право проверять денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей; проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка); направлять в организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений; осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств, и др.

Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и обладает следующими полномочиями: доводит до главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования; открывает и ведет лицевые счета и сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета; осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета и др. <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 703 "О Федеральном казначействе" // СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4908.

Нарушение бюджетного законодательства при использовании средств федерального бюджета влечет применение органами Федерального казначейства к нарушителям бюджетного законодательства следующих мер принуждения:

- списание в бесспорном порядке суммы средств федерального бюджета, используемых не по назначению;

- списание в бесспорном порядке суммы процентов за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возмездной основе, срок уплаты которых наступил;

- взыскание в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, несвоевременное перечисление процентов за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возмездной основе, и некоторые другие <1>.

--------------------------------

<1> Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 26 апреля 2001 г. N 35н "Об утверждении Инструкции о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации" // РГ. 2001. 21 июля. N 138 (в ред. Федеральных законов от 1 декабря 2004 г. N 145-ФЗ).

Одним из важнейших, постоянно действующих органов парламентского финансового контроля является Счетная палата РФ. Основными задачами Счетной палаты в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" являются: организация и осуществление контроля за своевременным использованием доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 167.

В соответствии со ст. 12 Закона "О Счетной палате Российской Федерации" контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения, на федеральные внебюджетные фонды, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые организации и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы (преимущества).

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Федеральное Собрание Российской Федерации.

Компетенция органов, осуществляющих контроль в сфере бюджетного кредитования и финансирования, помимо специальных нормативных правовых актов, определяющих правовой статус указанных органов, раскрывается в разделе IX части третьей, а также в части четвертой БК РФ. Часть четвертая БК РФ посвящена ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Безусловно, централизованное закрепление оснований и видов ответственности за нарушение бюджетного законодательства является важным шагом в развитии бюджетного федерализма в Российской Федерации. Вместе с тем указанная часть БК РФ является наименее разработанной.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства выражается не только в применении мер принуждения, предусмотренных БК РФ. За нарушение бюджетного законодательства, содержащего признаки административного правонарушения либо состава преступления, ответственность предусматривается соответственно законодательством об административных правонарушениях либо УК РФ. Необходимо отметить, что УК РФ не содержит ни одного состава преступления, предусматривающего ответственность за совершение преступления в бюджетной сфере. При обнаружении в деянии должностного лица нецелевого использования бюджетных средств вопреки интересам службы оно может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 285 УК РФ "Злоупотребление должностными полномочиями". В соответствии со ст. 282 БК РФ к нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени; иные меры в соответствии с БК РФ и федеральными законами.

Основания применения мер принуждения установлены ст. 283 БК РФ, среди которых самыми распространенными являются: нецелевое использование средств федерального бюджета; несвоевременное зачисление и перечисление средств федерального бюджета.

Нецелевым использованием бюджетных средств в соответствии со ст. 289 БК РФ признается такое использование средств бюджета, которое выражается в их направлении и использовании на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Нецелевое использование бюджетных средств влечет наложение штрафа на руководителя организации - получателя бюджетных средств в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовное наказание, предусмотренное УК РФ.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 15.14 КоАП РФ) также предусмотрена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств. Использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо средств либо в ином документе, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ, на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ.

Несмотря на то что БК РФ предусмотрено наложение административного штрафа на руководителя организации получателя бюджетных средств, законодательство об административных правонарушениях предусматривает наложение соответствующего штрафа также и на юридическое лицо - нарушителя бюджетного законодательства.

В соответствии со ст. 59 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" использование не по целевому назначению бюджетных кредитов, предоставленных российским юридическим лицам, влечет наложение штрафа в размере двойной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на период использования кредитов не по целевому назначению.

Периодом нецелевого использования бюджетных кредитов, предоставленных российским юридическим лицам, признается срок со дня отвлечения средств на цели, не предусмотренные условиями предоставления бюджетного кредита, до дня их возврата в федеральный бюджет или направления для использования по целевому назначению.

Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, является одним из видов правонарушений, нашедших отражение в КоАП РФ. В соответствии со ст. 15.15 КоАП РФ, нарушение получателем бюджетных средств срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ, на юридических лиц - от 400 до 1000 МРОТ.

Помимо административного штрафа ст. 290 БК РФ применяются такие меры, как:

- взыскание в бесспорном порядке суммы невозвращенных бюджетных средств;

- взыскание установленной соответствующим соглашением о выделении бюджетных средств либо иным правовым основанием их получения платы за использование бюджетных средств;

- взыскание в бесспорном порядке начислений на сумму невозвращенных бюджетных средств пени в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

- сокращение или прекращение в отношении соответствующего получателя бюджетных средств иных форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставления рассрочек и отсрочек по уплате платежей в бюджет.

Все вышеперечисленные меры принуждения, за исключением сокращения или прекращения финансовой помощи, в соответствии со ст. ст. 284 и 284.1 БК РФ применяются в отношении нарушителя органами, исполняющими бюджет.

Нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами в соответствии со ст. 15.16 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ, на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ.

Помимо административной ответственности к нарушителю применяются следующие предусмотренные ст. 291 БК РФ меры:

- изъятие в бесспорном порядке сумм процентов за пользование бюджетными средствами;

- взыскание в бесспорном порядке пени за просрочку уплаты в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

Данные меры принуждения в соответствии со ст. ст. 284 и 284.1 БК РФ применяются в отношении нарушителя органами, исполняющими бюджет.

Помимо мер ответственности, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, установленных БК РФ, в отдельных субъектах Российской Федерации применяются меры ответственности, установленные законодательством субъектов Российской Федерации. Так, например, ст. 32 Закона города Москвы "О бюджете города Москвы на 2005 год" предусматривает, что использование бюджетных кредитов не по целевому назначению влечет применение мер принуждения в соответствии с нормами БК РФ и взимание штрафа в размере двойной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на период использования указанных средств не по целевому назначению, в порядке, установленном правительством Москвы. Периодом нецелевого использования средств бюджетного кредита признается срок с даты отвлечения средств на цели, не предусмотренные по условиям предоставления бюджетного кредита, до момента их возврата в бюджет города Москвы или направления использования по целевому назначению.

18.5. Банковское, товарное и коммерческое кредитование

хозяйствующих субъектов

Банковское кредитование представляет собой активную банковскую операцию кредитных организаций по размещению от своего имени и за свой счет привлеченных во вклады денежных средств физических и юридических лиц (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона о банках).

Хозяйствующие субъекты, не являющиеся кредитными организациями, могут осуществлять кредитование за счет собственных средств, в рамках общей правоспособности. Данный вид кредитования будет небанковским. Так, одним из видов деятельности ломбардов <1> является выдача краткосрочных кредитов физическим лицам под залог движимого имущества, предназначенного для личного потребления. Такое кредитование нельзя считать банковским, поскольку оно осуществляется не за счет привлеченных во вклады средств, и деятельность ломбардов не подлежит лицензированию Банком России <2>. Следовательно, небанковское кредитование может рассматриваться и как систематическая деятельность, если оно осуществляется за счет собственных средств <3>.

--------------------------------

<1> Слово "ломбард" происходит от названия итальянской провинции Ломбардия, где в Средние века широко практиковалось кредитование под залог движимого имущества (в основном товаров). Необходимо подчеркнуть, что согласно действующему банковскому законодательству Российской Федерации ломбарды не являются кредитными организациями.

<2> Более того, деятельность ломбарда вообще не относится к лицензируемой согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // РГ. 2001. 10 авг. (с изм. от 13, 21 марта, 9 декабря 2002 г., 10 января, 27 февраля, 11, 26 марта, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 21 марта, 2 июля 2005 г.).

<3> Олейник О.М. Основы банковского права: Курс лекций. М.: Юристъ, 1997. С. 311.

В литературе встречается множество взглядов на определение понятия "кредит". Существующие точки зрения обобщены Г.А. Тосуняном, А.Ю. Викулиным и А.М. Экмаляном в семь следующих групп <1>:

--------------------------------

<1> Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян А.М. Банковское право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина. М.: Юристъ, 2002. С. 175 - 177.

1) кредит - это предоставление денег или товаров в долг на условиях возмездности и возвратности, т.е. определенное действие либо операция;

2) кредит - это форма движения ссудного капитала;

3) кредит - это сделка с деньгами или товарами, принимающая форму ссуды;

4) кредит - денежные средства либо имущество, предоставляемые одной стороной (кредитором) другой стороне (заемщику) в размере и на условиях, предусмотренных договором;

5) государственный кредит - это урегулированная нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение взаймы денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности <1>. Следовательно, кредит в данном случае рассматривается как деятельность определенного вида;

--------------------------------

<1> Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. М.: Юристъ, 1996. С. 236.

6) государственный кредит - это урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц <1>. Таким образом, данная группа авторов полагает, что кредит - это отношения;

--------------------------------

<1> Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юристъ, 1998. С. 343.

7) кредит - это акт доверия, оказываемый кредитором заемщику.

Между названными точками зрения нет противоречия: их наличие обусловлено многоаспектностью понятия "кредит", и все они взаимодополняют друг друга.

С позиций же юридических представляется более правильным связывать понятие "банковское кредитование" как составную часть более общего понятия "кредит" с банковской операцией, которую имеют право осуществлять исключительно кредитные организации на основании лицензии Банка России. При таком подходе под банковским кредитованием следует понимать банковскую операцию кредитной организации, состоящую в размещении в качестве основного вида своей деятельности с целью извлечения прибыли привлеченных во вклады денежных средств клиентов от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности в соответствии с кредитным договором, заключаемым между кредитной организацией и заемщиком <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. С. 318 - 333.

Данный подход позволяет выделить обязательные и факультативные принципы банковского кредитования.

К обязательным принципам следует отнести возвратность, платность, срочность, добровольность, исключительность и резервность.

Принцип возвратности означает, что сумма кредита и начисленные по ней проценты должны быть возвращены кредитору. При этом кредитная организация не только вправе, но и обязана предпринять необходимые и достаточные меры по взысканию указанных сумм с заемщика, возможность осуществления которых вытекает из закона, обычаев делового оборота либо договора. С баланса кредитной организации допускается списание только безнадежных и/или нереальных ко взысканию кредитов, что должно быть обосновано документами, подтверждающими факт неисполнения заемщиком обязательств в течение периода не менее одного года, а по кредитам, превышающим 1 процент величины собственных средств (капитала) кредитной организации, - судебными актами, актами судебных приставов-исполнителей или иных лиц, обладающих равными полномочиями, актами органов государственной регистрации, а также иными актами, доказывающими невозможность взыскания задолженности.

Принцип платности банковского кредитования предполагает взимание с заемщика процентов за пользование предоставленными денежными средствами. Размер процентов зависит от срока кредитования, репутации заемщика, наличия обеспечения и связанных с этим рисками невозврата денежных средств. В ряде случаев, например при кредитовании с открытием кредитной линии, в кредитном договоре помимо условий о процентах за пользование денежными средствами может предусматриваться плата за предоставление кредитных услуг. В силу сложившихся банковских обыкновений такая плата устанавливается, как правило, в процентах к сумме открываемого клиенту кредита (т.е. в сумме лимита, в пределах которого будут выдаваться денежные средства). Указанная плата, несмотря на установление ее в процентах, является по своей природе платой за возможность получить кредит, а не платой за пользование денежными средствами, что верно отмечает Л.А. Новоселова <1>.

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

Монография Л.А. Новоселовой "Проценты по денежным обязательствам" включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2003 (2-е издание, исправленное и дополненное).

<1> Новоселова Л.А. Проценты по денежным обязательствам. М.: Статут, 2000. С. 118 - 119.

В соответствии с Положением Банка России от 26 июня 1998 г. N 39-П "О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета" <1> проценты на размещенные денежные средства начисляются банком на остаток задолженности по основному долгу, учитываемой на соответствующем лицевом счете, на начало операционного дня. Начисление процентов может осуществляться одним из четырех способов: по формулам простых либо сложных процентов, с использованием фиксированной либо плавающей ставки в соответствии с условиями договора. Если в договоре не указывается способ начисления процентов, то их начисление осуществляется по формуле простых процентов с использованием фиксированной процентной ставки.

--------------------------------

<1> ВБР. 1998. N 53 - 54, 61 (с изм. от 24 декабря 1998 г.).

Срочность - это установленное в договоре время, в течение которого сумма кредита может находиться в распоряжении заемщика и по истечении которого она должна быть возвращена кредитной организации. Срок может быть определен как конкретной датой либо периодом, так и моментом востребования (так называемые онкольные кредиты). В последнем случае для определения момента возврата заемщиком кредита, если иное не установлено кредитным договором, подлежат применению правила абз. 2 п. 1 ст. 810 ГК РФ.

Добровольность как обязательный принцип банковского кредитования требует выделения в силу того, что в юридической литературе зачастую можно встретить попытки квалификации банковского кредитного договора как публичного <1> либо обязательного к заключению (например, на основании рекламного объявления, содержащего указание на максимальную сумму, срок и процентную ставку по кредиту <2>). Между тем ни один из названных институтов ГК РФ к банковскому кредитованию неприменим. Банк нельзя обязать к заключению кредитного договора. Более того, по итогам рассмотрения кредитной заявки потенциального заемщика кредитная организация может отказать в заключении договора и выдаче кредита, ничем не мотивируя свой отказ.

--------------------------------

<1> См., напр.: Захарова Н.Н. Кредитный договор. М.: Банковский деловой центр, 1996. С. 11. Более того, названный автор допускает возможность регулирования отношений по кредитному договору обязательными для сторон правилами (типовыми договорами и т.п.), издаваемыми Правительством РФ, несмотря на то что банковская деятельность, в силу ст. 2 Закона о банках, актами Правительства РФ регулироваться не может. Указанная позиция была подвергнута справедливой критике В.В. Витрянским. (см.: Витрянский В.В. Кредитный договор: понятие, порядок заключения и исполнения. М.: Статут, 2005. С. 82 - 85).

<2> Такую рекламу следует квалифицировать не как публичную оферту, а как предложение потенциальным заемщикам делать оферты (п. 1 ст. 437 ГК РФ).

Исключительность банковского кредитования проявляется в специальном субъектном составе на стороне кредитора. Как уже было указано, в основу банковского кредитования положена соответствующая банковская операция (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона о банках), которую вправе совершать только банки и небанковские кредитные организации, осуществляющие депозитные и кредитные операции (НДКО). Поэтому одной из сторон кредитного договора может быть только банк либо НДКО.

Резервность как принцип банковского кредитования обусловлен спецификой банковской деятельности. Кредитные организации размещают на условиях кредитного договора не свои, а привлеченные денежные средства. Какой бы надежный ни был заемщик, всегда есть риск невозврата суммы кредита и потери в связи с этим ликвидности. С целью минимизации этого риска кредитные организации формируют в обязательном порядке резервы на возможные потери по ссудам. Для формирования резервов они осуществляют классификацию выданных кредитов в пять категорий качества по уровню риска их невозврата с учетом обеспечения кредита и качества обслуживания долга. Размер резерва прямо пропорционален вероятности финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по кредиту и варьируется в пределах от 0 процентов (стандартные кредиты с хорошим обслуживанием долга и хорошим финансовым положением заемщика) до 100 процентов (безнадежные ссуды с плохим обслуживанием долга и неудовлетворительным финансовым положением заемщика) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Положение Банка России от 26 марта 2004 г. N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" // ВБР. 2004. N 28.

Факультативными принципами банковского кредитования являются обеспеченность и целевой характер. Оба названных принципа, несмотря на их факультативный характер, в подавляющем большинстве случаев применяются при кредитовании именно хозяйствующих субъектов.

Принцип обеспеченности реализуется путем предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по своевременному и полному возврату суммы кредита и уплате указанных в договоре процентов. В качестве обеспечения наиболее часто используется залог имущества (как основных средств - зданий, сооружений, машин, оборудования и земельных участков, так и товаров в обороте <1>, ценных бумаг, аффинированных драгоценных металлов в слитках и иных активов), поручительство третьих лиц (применительно к векселям - авали и (или) акцепты), банковская гарантия, внесение гарантийного депозита.

--------------------------------

<1> Применительно к этому виду залога необходимо иметь в виду следующие его особенности:

- предметом залога могут быть товарные запасы, сырье, материалы, полуфабрикаты, готовая продукция и т.п. имущество, обладающее родовыми признаками, которое может отчуждаться, изменять состав и натуральную форму при условии сохранения общей стоимости, соразмерной основному обязательству;

- регистрацию залога производит сам залогодатель путем внесения в книгу залогов записей обо всех операциях;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: