Иные необходимые для приватизации имущества сведения. 16 страница

При рассмотрении права собственности на информационные ресурсы необходимо учитывать сложную структуру его объекта - документированной информации. Право на информацию и право на ее физический носитель имеют разную юридическую природу и далеко не всегда совпадают.

Устанавливая право собственности на информационные ресурсы, Закон об информации, по существу, регулирует отношения собственности по поводу материальных носителей информации, поскольку право собственности как вещное право может распространяться только на материальные объекты.

В отношении информации как нематериального блага могут осуществляться правомочия, не охватываемые содержанием права собственности (распространение, публикация, тиражирование и др.). Юридические последствия передачи права собственности на документированную информацию также отличаются своеобразием (например, когда информация сохраняется у передающего ее субъекта). Право на информацию может находиться в обладании неограниченного круга лиц, получивших доступ к информационным ресурсам, независимо от их принадлежности определенному собственнику.

Несмотря на то что информация и результаты творческой деятельности рассматриваются в ГК РФ в качестве различных объектов гражданских прав (ст. 128), права на информацию как нематериальное благо во многом близки по содержанию и механизму реализации к исключительным правам на объекты интеллектуальной собственности. Это дает основание многим исследователям данной проблемы видеть переплетение прав вещных и исключительных на такие объекты, как информационные ресурсы <1>.

--------------------------------

<1> Семилетов С.И. Информация как особый нематериальный объект права // Государство и право. 2000. N 5. С. 70 - 72; Бачило И.Л. Информационное право. М., 2001. С. 246 и др.

19.3. Право на доступ к информации

Право на информацию относится к числу основных конституционных прав. В соответствии с п. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Важнейшая составляющая права на информацию - право на доступ к информационным ресурсам.

Все пользователи (граждане, юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления) обладают равными правами на доступ к информации. Они не обязаны обосновывать перед собственником (владельцем) этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации, за исключением информации, доступ к которой ограничен.

Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей (потребителей) информацией из информационных ресурсов на основе законодательства, уставов указанных органов и организаций, положений о них, а также договоров на услуги по информационному обеспечению.

Собственник документов, массива документов, информационных систем или уполномоченные им лица устанавливают порядок предоставления пользователю информации с указанием места, времени, ответственных должностных лиц, а также необходимых процедур и обеспечивают условия доступа пользователей к информации (п. 1 ст. 22 Закона об информации).

Перечни информации и услуг по информационному обеспечению, сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам владельцы информационных ресурсов и информационных систем предоставляют пользователям бесплатно.

Под доступом к информации понимается ознакомление с информацией на любом законном основании.

В частности, согласно Федеральному закону "О коммерческой тайне" доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, - это ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации (ст. 3). Закон РФ "О государственной тайне" рассматривает доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, как санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну (ст. 2).

Законными способами получения информации являются ее создание при осуществлении собственной деятельности (например, информации о производственных, финансовых показателях деятельности юридического лица и др.), а также получение от других собственников (владельцев) информационных ресурсов.

В последнем случае обеспечение информацией происходит путем ее предоставления на основании закона, передачи по гражданско-правовому договору или на иных законных основаниях (в процессе осуществления трудовых (служебных) обязанностей, ознакомления в печатных изданиях и др.).

Законодательство закрепляет возможность получения субъектом предпринимательской деятельности любой информации из государственных информационных ресурсов, кроме той, в отношении которой законом установлен режим ограниченного доступа.

Доступ к государственным информационным ресурсам обеспечивается двояким образом:

- путем систематической публикации в официальных открытых платных изданиях (бюллетенях, сборниках) информации о решениях, принимаемых государственными и общественными органами и организациями;

- в виде предоставления заинтересованным лицам запрашиваемых сведений, не отнесенных к категории информации с ограниченным доступом <1>.

--------------------------------

<1> Закупень Т.В., Соболь С.Ю. Информация и ее правовое регулирование // Журнал российского права. 2004. N 1. С. 36.

Статья 5 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" <1> устанавливает, что официальные акты могут быть опубликованы в официальных и иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801.

Аналогичная норма содержится в Указе Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" <1> в отношении актов Президента и Правительства РФ. Нормативные правовые акты министерств (ведомств) подлежат официальному опубликованию в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, а также в специальных ведомственных бюллетенях (например, Бюллетень Минюста РФ, издания Банка РФ и др.).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663 (в ред. от 13 августа 1998 г.).

Перечень сведений о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования, утвержден Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. N 98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 7. Ст. 658.

Обязанности государственных органов по предоставлению информации закреплены в Законе об информации: владелец информационных ресурсов должен обеспечить соблюдение режима обработки и правил предоставления информации пользователю, установленных законодательством или собственником этих информационных ресурсов. Органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, обеспечивают условия для оперативного и полного предоставления пользователю документированной информации в соответствии с обязанностями, установленными уставами (положениями) этих органов и организаций (ст. ст. 12, 15).

Специальные гарантии установлены для предоставления информации о деятельности самих государственных и муниципальных органов, которые создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.

Граждане и организации также имеют право на доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию. Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными законами (ст. 14 Закона об информации).

Нормы о предоставлении информации содержатся и во многих нормативных актах, регулирующих предпринимательскую деятельность.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <1> предусматривает, что содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен, и определяет формы предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов (ст. 6) <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431 (в ред. от 2 ноября 2004 г.).

<2> См. также: письмо МНС РФ от 29 октября 2004 г. N 09-0-10/4312 "О предоставлении содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений и документов" // Документы и комментарии. 2004. N 23.

Принцип открытости сведений о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним закрепляет Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя) (ст. 7).

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" <1> предусматривает обязанность уполномоченного федерального органа исполнительной власти предоставлять необходимую информацию в области внешнеторговой деятельности российским или иностранным лицам (ст. 47).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.

Информационное обеспечение приватизации государственного и муниципального имущества предполагает, что прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества, отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год, а также решения об условиях приватизации государственного или муниципального имущества подлежат опубликованию в установленном порядке в официальных изданиях (ст. 15 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества") <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251 (в ред. от 27 февраля 2003 г.).

Налоговое законодательство регулирует организацию информационной работы с налогоплательщиками, устанавливая их право на получение по месту своего учета от налоговых органов бесплатной информации (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах и порядке их исчисления и уплаты, налоговом законодательстве, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов, а также предусматривая корреспондирующие этому праву обязанности налоговых органов по предоставлению указанной информации (ст. ст. 21 и 32 НК РФ). Такое информирование может быть как индивидуальным, так и публичным (через средства массовой информации) <1>.

--------------------------------

<1> См. также: Приказ МНС РФ от 10 августа 2004 г. N САЭ-3-27/468@ (в ред. от 23 мая 2005 г.) "Об утверждении регламента организации работы с налогоплательщиками" // Экономика и жизнь. 2004. N 34.

Обязанности по предоставлению информации для всеобщего ознакомления могут быть возложены и на самих субъектов предпринимательской деятельности, которые должны обеспечить доступ к информации о своей деятельности в установленных законом случаях путем ее раскрытия.

Данное понятие определяется в законодательстве. В частности, Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" под раскрытием информации понимает обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение (ст. 30).

Раскрытие информации осуществляется, как правило, посредством публикации соответствующих сведений в публичных печатных изданиях. Такие обязанности установлены, например, Законом РФ "О банках и банковской деятельности" (ст. 8), Федеральным законом "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (ст. 6), Положением "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг", утвержденным Приказом ФСФР от 16 марта 2005 г. N 05-5/пз-н <1>, ФЗ "Об акционерных обществах" (ст. 92), Федеральным законом "О бухгалтерском учете" (ст. 16), Федеральным законом "Об организации страхового дела" (ст. 29) и др.

--------------------------------

<1> БНА. 2005. N 18.

Так, ст. 92 Федерального закона "Об акционерных обществах" предусматривает, что общество обязано раскрывать годовой отчет, годовую бухгалтерскую отчетность, проспект эмиссии акций и другие сведения, определяемые в соответствии с законодательством; ст. 8 Закона о банках и банковской деятельности - что кредитная организация обязана публиковать бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, информацию об уровне достаточности капитала, о величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов и т.д.

Наряду с обязательным предоставлением и раскрытием информации важное значение имеют гражданско-правовые способы информационного обеспечения предпринимательской деятельности.

В современных условиях информация все более приобретает товарный характер и выступает в качестве объекта рыночных отношений. Закон об информации признает этот факт, устанавливая, что информационные ресурсы могут быть товаром (п. 6 ст. 6) и, таким образом, способны участвовать в гражданском обороте.

Например, право пользования коммерческой информацией может быть внесено в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ или хозяйственных товариществ <1>.

--------------------------------

<1> В соответствии с п. 17 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ".

Основными правовыми формами, опосредующими имущественный оборот, в том числе в информационной сфере, являются гражданско-правовые договоры.

Не останавливаясь подробно на их характеристике (поскольку это предмет изучения гражданского права), следует выделить несколько групп договоров, направленных на информационное обеспечение предпринимательской деятельности.

Необходимо иметь в виду, что содержание всех гражданско-правовых договоров так или иначе связано с обменом информацией между его сторонами. Вместе с тем ГК РФ и другие источники договорного права специально регулируют информационные права и обязанности субъектов применительно к отдельным видам договоров.

Так, ГК РФ предусматривает информационные обязанности подрядчика (ст. 766), клиента в договоре транспортной экспедиции (ст. 804), информационные права участника договора простого товарищества (ст. 1045); Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" <1> - информационные обязанности застройщика (ст. ст. 19 - 21) и т.д.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 40.

Гражданское законодательство регулирует и такие договоры, самостоятельным предметом которых выступает информация или права на нее. Например, коммерческая информация может передаваться по договору коммерческой концессии (ст. 1027), по договорам об уступке исключительных прав (п. 5 ст. 10 Патентного закона РФ, ст. 30 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах").

Целый ряд договоров опосредует выполнение работ в информационной сфере <1>. Например, договор на выполнение проектных и изыскательских работ (ст. 760), договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (ст. ст. 769, 771).

--------------------------------

<1> Информационная сфера (среда) - сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации (ст. 2 ФЗ "Об участии в международном информационном обмене").

В последние годы широкое распространение в предпринимательской деятельности получили договоры, связанные с предоставлением различных информационных услуг. Информационные услуги - действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами, то есть документированной информацией, подготовленной в соответствии с потребностями пользователей и предназначенной или применяемой для удовлетворения потребностей пользователей <1>.

--------------------------------

<1> Статья 2 Федерального закона "Об участии в международном информационном обмене".

Среди них много договоров, связанных со сбором, обработкой, обобщением, распространением информации, которые специально не урегулированы гражданским законодательством. Это соглашения об оказании маркетинговых, рекламных, информационно-консультационных, консалтинговых и других услуг.

В зависимости от характера и содержания этих договоров к ним применяются общие положения ГК РФ о договорах подряда (гл. 37), возмездного оказания услуг (гл. 39), а также авторских договорах (ст. ст. 30 - 34 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах").

Договор на оказание информационных услуг предполагает либо предоставление заказчику информационных ресурсов, имеющихся у исполнителя, либо сбор и обобщение соответствующей информации и последующую передачу накопленной информации по интересующим заказчика вопросам (о потенциальных конкурентах, их финансовом положении и деловой репутации, конъюнктуре рынка, потребителях продукции и т.д.).

Близким по содержанию к данному договору является договор маркетинга, по которому исполнитель обязуется по заданию заказчика провести изучение рынка товаров (работ, услуг), проанализировать спрос и предложение на товары, возможности их продвижения на рынке и т.д. Таким образом, предметом договора является деятельность по сбору, обработке, анализу информации и представление ее результатов (в виде отчета с выводами и рекомендациями) клиенту.

Как и в договоре на оказание информационных услуг, стороны предусматривают вид и объем предоставляемой информации, ее материальный носитель, сроки предоставления.

В договорах консалтинга обычно предусматриваются обязанности по передаче информации в виде рекомендаций, консультаций, разъяснений по правовым, организационно-управленческим вопросам, налогообложению, ведению бухгалтерского учета и др.

Соглашения в рассматриваемой сфере часто объединяют элементы различных договоров по оказанию информационных услуг и поэтому носят смешанный характер (информационно-консультационные, информационно-маркетинговые и др.).

К договорам на оказание информационных услуг можно отнести также договоры, связанные с производством, размещением, распространением рекламной информации.

В связи с активным развитием информатики и информационных технологий появляются новые виды договоров в информационной сфере. В настоящее время получили широкое распространение договоры на оказание услуг по предоставлению доступа к базам данных, телекоммуникационным сетям (например, договор на доступ в Интернет, по которому провайдером осуществляется передача в Интернет информации пользователя).

Возможность доступа к информации, формы реализации права на информацию зависят в первую очередь от правового режима тех видов информационных ресурсов, из которых ее получает пользователь.

19.4. Виды информационных ресурсов и их правовой режим.

Коммерческая тайна

Информационные ресурсы можно классифицировать по различным основаниям:

1) по характеру информации и сфере ее использования - научно-технические, статистические, экономические, правовые, экологические и т.д.

Например, в Законе о коммерческой тайне упоминаются следующие виды информации, образующейся в деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: производственная, научно-техническая, финансово-экономическая, технологическая (ст. 3);

2) по видам носителя информации - на бумажном носителе, на кассетах, дисках, в электронном виде и др.;

3) по организационной форме представления информации - письменные (документы, архивы, библиотеки и др.); автоматизированные (информационно-поисковые, информационно-справочные системы, базы данных и др.);

4) по форме собственности - государственные, муниципальные, частные. Например, Закон об информации выделяет государственные и негосударственные информационные ресурсы, которые, в свою очередь, подразделяются на информационные ресурсы физических и юридических лиц (п. п. 1, 2, 3 ст. 6).

В литературе иногда выделяется такая категория документированной информации, как официальная, под которой понимаются официально опубликованные акты государственных органов. Статус официальной информации дает право субъектам на нее ссылаться, поскольку предполагается ее абсолютная публичная достоверность <1>. Понятие официальных документов раскрывается в Федеральном законе "Об обязательном экземпляре документов": это документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер (ст. 5).

--------------------------------

<1> Семилетов С.И. Информация как особый нематериальный объект права // Государство и право. 2000. N 5. С. 73.

Федеральный закон от 5 июня 1996 г. "Об участии в международном информационном обмене" (ст. 2) и Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. (ст. 2) "О средствах массовой информации" <1> выделяют массовую информацию - предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиосообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 7. Ст. 300 (в ред. от 2 ноября 2004 г.).

С точки зрения информационного обеспечения предпринимательской деятельности наибольшее значение имеет деление информационных ресурсов по категории доступа на общедоступные (открытые) и с ограниченным доступом.

19.4.1. Общедоступные (открытые) информационные ресурсы

Государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа (ст. 10 Закона об информации).

Закон об информации определяет виды информации, которые вообще запрещено относить к информации с ограниченным доступом:

- законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

- документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

- документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

- документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан (п. 3 ст. 10).

Перечень информационных услуг, предоставляемых пользователям из государственных информационных ресурсов бесплатно или за плату, не возмещающую в полном размере расходы на услуги, устанавливает Правительство РФ. Расходы на указанные услуги компенсируются из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

19.4.2. Информационные ресурсы с ограниченным доступом

Выделение такого вида информационных ресурсов обусловлено необходимостью защиты прав и законных интересов граждан и организаций, а также обеспечения обороны страны, безопасности государства. Информационные ресурсы с ограниченным доступом подразделяется на ресурсы, содержащие информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную информацию (п. п. 1, 2 ст. 10 Закона об информации).

Порядок отнесения информации к ограниченному доступу определяется законом и собственниками (владельцами) такой информации.

1. Информация, отнесенная к государственной тайне.

Правовой режим этой информации определяется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне" (в ред. от 22 августа 2004 г.).

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2).

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, и порядок их определения устанавливаются в Законе о государственной тайне (ст. 5), Указе Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 (в ред. от 29 мая 2002 г.) "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне", Постановлении Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870 "Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности" и других нормативных актах.

Вместе с тем не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

- о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

- состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

- привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

- фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

- размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

- состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

- фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами (ст. 7 Закона о государственной тайне).

Доступ к сведениям, отнесенным к государственной тайне, осуществляется в особом порядке на основании допуска к государственной тайне (ст. ст. 2, 21 Закона о государственной тайне). Допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений.

2. Конфиденциальная информация.

Конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 2 Закона об информации, ст. 2 Федерального закона "Об участии в международном информационном обмене").

В Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 (в ред. от 23 сентября 2005 г.) "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" выделяются следующие виды информации конфиденциального характера:

а) персональные данные.

Персональные данные - это сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях (п. 1 Указа Президента РФ N 188).

Такие сведения, связанные с личностью гражданина, собираются и хранятся в отделах кадров различных организаций, органах социальной защиты, исполнительной власти, организациях связи, сферы услуг и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: