И. В. Гете

Музыкальная культура распространяется среди широких слоев городского населения. Этому в немалой степени способствовало изобретение Оттавиано Петруччи (1466 – 1539) нового способа нотопечатания (патент 1498 года). Венецианец Джозеффо Царлино (1517 – 1590), композитор и музыкальный теоретик эпохи Возрождения, публикует фундаментальные труды по гармонии и контрапункту.

Из мастеров первой половины XVI века выделим итальянского лютниста и композитора Франческо да Милано (ок. 1497 – ок. 1543). Он был прозван современниками «божественным», ему принадлежат многочисленные сочинения для лютни – интрады, прелюдии, гальярды (изданы в 1536 – 1547 гг. в 3‑х сборниках).

В XVI веке самым популярным жанром стал мадригал для вокального ансамбля, обычно с любовно‑лирической тематикой. Признанным мастером мадригала был Карло Джезуальдо ди Веноза (ок. 1560 – 1613), князь небольшого городка Веноза близ Неаполя.

Следует также назвать имена еще двух выдающихся мастеров мадригала второй половины XVI века – это композитор Лука Маренцио (1553 – 1599) и один из создателей мадригальной комедии, аббат и композитор Орацио Векки (1550 – 1605).

Наиболее крупные и влиятельные музыкальные школы этой эпохи – римская и венецианская. Главой римской школы был композитор Палестрина (ок. 1525 – 1594), создавший классические образцы церковного хорового многоголосия a capella (без музыкального сопровождения). Его мессы, мотеты, мадригалы и др. – вершина хоровой полифонии строгого стиля. В 1566 году в Риме была создана конгрегация музыкантов «Санта‑Чечилия». Возглавил ее Палестрина. Позже она была преобразована в академию. Этому музыкальному учреждению было суждено большое будущее. На протяжении четырех с половиной веков она фактически руководила профессиональной музыкальной деятельностью в Италии. В разные годы членами «Санта‑Чечилии» были К. Монтеверди, Дж. Фрескобальди, А. Скарлатти, Л. Керубини, Н. Паганини, Дж. Россини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Дж. Пуччини, А. Тосканини и многие другие выдающиеся итальянские музыканты. В настоящее время она носит официальное название «Национальная академия Санта‑Чечилия» и объединяет собственно академию, консерваторию, симфонический оркестр, музыкальную библиотеку – одно из крупнейших музыкальных хранилищ мира, музей музыкальных инструментов и т. д.

Палестрина

Алессандро Скарлатти

Вернемся, однако, в XVI век. Венеция создала свой стиль вокально‑инструментального многоголосия в церковной и светской музыке – ярко динамичный, красочный, отличавшийся широкой декоративной манерой, контрастным сопоставлением хора и инструментального коллектива. Таковы сочинения венецианцев Андреа Габриели (ок. 1510 – ок. 1586) и его племянника Джованни Габриели (ок. 1553 – ок. 1612). С именем Дж. Габриели связано начало развития в Европе самостоятельной оркестровой и камерно‑ансамблевой музыки. На первые роли выдвигается струнно‑смычковый ансамбль во главе со скрипкой.

И здесь необходимо сказать несколько слов о великих итальянских мастерах смычковых инструментов. Еще с XV века небольшой город Кремона становится центром изготовления скрипок, альтов, виолончелей. Это искусство достигло совершенства в работах выдающихся мастеров семейств Амати, Гварнери, Страдивари. Тайны изготовления уникальных музыкальных инструментов передавались от отца к сыну, от учителя к ученику, многие из них не разгаданы до сих пор.

Во главе семейства Амати стоял Андреа Амати (ок. 1520 – ок. 1580), создатель скрипки классического типа. Он передал дело сыновьям Андреа Антонио (ок. 1540 – после 1600) и Джироламо (1561 – 1630). Наиболее известен сын последнего – Никола (1596 – 1684), инструменты которого ценятся особенно высоко. Учениками Никола Амати были его сын Джироламо второй (1649 – 1740), Андреа Гварнери, Антонио Страдивари.

Родоначальником семейства Гварнери стал Андреа Гварнери (ок. 1622 – 1698). Дело продолжили его сыновья Пьетро (1655 – 1720) и Бартоломео Джузеппе (1666 – 1739). Сыновья последнего – Пьетро второй (1695 – 1762) и Бортоломео Джузеппе, прозванный Гварнери дель Джезу (1698 – 1744), на инструментах которого играли Н. Паганини, Ф. Крейслер, Уто Уги и другие.

Наверное, самым известным мастером смычковых инструментов был Антонио Страдивари (1644 – 1737). На его инструментах сегодня играют крупнейшие современные музыканты. Известными мастерами смычковых инструментов были также сыновья Страдивари – Франческо (1671 – 1743) и Омобоно (1679 – 1742).

Антонио Страдивари

Менее известна брешианская школа смычковых инструментов. Крупнейшим ее представителем был Джованни Паоло Маджини (ок. 1581 – ок. 1632), его сын Пьетро Санти Маджини (1630 – 1680) прославился как мастер контрабасов.

В 1580 году во Флоренции образовалось объединение поэтов, музыкантов, ученых‑гуманистов и просто любителей музыки, которое получило название Флорентийская камерата. Кстати, в это объединение входил Винченцо Галилей (ок. 1520 – 1591), известный итальянский композитор, лютнист, музыкальный теоретик, отец великого ученого Галилео Галилея. Именно с Флорентийской камератой связано появление нового жанра – оперы. Этому жанру суждено было сыграть огромную роль в истории итальянской музыки. По этой причине рассказ об истории итальянской оперы мы выделили в отдельный раздел «Четыре века итальянской оперы».

Дальнейшее развитие получает теория музыки. Итальянский композитор, певец и священник Лудовико Цаккони (1555 – 1627) известен также своими теоретическими трудами, посвященными учению о контрапункте, классификации музыкальных инструментов. Композитор и органист Агостино Агаццари (1578 – 1640), помимо многочисленных месс, мотетов, мадригалов, а также пасторальной драмы «Эумелио» (1606, Рим), является автором трактата «Об исполнении голосов над басом…» (1607).

На рубеже XVI – XVII веков полифония, господствовавшая в музыке эпохи Возрождения, начала уступать место гомофонии. В отличие от полифонии, где все голоса равноправны, в гомофонном многоголосии выделяется один, исполняющий главную тему, а остальные играют роль аккомпанемента. Переход к гомофонии совершался как в опере, так и в других новых видах итальянской вокально‑инструментальной музыки, возникших в это время, – канцоне, кантате, оратории.

Изменились представления о церковной музыке. Теперь композиторы стремились не столько к тому, чтобы человек отрешился от земных страстей, сколько к тому, чтобы раскрыть сложность его душевных переживаний. Появились произведения, написанные на религиозные тексты или сюжеты, но не предназначенные для обязательного исполнения в церкви. Такие сочинения называют духовными, так как слово «духовный» имеет более широкое значение, чем «церковный». Основные духовные жанры XVII – XVIII веков – кантата и оратория.

Итальянский композитор Джакомо Кариссими (1605 – 1674) создал классический тип духовной оратории («Иевфай», «Валтасар»), а также светской и духовной кантаты.

Упомянем здесь имя композитора Грегорио Аллегри (ок. 1584 – 1652). Он был певчим Сикстинской капеллы, известен как автор многих культовых сочинений, в том числе знаменитого «Miserere» (50‑й псалом для хора), исполняемого на Страстной неделе и спустя полтора века записанного по памяти юным В. А. Моцартом.

Возросло значение светской музыки: она звучала при дворе, в салонах аристократов, в общедоступных театрах (первые такие театры были открыты в XVII веке). В это же время Италия дала прекрасные образцы музыки для лютни (уже упомянутый выше Винченцо Галилей) и органа – Джироламо Фрескобальди (1583 – 1643). Творчество Фрескобальди – одна из вершин органного искусства, он сыграл значительную роль в формировании фуги. С 1608 по 1628 и с 1634 года до конца своих дней Фрескобальди был органистом собора Св. Петра в Риме. Изобретение итальянским мастером музыкальных инструментов Бартоломео Кристофори (1655 – 1732) в начале XVIII века молоточкового клавира (фортепиано) открыло новые возможности развития итальянского клавирного стиля.

Джироламо Фрескобальди

Инструментальная музыка также отмечена появлением новых жанров, и в первую очередь инструментального концерта. Скрипка, клавесин, орган, а позже и фортепиано постепенно превратились в сольные инструменты. Музыка, написанная для них, давала возможность проявить талант не только композитору, но и исполнителю. Ценилась прежде всего виртуозность (умение справляться с техническими трудностями), которая постепенно стала для многих музыкантов самоцелью и художественной ценностью.

Композиторы XVII – XVIII веков обычно не только сочиняли музыку, но и виртуозно играли на инструментах, занимались педагогической деятельностью. Благополучие художника в значительной степени зависело от конкретного заказчика. Как правило, каждый серьезный музыкант стремился получить место либо при дворе монарха или богатого аристократа (у многих представителей знати были собственные оркестры или оперные театры), либо в храме. Причем большинство композиторов легко сочетали церковное музицирование со службой у светского покровителя.

В эту эпоху творит целая плеяда выдающихся итальянских композиторов. Так, композитор, скрипач и педагог Арканджело Корелли (1653 – 1713) является основоположником римской скрипичной школы. Его кончерто гроссо способствовали формированию жанров классической концертно‑симфонической музыки. Корелли также принадлежат трио‑сонаты, сонаты для скрипки с сопровождением и другие.

Арканджело Корелли

Крупным мастером инструментальной музыки второй половины XVII века был композитор и скрипач Джованни Баттиста Витали (1632 – 1692). Известен также его сын Томмазо Антонио Витали (1663 – 1745), скрипач и композитор.

Знаменитый итальянский композитор Алессандро Скарлатти (1660 – 1725) вошел в историю как родоначальник и крупнейший представитель неаполитанской оперной школы. Помимо огромного числа опер (более 125), он является автором кантат, ораторий, инструментальных произведений. Сын А. Скарлатти, композитор Доменико Скарлатти (1685 – 1757), был больше известен современникам как клавесинист‑виртуоз. Он работал как в Италии (Неаполь, Венеция, Рим), так и за ее пределами (Лиссабон, Мадрид). Д. Скарлатти писал оперы, духовную и светскую вокальную музыку, но главное место в его творчестве занимали клавирные сочинения. В области клавирной техники Скарлатти первым применил многие из тех приемов, которые получили развитие лишь в XIX веке.

Джузеппе Тартини

В Болонье работает скрипач и композитор Джузеппе Торелли (1658 – 1709), в Падуе – его тезка, скрипач, композитор, музыкальный теоретик Джузеппе Тартини (1692 – 1770), в Венеции – скрипач и композитор Томмазо Альбинони (1671 – 1750) и композитор Бенедетто Марчелло (1686 – 1739), в Милане – композитор и педагог Джованни Баттиста Саммартини (ок. 1701 – 1775).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: