Микеланджело Буонарроти

Основоположником сиенской школы считается Дуччо ди Буонинсенья (ок. 1255 – 1319).

К этой же школе принадлежат Пьетро Лоренцетти (ок. 1280 – 1348), который достиг объемности и драматизма изображений в росписи Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи (1325 – 1329), и его брат Амброджо Лоренцетти (? – 1348), известный своими росписями с аллегориями «доброго» и «дурного» правления (Палаццо Публико в Сиене, 1337 – 1339). К сиенской школе также относится творчество живописца Симоне Мартини (ок. 1284 – 1344), чьи фрески и алтарные картины отличаются одухотворенностью, утонченным спиритуализмом образов, изысканностью линии и цвета («Благовещение», 1333).

Вершиной Проторенессанса по праву считается творчество великого флорентийского живописца Джотто ди Бондоне (ок. 1267 – 1337). Порвав со средневековыми канонами, он внес в религиозные сцены земное начало, изображая евангельские легенды с небывалой жизненной убедительностью. Фрески капеллы дель Арена в Падуе (1305 – 1308) и церкви Санта-Кроче во Флоренции (ок. 1320 – 1325) поражают внутренней силой и величием образов. Джотто также является автором проекта колокольни собора во Флоренции.

Отметим работы итальянского живописца, скульптора и архитектора, представителя флорентийской школы Андреа Орканья (ок. 1308 – 1368). Он принимал участие в строительстве соборов в Орвието (1359 – 1362) и Флоренции (1357 – 1367). В скульптуре и живописи ясность пластической формы Андреа Орканья сочетал с изысканной готической орнаментикой (мраморный табернакль церкви Орсанмикеле, 1352 – 1359, фреска «Триумф смерти» в церкви Санта-Кроче, ок. 1350).

Джотто ди Бондоне. Оплакивание Христа

Мазаччо. Распятие с Марией и Иоанном.

Фра Беато Анджелико. Мадонна, восседающая на троне, с младенцем и ангелами

Искусство XIII – XIV веков, несмотря на реалистические тенденции, оставалось еще во многом связанным со средневековыми традициями. В XV веке итальянская живопись выходит из-под опеки церкви, проникается светским духом. В поисках реалистических средств выражения гуманистических идеалов эпохи мастера раннего Возрождения опирались на науку, изучали законы перспективы, математики, анатомии. Многие из этих художников сами были выдающимися учеными, внесли весомый вклад в развитие естественных наук. Из новых жанров широчайшее распространение получил портрет, правдиво передающий облик заказчика. Значительное внимание стало уделяться пейзажным мотивам.

Итальянское искусство эпохи раннего Возрождения сыграло огромную роль в истории европейской художественной культуры. Великие ценности, созданные выдающимися итальянскими художниками, сохраняют свое значение классического наследия и по настоящее время. Характерной чертой итальянского искусства этого времени было обилие местных школ, обладавших своеобразным обликом.

В живописи принципы ренессансного реализма были впервые четко сформулированы в произведениях флорентийца Мазаччо (1401 – 1428), который вступил на путь решительного преодоления пережитков готики, отличавшихся в начале XV века большой живучестью. Реформа Мазаччо сводилась к созданию жизненных, полных силы и мужественности, монументальных образов, к развитию реалистической живописи, использующей приемы светотеневой лепки и законы перспективы. Среди его работ прежде всего следует назвать фрески капеллы Бранкаччи (1425 – 1428) в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции.

Боттичелли. Рождение Венеры

В работах современников Мазаччо и более поздних флорентийских живописцев реалистические тенденции получили дальнейшее развитие. Паоло Уччелло (1397 – 1475) в своем творчестве жизненность наблюдений, пытливый научный интерес к перспективе сочетал со сказочностью, наивностью образов. Среди его работ – «Битва при Сан-Романо», 1450-е годы, цикл фресок «История Ноя» в церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции.

Фра Филиппо Липпи (ок. 1406 – 1469) известен как автор религиозных картин и фресок, проникнутых светской жизнерадостностью («Поклонение младенцу», конец 1450-х – начало 1460-х гг.). Оставил свой след в истории итальянской живописи также его сын Филиппино Липпи (ок. 1457 – 1504), который в религиозные картины и фрески вносил черты стилистической утонченности, ноты беспокойства, напряженности («Видение св. Бернарда», ок. 1486).

Нельзя не упомянуть имя итальянского живописца Беноццо Гоццоли (1420 – 1497). Поэтически сказочная, светская трактовка религиозных сюжетов, декоративная красочность сочетаются в его творчестве с условным построением пространства (фреска «Шествие волхвов», дворец Медичи-Риккарди во Флоренции, 1459).

Андреа дель Кастаньо (ок. 1421 – 1457), создавая образы большой силы, уделял главное внимание пластической моделировке фигур («Девять знаменитых людей», 1445 – 1457).

Доменико Венециано (ок. 1410 – 1461) стремился насытить колорит светом и воздухом («Алтарь св. Лучии», 1445 – 1448). Алессио Бальдовинетти (ок. 1425 – 1499) обогатил свои картины, фрески и витражи ландшафтным фоном («Благовещение», ок. 1458; «Рождество Христово», 1461; «Мадонна», 1464). Доменико Гирландайо (1449 – 1494) создал ясные по композиции, мягкие по колориту циклы фресок (в церквях Санта-Тринита, 1483 – 1486, и Санта-Мария Новелла, 1485 – 1490, во Флоренции), ярко отражающие жизнь зажиточных горожан.

Несколько особняком стоит творчество еще одного итальянского живописца эпохи раннего Возрождения, представителя флорентийской школы Фра Анджелико (ок. 1400 – 1455). Как художник он сложился под воздействием позднеготической живописи, в дальнейшем использовал реалистические достижения Мазаччо. Наивное и глубоко религиозное искусство Анджелико проникнуто светлым лиризмом и мягкой поэтичностью. («Коронование Марии», ок. 1434, Лувр; фрески монастыря Сан-Марко во Флоренции, 1438 – 1445).

Пьеро делла Франческа. Баттиста Сфорца и Федерико да Монтефельтро

Сон Константина

Во второй половине XV века во Флоренции работает такой великий мастер, как Сандро Боттичелли (1445 – 1510). Он был близок ко двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции. Произведения на религиозные и мифологические темы («Весна», ок. 1477 – 1478; «Рождение Венеры», ок. 1483 – 1484) отмечены одухотворенной поэзией, игрой линейных ритмов, тонким колоритом. Под влиянием социальных потрясений (изгнание Медичи, восстание Савонаролы) искусство Боттичелли становится напряженно-драматическим («Клевета», после 1495). Ему также принадлежат рисунки к «Божественной комедии» Данте, острохарактерные изящные портреты, в том числе портрет Джулиано Медичи.

Боттичелли умер в нищете и забвении. Его творчество было заново открыто лишь в середине XIX века во многом благодаря так называемым прерафаэлитам – группе английских художников и писателей, избравших своим идеалом итальянское искусство до Рафаэля.

В эти же годы во Флоренции работают такие известные мастера живописи, как Антонио Поллайоло (1433 – 1498), уже упоминавшийся выше Филиппино Липпи (ок. 1457 – 1504), Пьеро ди Козимо (1462 – 1521), Лоренцо ди Креди (1459 – 1537).

Крупнейшим представителем флорентийской школы раннего Возрождения является скульптор, живописец и ювелир Андреа дель Верроккьо (1435/36 – 1488). Существует легенда, что, заканчивая работу над своей картиной «Крещение Христа» (около 1470), он поручил своему ученику Леонардо да Винчи (1452 – 1519) написать одного из ангелов. Увидев работу юного гения, Верроккьо отложил кисть и больше никогда за нее не брался.

Отправимся из Флоренции в Северную Италию. Здесь работал целый ряд итальянских живописцев, испытавших значительное влияние французской готики. Это: Микелино да Безоццо (ок. 1388 – ок. 1442) в Милане, Пизанелло (1395 – 1455) в Вероне, Франческо Скварчоне (1397 – 1468) и его ученик Джорджо Скьявоне (1434 – 1504) в Падуе. На протяжении всего XV века не порывала связи с готикой и Феррара – главный очаг позднерыцарской культуры в Италии. Здесь работали такие живописцы, как Козимо Тура (1429/30 – 1495), Франческо дель Косса (1436 – ок. 1478), Эрколе де’Роберти (ок. 1450 – 1496). Художники Стефано ди Джованни Сассетта (ок. 1400 – 1450) и Джованни ди Паоло (ок. 1403 – ок. 1482) продолжили традиции сиенской школы XIV века.

Придворные герцога Гонзага

Андреа Мантенья. Поклонение волхвов

В Центральной Италии наиболее крупным представителем реалистической живописи был тесно связанный с Флоренцией Пьеро делла Франческа (ок. 1420 – 1492), чье проникнутое демократическим духом искусство сыграло огромную роль в развитии ряда местных живописных школ. Замечательный знаток перспективы и тонкий колорист, Пьеро делла Франческа возглавил одно из самых передовых направлений ренессансной живописи. Произведения мастера отличают величественная торжественность, благородство и гармония образов, обобщенность форм, глубокая продуманность пропорции, разумная ясность перспективных построений, исполненная света мягкая нарядная красочная гамма («Крещение Христа», 1450 – 1455; фрески в церкви Сан-Франческо в Ареццо, 1452 – 1466). Пьеро делла Франческа известен также как автор математических трактатов «О перспективе в живописи» и «Книга о пяти правильных телах».

Среди учеников и последователей этого живописца выделим работавшего в Риме Мелоццо да Форли (1438 – 1494), работавших в Перудже и Орвието Луку Синьорелли (ок. 1445 – 1523) и Пьетро Перуджино (ок. 1446 – 1523). Влияние Пьеро делла Франческа испытали также такие крупные мастера, как родоначальник новой венецианской живописи Джованни Беллини (ок. 1430 – 1516) и сицилиец Антонелло да Мессина (ок. 1430 – 1479).

Нельзя не упомянуть имя прославленного уроженца Падуи, представителя раннего Возрождения, живописца и гравера Андреа Мантенья (1431 – 1506). Искусство Мантеньи, с героическим пафосом утверждающее силу и достоинство человека, отличается строгой архитектоникой композиции, чеканностью форм, сильными ракурсами, иллюзионистическими эффектами (росписи «Камеры дельи Спози» в замке Сан-Джорджо в Мантуе, 1474). В резцовой гравюре он сочетал четкость пластических форм с мягкой штриховкой (7 листов «Битва морских божеств», ок. 1470). Мантенья довел увлечение античностью до своеобразного культа и создал поразительные по силе и смелости выражения образы.

Леонардо да Винчи. Дама с горностаем

Леда

Джоконда

Тайная вечеря

Вспомним также имена представителя умбрийской школы живописи Пинтуриккьо (ок. 1454 – 1513), болонской школы – Франческо Франча (ок. 1450 – 1517), ломбардской школы – Винченцо Фоппа (ок. 1430 – 1515).

Особое место в искусстве Италии XV века занимала Венеция. Здесь сложилась своеобразная живописная школа, которая отличалась совершенным владением выразительными возможностями масляной живописи, особым вниманием к проблемам колорита. Помимо упомянутого выше Джованни Беллини (ок. 1430 – 1516), выделим таких крупных мастеров венецианской школы, как его отец Якопо Беллини (ок. 1400 – 1470) и брат Джентиле Беллини (ок. 1429 – 1507), Карло Кривелли (ок. 1430 – ок. 1495), Витторе Карпаччо (ок. 1455 – ок. 1526), Чима да Конельяно (1459 – 1517).

Сколько блестящих имен, а ведь мы еще не добрались до эпохи Высокого Возрождения!

Родоначальником Высокого Возрождения в живописи был гениальный Леонардо да Винчи (1452 – 1519). Ученый, инженер, живописец, архитектор, скульптор, он стремился обогатить средства психологической характеристики, раскрывая с помощью передачи мимики и жестов и тонко продуманной системы светотеневой моделировки богатый внутренний мир человека. В росписи «Тайная вечеря» (1495 – 1497, в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане) высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции. Гуманистический идеал женской красоты был воплощен Леонардо да Винчи в портрете Моны Лизы (ок. 1503).

Рафаэль Санти. Мадонна Террануова

Тициан (Вечеллио). Венера с органистом

Джорджоне. Гроза

Последователями Леонардо да Винчи были во Флоренции фра’ Бартоломео делла Порта (1472 – 1517), автор величественных алтарных картин (в том числе знаменитой картины «Оплакивание Христа», 1515 – 1517), и Андреа дель Сарто (1486 – 1530), автор фресковых циклов во флорентийских монастырях, а также монументальных алтарных картин (в том числе знаменитой картины «Мадонна с гарпиями», 1517).

Представитель Высокого Возрождения, великий итальянский живописец и архитектор Рафаэль Санти (1483 – 1520) родился в Умбрии, но все его творчество неразрывно связано с Римом. С классической ясностью и возвышенной одухотворенностью воплотил Рафаэль жизнеутверждающие идеалы Возрождения. Ранние его произведения («Мадонна Конестабиле», около 1502 – 1503) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил Рафаэль в росписях станц (комнат) Ватикана (1509 – 1517), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Кисти Рафаэля также принадлежат многочисленные изображения Богоматери («Сикстинская мадонна», 1515 – 1519), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514 – 1518) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками).

Традиции венецианской школы продолжил выдающийся живописец Джорджоне (ок. 1477 – 1510), который по праву считается также одним из основоположников искусства Высокого Возрождения. Светская по духу, гармоничная, богатая оттенками живопись Джорджоне выражает поэтическое чувство влюбленности в красоту земного бытия, единство человека и природы (картины «Юдифь», «Спящая Венера», «Гроза»).

Паоло Веронезе. Благовещение

Микеланджело Буонарроти. Сотворение Адама

Высшие достижения венецианской живописи связаны с именем гениального Тициана (ок. 1488 – 1576), одного из самых замечательных колористов. Ранним его произведениям присущи жизнерадостность, многогранность восприятия жизни. Затем безмятежная ясность, пафос и динамика монументальных композиций в творчестве Тициана сменяются напряженным драматизмом, психологической остротой образов, их беспощадной правдивостью. Тициан создал образы, полные обостренного ощущения красоты жизни, трепетной чувственности («Даная», около 1554; «Венера и Адонис», 1554). В поздних трагических произведениях он подчеркивал достоинство и силу духа героев («Оплакивание Христа», 1573 – 1576).

Младшим современником Тициана был Паоло Веронезе (1528 – 1588), прославивший в своих пронизанных светом и воздухом красочных полотнах Венецианскую республику. Праздничные, светские по духу картины, панно, росписи Веронезе отличаются органичной связью с архитектурой, размахом композиции, изысканностью серебристого колорита.

Принципы венецианской живописи развивали Пальма Старший (ок. 1480 – 1528), Лоренцо Лотто (ок. 1480 – 1556), Парис Бордоне (1500 – 1571), Андреа Скьявоне (1522 – 1563) и примкнувший позднее к римской школе Себастьяно дель Пьомбо (ок. 1485 – 1547).

Кризис культуры Возрождения отразил в своем творчестве венецианец Тинторетто (1518 – 1594). Его драматические монументальные полотна насыщены динамикой, контрастами света и тени, повышенной одухотворенностью образов (цикл панно в Скуола ди Сан-Рокко в Венеции, 1565 – 1588).

После Венеции наиболее значительной живописной школой в Северной Италии была Брешиа, где работали такие известные живописцы, как Джованни Савольдо (ок. 1480 – 1548), Алессандро Моретто (ок. 1488 – 1554), Джованни Морони (ок. 1520 – 1578).

В Ферраре в это время работают Доссо Досси (ок. 1479 – 1542) и Гарофало (ок. 1481 – 1559), в Парме – знаменитый живописец Антонио Корреджо (ок. 1489 – 1534), чувственное искусство которого послужило отправной точкой для живописцев эпохи барокко.

Центральной фигурой искусства XVI века и последним великим мастером Возрождения был Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564), скульптор, живописец, архитектор, поэт. С огромной силой он выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманистического мировоззрения в период позднего Возрождения. Из живописных работ Микеланджело отметим такие шедевры, как роспись Сикстинской капеллы в Ватикане (1508 – 1512) и знаменитую фреску «Страшный суд» (1536 – 1541).

Джузеппе Арчимбольди. Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумния

Гвидо Рени. Увенчание терновым венцом

Гвидо Рени. Аврора

Наряду с расцветом живописи в Италии эпохи Возрождения возникают и развиваются другие виды изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Италия является родиной рисунка с натуры, гравюры на меди, особого вида гравюры на дереве – т. н. «кьяроскуро» (ит. chiaroscuro – светотень). Среди граверов этой эпохи отметим упоминавшиеся выше имена Андреа Мантенья (1431 – 1506), Антонио Поллайоло (1433 – 1498), а также Маркантонио Раймонди (ок. 1480 – ок. 1527) и Уго да Карпи (ок. 1480 – 1532). Значительных успехов добились итальянские мастера декоративно-прикладного искусства. В их умелых руках металл, дерево, текстиль, керамика, стекло превращались в подлинные шедевры.

Кризис ренессансной культуры явился следствием экономического упадка и усиления феодальной реакции. Этот процесс, однако, протекал неравномерно. В Венеции долго держались ренессансные традиции. В Риме же и, особенно, во Флоренции быстро стало развиваться новое художественное направление – маньеризм (ит. manierismo от maniera – манера, прием). Для итальянского маньеризма 20 – 30-х годов XVI века характерны драматическая острота образов, трагизм мировосприятия, усложненность и преувеличенная экспрессия поз, удлиненность пропорций фигур, колористические и светотеневые диссонансы.

Наиболее сильно маньеризм проявился именно в живописи. Назовем имена таких известных мастеров, как Якопо Понтормо (1494 – 1557), Франческо Пармиджанино (1503 – 1540), Джулио Романо (ок. 1499 – 1546), Никколо дель Абате (ок. 1509 – 1571), Россо Фьорентино (1494 – 1540), Франческо Приматиччо (1504 – 1570).

Кстати, два последних мастера долгое время работали во Франции при дворе короля Франциска I (т. н. Первая школа Фонтенбло) и оказали большое влияние на развитие французской живописи.

В 50-е годы XVI века маньеризм стал господствующим течением в итальянской живописи и приобрел черты холодной официальности. Его художественный язык отмечен принципиальным эклектизмом, насыщен сложными, доступными лишь узкому кругу посвященных, аллегориями. Такая творческая манера характерна для Анджело Бронзино (1503 – 1572), Якопо Бассано (ок. 1517 – 1582), Франческо Сальвиати (1510 – 1563), Пеллегрино Тибальди (1527 – 1596), Таддео Цуккари (1529 – 1566).

Караваджо. Амур с трофеями

Итальянский живописец и теоретик искусства, младший брат Таддео Цуккари – Федерико Цуккари (ок. 1542 – 1609) работал в Ватикане и в Испании. В 1593 году он в собственном Палаццо в Риме основал Художественную академию Святого Луки и последние годы целиком посвятил теории искусства (особенно теории рисунка как основы всякого искусства). Перу Федерико Цуккари принадлежит книга «Идея скульпторов, живописцев и архитекторов» (1607).

Известнейший живописец, архитектор, историк искусства, представитель маньеризма Джорджо Вазари (1511 – 1574) работал главным образом во Флоренции. Помимо живописных (фрески в Палаццо Веккьо, 1555 – 1571) и архитектурных работ (ансамбль Уффици, с 1560), Джорджо Вазари прославился своим фундаментальным трудом «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550).

И еще один итальянский художник XVI века, чье творчество носит глубоко оригинальный характер, должен быть назван. Это Джузеппе Арчимбольди (ок. 1527 – 1593). Родился он в Милане. С 1562 года работал в Праге, при дворе императора Священной Римской империи Фердинанда I и сменившего его императора Рудольфа П. Наиболее известны «фантастические головы» Арчимбольди, которые он писал с 1560-х годов, – причудливо-пестрые по колориту картины с погрудными «портретами», составленными из тщательно выписанных растений, плодов, цветов, минералов, а порой и из предметов, сделанных человеком. Чаще всего они представляют собою аллегории первостихий или времен года – «Лето» (1563), «Огонь» (1566) и др. Наследие Арчимбольди обрело новую популярность в XX веке в связи с развитием сюрреализма, представители которого воспринимали миланско-пражского мастера как одного из своих предшественников.

В итальянской живописи конца XVI – начала XVII века наметились две основные тенденции – академизм и реализм. Развернутую программу академизма выдвинули представители семейства Карраччи – Лодовико (1555 – 1619) и его двоюродные братья Агостино (1557 – 1602) и Аннибале (1560 – 1609). Они основали в Болонье «Академию вступивших на правильный путь» (ок. 1585). Эклектически соединяя приемы великих мастеров Возрождения, они создали академический тип алтарной картины и монументально-декоративной росписи барокко. Наиболее известен Аннибале Карраччи, выполнявший портреты, религиозные и жанровые композиции, «героические пейзажи», фрески (в Палаццо Фарнезе в Риме, 1597 – 1604).

Их влияние испытали другие художники-академисты, представители болонской школы – Гвидо Рени (1575 – 1642), Франческо Альбани (1578 – 1660), Доменикино (1581 – 1641), Андреа Сакки (1599 – 1661), Карло Чиньяни (1628 – 1719).

Основоположником реалистического направления в европейской живописи XVII века стал выдающийся итальянский живописец Микеланджело Меризи (Караваджо) (1571 – 1610). Его лозунгом было тщательное изучение природы. Караваджо писал бытовые сцены и натюрморты, хотя главными темами его картин оставались религиозные сцены, которые он трактовал с революционной для своего времени смелостью. Живопись Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Его кисти принадлежат исключительные по драматической силе религиозные композиции («Положение во гроб», 1602 – 1604), мифологические («Вакх», 1592 – 1593) и жанровые («Лютнист», 1597) картины.

Влияние, оказанное Караваджо на современников, было огромно и простиралось далеко за пределы Италии. Среди итальянских мастеров, испытавших его влияние, назовем представителя болонской школы – Франческо Гверчино (1591 – 1666), генуэзской – Бернардо Строцци (1581 – 1644) и Джованни Бенедетто Кастильоне (1607 – 1665), мантуанской – Доменико Фетти (ок. 1588 – 1623), неаполитанской школы – Сальваторе Роза (1615 – 1673).

С середины XVII века в итальянской живописи утверждается зрелое барокко. К этому направлению относится творчество знаменитого римского живописца, архитектора и декоратора Пьетро Берреттини да Кортона (1596 – 1669). Среди его работ выделим плафон римского Палаццо Барберини (1633 – 1639), а также роспись апсиды, нефа и парусов в церкви Санта-Мария ин Валличелла в Риме (1646 – 1665).

Здесь нельзя не упомянуть имя видного итальянского живописца, ведущего флорентийского мастера середины XVII века Карло Дольчи (1616 – 1686). Большинство его работ представляют собой сентиментальные по настроению изображения Мадонны и святых. Для усиления драматизма и выразительности он использовал полуфигурные композиции, размещая персонажей на простом темном фоне. Дольчи писал алтарные образы для капелл и по заказам частных лиц, его произведения были очень популярны. Дольчи также писал портреты, одно из самых известных его произведений в этом жанре – «Портрет Виттории делла Ровере» (Флоренция, галерея Питти).

Джованни Баттиста Тьеполо. Смерть Софонисбы

Живописец и гравер Лука Джордано (1634 – 1705) является представителем неаполитанской школы. Произведения Джордано отличаются свободной импрессионистической манерой исполнения, которая нашла свое наиболее эффектное воплощение в его рисунках. За быстроту работы он получил прозвище Fapresto (делает быстро). Среди работ художника – фрески в Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции (1683 – 1686), росписи сводов лестницы в Эскориале в Мадриде (1692 – 1694), фрески сакристии собора в Толедо (1698) и композиция «Триумф Юдифи» в церкви Сан-Мартино в Неаполе (1704). Еще один неаполитанский мастер Франческо Солимена (1657 – 1747) известен росписями церквей Неаполя (Сан-Паоло Маджоре, Джезу Нуово, Сан-Доменико Маджоре).

Среди итальянских живописцев, творивших в первой половине XVIII века, выделим Джузеппе Мария Креспи (1665 – 1747), известного своими пасторальными, мифологическими, религиозными композициями, а также жанровыми картинами (серия «Семь таинств», 1708 – 1712), и Алессандро Маньяско (1667 – 1749), блестяще выразившего в своих полотнах трагическое ощущение ничтожности человека перед стихийными силами.

Канале Гранде с церквями Санта-Лючия и Санта-Мария ди Назарет

Канале Гранде с церквями Сан-Симеоне Пикколо и Санта-Лючия

Франческо Гварди. Вид на Санта-Мария Маджоре в Венеции

Особое место занимала республиканская Венеция, где все еще была сильна связь с великими реалистическими традициями искусства XVI – XVII веков. Эта тенденция ярко проявилась в работах таких представителей венецианской школы, как Себастьяно Риччи (1659 – 1734), Джованни Баттиста Пьяццетта (1682 – 1754), жанрист Пьетро Лонги (1702 – 1785), пейзажисты Джованни Антонио Каналетто (1697 – 1768), Бернардо Беллотто (1720 – 1780).

Отдельной строкой выделим имя венецианца Джованни Баттиста Тьеполо (1696 – 1770) – живописца, рисовальщика, гравера. Его кисти принадлежат динамичные, свободные по живописи, наполненные светом и воздухом праздничные декоративные росписи (в Палаццо Лабиа в Венеции, ок. 1750), религиозные и жанровые картины, портреты, виртуозные рисунки и офорты. Творчество Тьеполо знаменует одну из вершин итальянского искусства XVIII века.

Другой вершиной можно по праву считать творчество еще одного представителя венецианской школы – Франческо Гварди (1712 – 1793), который в своих поэтических видах Венеции и сценах городской жизни смог виртуозно передать игру света и тени, влажный воздух, растворяющий очертания предметов.

Говоря о живописи XVIII века, нельзя не упомянуть имя итальянского исторического живописца и гравера, представителя флорентийской школы Джованни Баттиста Чиприани (1727 – 1785). С 1755 года он работал в Лондоне, где стал одним из основателей Королевской Академии искусств (1768).

В живописи Италии конца XVII – начала XIX века сильно было влияние немецкого художника и теоретика искусства Антона Менгса (1728 – 1779) – представителя классицизма, долгое время работавшего в Риме. Ему следовали итальянские живописцы Помпео Батони (1708 – 1787), Андреа Аппиани (1754 – 1817), Винченцо Камуччини (1771 – 1844).

Первое выступление против официального академического классицизма, предпринятое романтиками, было связано с подъемом национально-освободительного движения 20-х годов XIX века. Отметим творчество таких художников, как Джованни Карновали (1804 – 1873), Джачинто Джиганте (1806 – 1876), Филиппо Палицци (1818 – 1899).

Амедео Модильяни. Лежащая обнаженная

Во второй половине XIX века в Италии работает целая плеяда художников-реалистов, чье творчество было созвучно творчеству художников-передвижников, работавших примерно в это же время в России. Среди них такие известные живописцы, как Доменико Индуно (1815 – 1878), Джованни Фаттори (1825 – 1908), Сильвестро Лета (1826 – 1895), Доменико Морелли (1826 – 1901).

Велико было влияние в Италии французского импрессионизма, ему отдали дань художники Транквилло Кремона (1837 – 1878), Даниеле Ранцони (1843 – 1889), Джузеппе Де Ниттис (1846 – 1884). Их младший современник, талантливый итальянский художник Джованни Сегантини (1858 – 1899) – яркий представитель неоимпрессионизма.

Всемирную известность приобрел итальянский живописец и скульптор Амедео Модильяни (1884 – 1920), с 1906 года работавший в Париже. Его полотна отличаются яркой индивидуальностью, просветленная поэтичность образов нередко сочетается с трагическим ощущением человека в мире.

Если большинство итальянских художников второй половины XIX века в той или иной степени подверглись влиянию французской школы живописи, то футуризм – это чисто итальянское явление. Лидером и теоретиком футуризма стал итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти (1876 – 1944). К его «Манифесту футуризма» (1909) примкнули молодые художники Джакомо Балла (1871 – 1958), Карло Карра (1881 – 1966), Умберто Боччони (1882 – 1916), Джино Северини (1883 – 1966), Луиджи Руссоло (1885 – 1947). За несколько лет эти живописцы создали целый ряд глубоко оригинальных полотен, однако уже к 1915 году футуризм в Италии как художественное течение сходит на нет. Судьбы художников-футуристов сложились по-разному. Умберто Боччони погиб на фронте Первой мировой войны, некоторые художники, пройдя через увлечение «метафизической живописью», пришли к академической манере, большинство же стало классиками абстрактного искусства XX века.

Вообще, абстракционизм в Италии имел очень мощные корни. Вспомним, например, имя итальянского художника Базальделла Афро (1912 – 1976) – представителя так называемого «лирического абстракционизма».

Любителям абстрактной живописи хорошо известно имя итальянца Луч о Фонтана (1899 – 1968), родившегося в Аргентине. В 1946 году он издал «Белый манифест», призывавший к синтезу искусств и отказу от традиционных материалов. Фонтана разработал концепцию «спациализма» (ит. spazio – пространство), рассчитанную на прямой диалог зрительского воображения с произведением. В рамках этой концепции он представил на суд зрителей целый ряд полотен, в которых холст был насквозь продырявлен. Ему же принадлежит принцип «сквозного созерцания», реализованный в серии «Кукольный театр» (1964 – 1966), где перед холстами вращалась деревянная доска, создающая эффект «потайного окошка».

Уже после Второй мировой войны молодое поколение художников в поисках новых путей обратилось к абстрактному искусству. Альберто Бурри (1915 – 1995) и Эмилио Бедова (р. 1919) сыграли ключевую роль в послевоенном возрождении итальянской живописи. Они заложили основу того направления, которое позже было названо «искусство нищеты» (ит. – arte povera).

Однако вернемся к художникам, чье творчество носило более традиционный характер. Так, художник и график Паоло Паскетто (1885 – 1963), более 30 лет возглавлявший кафедру в Римском институте изобразительных искусств, известен как автор национального герба Итальянской Республики.

В 1920-е годы возникло новое направление в итальянской живописи – т. н. «метафизическая живопись» (ит. – pittura metafisica). Мастера этого направления Джорджо Де Кирико, Карло Карра, Феличе Казорати, Джорджо Моранди, Филиппо Де Пизис (1896 – 1956), Массимо Кампильи (1895 – 1971) в своем творчестве стремились создать впечатление тоскливой пустынности «очищенного» пространства, пугающей застылости мира, отчужденного от человека, раскрыть в реальных предметах, оторванных от привычных связей, некий таинственный магический смысл.

Джорджо Де Кирико. Песнь любви

Примерно в те же годы под покровительством подруги и соратницы Муссолини Маргериты Сарфатти в Италии сложилось еще одно новое направление – группа «Новеченто» (ит. novecento – XX век). Судя по названию, художники, входящие в эту группу, претендовали на то, что именно они представляют искусство XX века. В целом же к этому направлению примыкали мастера, исповедующие различные эстетические взгляды, в том числе Энрико Прамполини (1894 – 1956), Акилле Фуни (1890 – 1972), Марио Сирони (1885 – 1961), Атаназио Солдати (1896 – 1953) и другие. Выдающийся итальянский художник прошлого века Джорджо Де Кирико (1888 – 1978), который по праву считается главой «метафизической школы» в живописи, родился в Греции. С 1906 года учился в Мюнхене. Находясь в непосредственном контакте с немецкой культурой, испытал сильное влияние философии А. Шопенгауэра, Ф.Ницше, О. Вейнингера, живописи А. Беклина и М. Клингера – картины «Марина» (1908), «Битва лапифов и кентавров» (1909), «Раненый кентавр» (1909). В 1910 году Де Кирико переехал в Париж, где познакомился с П. Валери и Г. Аполлинером. В 1925 году в Париже он участвовал в первой выставке сюрреалистов. Позднее, отказавшись от некоторых из своих картин, Де Кирико продолжил поиски, в которых сочетались техническое мастерство и уважение традиции, интерес к археологии («Лошади», 1952) и к барокко («Автопортрет», 1966). Его перу принадлежит книга «Воспоминания о моей жизни» (1945).

Любителям живописи хорошо известно имя художника Джорджо Моранди (1890 – 1964), мастера натюрмортов в духе магического реализма. Не вмешиваясь в бурные политические конфликты своего времени, Моранди всегда был верен принципам эстетического аскетизма, в том числе и в колорите, где предпочитал мягкие, приглушенные тональности, лишь иногда тревожащие внезапным контрастом. Среди его работ отметим «Метафизический натюрморт» (1918, Эрмитаж).

Из итальянских художников-портретистов XX века выделим Феличе Казорати (1886 – 1963) и Пьетро Аннигони (1910 – 1988), на стиль которого оказала влияние итальянская портретная живопись эпохи Ренессанса. Кисти Аннигони принадлежат портреты президента США Дж. Ф. Кеннеди (1961, частная коллекция) и королевы Великобритании Елизаветы II (1955, Национальная портретная галерея, Лондон).

Творчество итальянской художницы Биче (Беатриче) Ладзари (1900 – 1981) получило признание лишь после Второй мировой войны. Сегодня ее произведения находятся в крупнейших музеях мира.

В заключение необходимо сказать несколько слов о крупнейшем итальянском живописце и графике XX века Ренато Гуттузо (191 2 – 1987), который по праву считается главой неореализма в итальянском изобразительном искусстве. Кстати, его имя, в отличие от других итальянских художников прошлого века, было хорошо известно в Советском Союзе. Дело в том, что на протяжении многих лет Гуттузо был активным членом Итальянской компартии. Для его творчества характерны героико-монументальные сцены народной жизни и революционной борьбы, картины, обличающие противоречия современного мира («Расстрел», 1938; «Толпа», 1960; «Корзина, клещи и молоток», 1961).

В настоящее время активно работают такие известные современные итальянские художники, как Сандро Киа (р. 1946), Энцо Кукки (р. 1949), Франческо Клементе (р. 1952).

Музыка

На формирование итальянской музыки на ранних этапах ее развития большое влияние оказала музыкальная культура Древнего Рима. В духовых инструментальных ансамблях итальянских городов Средневековья наряду с пифферари (исполнителями на деревянных духовых инструментах) видное место занимала медь (так именовались еще в Древнем Риме исполнители на медных духовых инструментах – трубачи, тромбонисты). Древний Рим передал итальянской музыке по наследству также высокую вокальную культуру.

Другой важнейшей составляющей итальянской музыкальной культуры явилось мелодическое богатство народной песни и танца.

Уже в VII веке завершается процесс формирования канонического григорианского хорала (canto gregoriano), то есть традиции литургии римско-католической церкви. Сам термин происходит от имени Григория I Великого (Папа Римский в 590 – 604), которому традиционно приписывается авторство большинства песнопений римской литургии.

Гвидо д’Ареццо

К началу XI века крупным центром музыкальной культуры Италии становится Тоскана. Здесь протекала деятельность Гвидо д’Ареццо (ок. 992 – ок. 1050), первого итальянского музыкального теоретика. Его реформа нотного письма стала основой современной нотации. В центре Тосканы – во Флоренции – складывается направление Ars nova (Новое искусство) – музыкальный стиль раннего Возрождения, положивший начало расцвету светских лирических и жанровых песен (мадригал, баллата, качча), а также инструментальной музыки. Теоретиком Ars nova стал композитор конца XIII – начала XIV века Маркетто Падуанский. Его учение оказало большое влияние на развитие ренессансной музыкальной науки.

Светское музицирование этой эпохи ярко отражено в живописи того времени и в литературе (например в «Декамероне» Дж. Боккаччо). Дальнейшее развитие получает также церковная музыка. Популярными становятся лауды – одноголосные и многоголосные хвалебные песнопения.

Крупнейшим итальянским композитором этого времени был флорентиец Франческо Ландини (ок. 1325 – 1397). Много лет он работал органистом церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, прославился как виртуоз-импровизатор, автор многочисленных баллад и мадригалов. Сохранилось около 150 его композиций.

Франческо Ландини

С эпохой Возрождения связан дальнейший рост светской музыкальной культуры, значительное усиление влияния народной музыки. Появляются новые формы музыкально-общественной жизни – музыкальные академии и профессиональные музыкальные учебные заведения нового типа – консерватории. Интересно, что первоначально консерваториями назывались городские приюты для детей-сирот, где, помимо других наук, детей обучали также и музыке (первая – в Неаполе в 1537 г.).

Величие искусства яснее всего проявляется в музыке. В музыке нет ничего материального; это чистая форма, возвышающая и облагораживающая все, что поддается ее выражению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: