Риск — это ситуационная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствий в случае неуспеха. В психологии это понятие раскрывается в основном в аспекте принятия риска — активного предпочтения специалистом опасного варианта действий неопасному. Выяснено, что в групповой дискуссии каждый член группы пересматривает свое решение, с тем чтобы приблизить его к некоторому групповому стандарту рискованности.
Инструкция: оцените степень своей готовности совершить действия, о которых вас спрашивают. При ответе на каждый из 25 вопросов поставьте соответствующий балл по следующей схеме:
2 балла — полностью согласен, полное «да»;.
1 балл — больше «да», чем «нет»;
0 баллов — ни «да», ни «нет», нечто среднее;
—1 балл — больше «нет», чем «да»;
—2 балла — полное «нет».
Вопросы | Ответ (2 1 0 -1-2) |
1. Превысили бы вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тяжелобольному человеку? | |
2. Согласились бы вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции? | |
3. Стали бы вы на пути убегающего опасного взломщика? | |
4. Могли бы вы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/час? | |
5. Можете ли вы на другой день после бессонной ночи нормально работать? | |
6. Стали бы вы первым переходить очень холодную реку? | |
7. Одолжили бы вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он сможет вам вернуть эти деньги? | |
8. Вошли бы вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, что это безопасно? | |
9. Могли бы вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу? | |
10. Могли бы вы без тренировки управлять парусной лодкой? | |
11. Рискнули бы вы схватить за уздечку бегущую лошадь? | |
12. Могли бы вы после 10 стаканов пива ехать на велосипеде? | |
13. Могли бы вы совершить прыжок с парашютом? | |
14. Могли бы вы при необходимости проехать без билета от Таллина до Москвы? | |
15. Могли бы вы совершить автотурне, если бы за рулем сидел ваш знакомый, который совсем недавно побывал в тяжелом дорожном происшествии? | |
16. Могли бы вы с 10-метровой высоты прыгнуть на тент пожарной команды? | |
17. Могли бы вы, чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом, пойти на опасную для жизни операцию? | |
18. Могли бы вы спрыгнуть с подножки товарного вагона, движущегося со скоростью 50 км/час? | |
19. Могли бы вы в виде исключения вместе с семью другими людьми подняться в лифте, рассчитанном только на шесть человек? | |
20. Могли бы вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный уличный перекресток? | |
21. Взялись бы вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили? | |
22. Могли бы вы после 10 рюмок водки вычислять проценты? | |
23. Могли бы вы по указанию вашего начальника взяться за высоковольтный провод, если бы он заверил вас, что провод обесточен? | |
24. Могли бы вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом? | |
25. Могли бы вы, имея билеты, но без денег и продуктов, доехать из Москвы до Хабаровска? | |
Баллы: |
Ключ: подсчитайте сумму набранных вами баллов в соответствии с инструкцией.
|
|
|
|
Общая оценка теста дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения. Положительные ответы свидетельствуют о склонности к риску. Значения теста: от —50 до +50 баллов.
Результат:
меньше — 30 баллов — слишком осторожны;
от —10 до +10 баллов — средние значения;
свыше +20 баллов — склонны к риску.
Ваш уровень: ______________________________________________________
Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач. Готовность к риску прямо пропорционально связана с числом допущенных ошибок.
Исследования[2] дали также следующие результаты:
• с возрастом готовность к риску падает;
• у более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных;
• у женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин;
• у военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов;
• с ростом отверженности личности и в ситуации внутреннего конфликта растет готовность к риску;
в условиях группы готовность к риску проявляется сильней, чем при действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий.
Задание 2. «Юристу должно быть присуще устойчивое положительное отношение к праву и практике его применения, что означает максимально высокую степень согласия с правовой нормой (с законодателем), понимание полезности, необходимости и справедливости ее применения, привычку соблюдать закон»[3].
Ø О каком виде правосознания рассуждает И.И. Аминов?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ø Выделите в этих рассуждениях механизм формирования правосознания сотрудников органов внутренних дел.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ø Оцените, насколько ваш уровень правосознания соответствует перечисленным требованиям?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Проанализируйте ниже приведенный отрывок и ответьте на вопросы.
«… Самые распространенные виды ДТП, которые приводят к большому числу пострадавших – это наезды на пешеходов, столкновения и опрокидывания транспортных средств, в результате не соблюдения водителями скоростного режима и нарушения ПДД.
Проводимая оценка причин и условий, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий, показывает на пренебрежительное отношение к собственной безопасности со стороны граждан. Госавтоинспекция обращается к пешеходам и водителям – не пренебрегать Правилами дорожного движения, беречь свою жизнь и окружающих!...»[4].
Ø Почему, несмотря на занятия в автошколах, проводимые профилактические мероприятия, разъяснительную работу, административные меры, уровень правосознания отдельных водителей можно определить как низкий?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ø Что, на Ваш взгляд, нужно предпринять, чтобы участники дорожного движения вели себя на дороге, согласуясь с правилами дорожного движения?
|
|
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание выполнил ______________________________________________________
Замечания преподавателя _______________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________