Инструкция. Вам надо прочитать каждое из предложенных ниже суждений и ответить «да» или «нет», выражая согласие или несогласие с ними. Будьте внимательны и искренни.
Опросник | Ответ | |
Да | Нет | |
1.Мой принцип в отношениях с людьми: доверяй, но проверяй. | ||
2.Лучше думать о человеке плохо и ошибиться, чем наоборот (думать хорошо и ошибиться). | ||
3.Высокопоставленные должностные лица, как правило, ловкачи и хитрецы. | ||
4.Современная молодежь разучилась испытывать глубокое чувство любви. | ||
5.С годами я стал более скрытным, потому что часто приходилось расплачиваться за свою доверчивость. | ||
6.Практически в любом коллективе присутствует зависть или подсиживание. | ||
7.Большинство людей лишены чувства сострадания к другим. | ||
8.Большинство работников на предприятиях и в учреждениях стараются прибрать к рукам все, что плохо лежит. | ||
9.Большинство подростков сегодня воспитаны хуже, чем когда бы то ни было. | ||
10.В моей жизни часто встречались циничные люди. | ||
11.Бывает так: делаешь добро людям, а потом жалеешь об этом, потому что они платят неблагодарностью. | ||
12.Добро должно быть с кулаками. | ||
13.С нашим народом можно построить счастливое общество в недалеком будущем. | ||
14.Неумных вокруг себя видишь чаще, чем умных. | ||
15.Большинство людей, с которыми приходится иметь деловые отношения, разыгрывают из себя порядочных, но по сути они иные. | ||
16.Я очень доверчивый человек. | ||
17.Правы те, кто считает, что надо больше бояться людей, а не зверей. | ||
18.Милосердие в нашем обществе в ближайшем будущем останется иллюзией. | ||
19.Наша действительность делает человека стандартным, безликим. | ||
20.Воспитанность в моем окружении на работе - редкое качество. | ||
21.Я практически всегда останавливаюсь, чтобы дать по просьбе прохожего жетон для телефона-автомата в обмен на деньги. | ||
22.Большинство людей готовы совершить безнравственные поступки ради личных интересов. | ||
23.Люди, как правило, безынициативны в работе. | ||
24.Большинство пожилых людей показывают свою озлобленность каждому. | ||
25. Большинство людей на работе любят посплетничать друг о друге. |
Обработка и интерпретация данных
|
|
Завуалированная жестокость в отношении к людям, в суждениях о них.
Вернитесь, пожалуйста, к вопросам, на которые вы отвечали в самом начале раздела. О завуалированной жестокости в отношениях к людям свидетельствуют такие варианты ответов (в скобках указывается количество баллов, начисляемых за соответствующий вариант):1 - да (3); 6-да(3); 11 - да (7); 16-нет (3); 21-нет (4).
|
|
Набранный балл____________
Максимально можно набрать 20 балов. Чем больше заработанных баллов, тем отчетливее выражена завуалированная жестокость в отношении к людям.
Открытая жестокость в отношении к людям
Личность не скрывает и не смягчает свои негативные оценки и переживания по поводу большинства окружающих: выводы о них резкие, однозначные и сделаны, возможно, навсегда. Об открытой жестокости вы можете судить по таким вопросам из выше приведенного опросника: 2 - да (9); 7 - да (8); 12 - да (10); 17 - да (10); 22 - да (8).
Набранный балл____________
Обоснованный негативизм в суждениях о людях
Выражается в объективно обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия.
Обоснованный негативизм обнаруживается в таких вопросах и вариантах ответов: 3 - да (1);8-да(1); 13- нет(1); 18-да(1); 23-да(1).
Набранный балл____________
Максимальное число баллов - 5, набрать их не считается зазорным. Однако обращает на себя внимание особый тип опрашиваемых. Они демонстрируют весьма выраженную жестокость - завуалированную или открытую, либо и ту и другую сразу, но в то же время словно носят розовые очки: то, что вызывает обоснованный негативизм, они не замечают.
Брюзжание, то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношения с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью
О наличии такого компонента в негативной установке свидетельствуют следующие вопросы из упомянутого опросника: 4 - да (2); 9 - да {2}; 14 - да (2); 19 - да (2); 24 - да (2). Максимальное количество баллов - 10.
Набранный балл____________
Негативный личный опыт общения с окружающими
Данный компонент установки показывает, в какой мере вам повезло в жизни на ближайший круг знакомых и партнеров по совместной деятельности (в предыдущих показателях оценивались скорее общие ситуации). О негативном личном опыте контактов свидетельствуют вопросы: 5-да (5); 10-да (5); 15-да (5); 20-да (4); 25 - да (1). Максимально возможное число баллов - 20.
Набранный балл____________
Задание 2. Психология может дать ряд объяснений многим загадкам поведения жертв преступлений. Специалисты в области виктимологии (наука о поведении жертвы) в результате исследований показали, что преступнику требуется в среднем семь секунд для визуальной оценки потенциального объекта для нападения – его физической подготовки, темперамента и т.п. В этой связи можно выделить два типа людей – тех, кого выбирают в качестве жертвы и тех, кого не выбирают в качестве таковой.
Ø Опишите примерный перечень поведенческих проявлений жертвы и «не-жертвы».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ø Дайте рекомендации тем людям, которые относятся к «группе риска» (жертвам), поскольку в результате такой работы (самосовершенствования) они могут подсознательно проявить готовность к отпору при встрече с преступником.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Опираясь на психолого-криминологические знания, объясните, какие категории правонарушителей дорожного движения отличаются наибольшей преступной активностью: 1) учащиеся школ и дошкольных учреждений; 2) студенты; 3) лица среднего возраста; 4) пожилые лица; 5) лица с алкогольной и наркотической зависимостью. Расположите данные категории в порядке убывания рангов (1 – наивысшая преступная активность; 5 – низшая преступная активность). Аргументируйте ранжированный ряд, приведите соответствующие примеры.
|
|
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание выполнил ______________________________________________________
Замечания преподавателя _______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________