Деятельность как способ человеческого

Бытия

Действие, поведение, деятельность

На протяжении всей своей жиз­ни человек постоянно соверша­ет те или иные действия, всту­пая в контакты с миром и дру­гими людьми. Иначе и быть не может - ведь он сущест­вует в природе и в обществе, зависит от них и так или иначе реагирует на те условия, в которые ставит его ре­альное бытие. Иными словами, в действиях человек про­являет себя, свою индивидуальность и активность, воп­лощает свое бытие, и можно сказать, что для него действовать - значит, быть.

Однако человеческие действия далеко не равноценны по своей ориентации и роли. Во-первых, они могут быть направлены на то, чтобы в той или иной мере приспосо­биться к существующим условиям бытия, к тем требо­ваниям, которые предъявляет к каждой личности ее «жизненный мир» - как природный, так и социальный. Такого рода совокупные действия человека принято на­зывать поведением - с его помощью человек старается изменить не мир, в котором он живет, а самого себя, что-


бы быть как можно больше адекватным этому миру, лучше соответствовать ему. Так, наше поведение в обще­стве всегда предполагает определенное приспособление к требованиям, предъявляемым нам в семье и в школе, правилам поведения в общественных местах, нормам об­щения с друзьями и т. д.

Вместе с тем для большинства людей характерны ак­тивные действия, направленные на то, чтобы в опреде­ленной степени преобразовать нынешние условия на­шего бытия, сделать их более достойными нас, облегча­ющими жизнь человека (и всего человечества!). Именно такого рода систему человеческих действий и называют обычно деятельностью. С ее помощью человек переде­лывает мир, создает огромное множество таких вещей и процессов, которые не могут возникнуть естественным путем (здания, машины, компьютеры, произведения ис­кусства и т. д.).

Для деятельности характерно наличие ряда призна­ков, существенно отличающих её от обычного поведе­ния: у последнего они или отсутствуют совсем или же присутствуют в зачаточном и неявном виде. Чаще всего признаками деятельности считаются:

определенная цель, обычно четко осознанная и хоро­шо продуманная (поведение же часто бывает стихий­ным, бесцельным и даже бессмысленным);

программа, в которой предусматриваются конкрет­ные способы активных действий, их последователь­ность, возможные результаты и т. д., т. е. своеобразная логика деятельности (наличие подобных программ в по­ведении - достаточно редкий случай);

свобода, означающая возможность выбора челове­ком предметов для преобразования целей, способов дея­тельности, ожидаемых результатов и т. д. Разумеется, свобода деятельности всегда относительна, ибо она «скована» определенными рамками - объективными законами, реальными возможностями и т. п. (конечно, элементы свободы присутствуют и в поведении; более того, зачастую она понимается человеком анархистски -вед у себя так, как хочу, что рано или поздно входит в противоречие с реальными жизненными обстоятель­ствами);





творчество, стремление человека создать в резуль­тате деятельности нечто принципиально новое, отсут­ствующее до сих пор в реальности. Справедливости ради следует отметить, что далеко не всякая деятельность об­ладает творческим характером - скажем, деятельность по производству серийных предметов потребления (ее можно назвать репродуктивной, т. е. воспроизводящей то, что уже есть в наличии. Но и она со временем обога­щается творческими моментами, ведущими к совершен­ствованию продукции). В поведении же, которое опира­ется обычно на традиционные образцы и нормы, творче­ство, пожалуй, весьма уникальное явление.

Таким образом, деятельность человека всегда пред­ставляет собой некую продуманную технологию преоб­разования реальности, подчиняющуюся определенным правилам и нормам и служащую поставленным целям. Такая технология есть важнейший компонент культуры общества, активный фактор, порождающий новый мир человеческого бытия.

В любой деятельности можно выявить некую общую структуру, включающую, как правило, две основные составляющие - субъективную и объективную. К субъ­ективной относят все то, что в первую очередь связано с «человеческим фактором» деятельности - самого чело­века, его активные действия, поставленные им цели и задачи, разработанную программу действий и т. д. О б ъ­е кт ив н ая составляющая включает в себя, главным об­разом, материальные компоненты деятельности - ис­ходные предметы и материалы, законы их бытия, спосо­бы и средства их преобразования, результаты (основной и побочные) и др. Очевидно, что хотя субъективная сто­рона деятельности является ведущей в преобразовании мира, активным и творческим началом этого процесса, объективные параметры выступают весьма важным ус­ловием деятельности - они могут как способствовать ее успеху, так и сдерживать ее (достаточно вспомнить, на­пример, о том, как недостаточное финансирование суще­ственно замедляет, - а иногда даже блокирует - деятель­ность коллективов ученых и инженеров по созданию но­вых лекарственных препаратов).


Виды деятельности

К философской характеристи­ке деятельности следует отнес­ти представление о видах дея­тельности. Понятие «вид деятельности» может быть рассмотрено на следующих уровнях, отличающихся друг от друга сферой деятельности и ее содержательной спецификой.

Во-первых, на самом высоком уровне анализа можно выделить материальную (практическую) и духовную (интеллектуальную) деятельности. Практическая дея­тельность связана с преобразованием материальных ве­щей и явлений и включает главным образом:

• производственную деятельность (создание предмет­ных благ, товаров и услуг);

• социальную деятельность (преобразование общест­венных структур - например, социальные реформы);

• научную деятельность (различные формы научного эксперимента).

Интеллектуальная деятельность предполагает произ­водство идей - философских, научных, религиозных, художественных, этических и т. д. Все они выступают результатом интеллектуальной деятельности конкрет­ных людей и всего человечества и составляют культур­ный багаж последнего. Вместе с тем очевидно, что эти два вида деятельности - практическая и духовная - су­ществуют, как правило, в активных действиях человека в неразрывном единстве: любая идея так или иначе воз­никает из общественной практики и опирается на нее, а практическая деятельность (в большинстве случаев) есть не что иное, как воплощение в жизнь определенных идей, их своеобразная «материализация» (скажем, пер­сональный компьютер есть «опредмеченная» идея, рож­денная интеллектуальными усилиями Б. Гейтса и его сотрудников).

Во-вторых, на среднем уровне анализа можно обозна­чить несколько более узкие (но вместе с тем присущие всему человечеству) сферы деятельности. Так, философ и политолог XX в. X. Аренде предложила выделять три

1См.: Арендт, X. Vita activa, или О деятельной жизни / X. Арендт. СПб., 2000. С. 14-15.





основных вида деятельности - соответственно тому, ка­кое условие человеческой жизни обеспечивает каждый из них:

труд (работа), ответственный за приготовление ве­щей, необходимых для удовлетворения биологических потребностей человека;

создание (изготовление), продуцирующее искус­ственный мир вещей и во многом снимающее зависи­мость человеческого существования от предметов и объектов;

действие (поступок), которое развертывается «пря­мо между людьми» (без посредничества материалов и ве­щей) и обеспечивает человеку пребывание среди людей. В этом виде деятельности каждый человек пытается в чем-то изменить своего друга, коллегу и т. д., но при этом может измениться и сам.

Разумеется, границы между этими видами деятель­ности весьма условны и подвижны, так как в реальной жизни человечества они связаны между собой и подразу­мевают друг друга: так, успешное создание мира немыс­лимо сегодня без надлежащего удовлетворения биологи­ческих потребностей человека и его общения с другими людьми.

И, наконец, на наиболее низком, третьем, уровне ана­лиза деятельности речь обычно идет о ее конкретных, специализированных видах, т. е. о профессиональной де­ятельности. Она связана, как правило, с довольно ло­кальной сферой реальности, с производством специфи­ческих продуктов, решением вполне конкретных при­родных или социальных задач: выращивания хлеба, пе­чатания книг, лечения больных, воспитания детей, соз­дания научной теории и т. д. Чтобы делать все это на должном уровне, с необходимым качеством результата, надо быть специалистом, обладающим определенными знаниями и навыками, профессионалом своего дела (не случайно слово «профессия» происходит от лат. рго^Иеог - объявляю своим делом).

Профессия, т. е. тот вид трудовой деятельности, кото­рый человек - свободно или под влиянием определен­ных обстоятельств - выбирает для себя, становится, как правило, делом всей его жизни, определяет его судьбу. Разумеется, в силу различных социальных и личных


причин человек может и поменять ее, но все же чаще он становится, например, учителем, живет им и, даже вый­дя на пенсию, остается таковым. Будучи «делом, которо­му ты служишь» (вспомните одноименный роман Ю. П. Гер­мана), профессиональная деятельность неоднозначно воздействует на человека. С одной стороны, она может сделать его настоящим знатоком своего дела, маэстро профессии, раскрывает способности личности в опреде­ленной сфере деятельности (правда, довольно узкой). С другой стороны, любая специализация неизбежно за­мыкает человека в рамки его профессии, ограничивает возможности его самореализации, делает в значитель­ной мере одномерным его мировоззрение и мышление. Специалист привыкает смотреть на мир как бы через призму своей профессии, зацикливается на ней, начи­нает считать свое дело самым важным для общества. Иными словами, как правило, складывается ситуация, когда не человек владеет профессией, а профессия как бы владеет человеком...

Таким образом, активно работая в той или иной сфе­ре деятельности - материальной или духовной, творче­ской или репродуктивной и, конечно же, профессио­нальной - человек живет в природе и обществе. Деятель­ность, труд есть не что иное, как способ бытия человека в мире, они превращают каждого субъекта в homo faber («человека производящего»), который живет, чтобы трудиться, и должен трудиться, чтобы жить.

7.2. Мировоззренческие параметры профессиональной деятельности

Структура мировоз­зрения

Вся жизнь человека, его пове­дение и деятельность (во всех ее формах) так или иначе связаны с мировоззрением личности. Вспомним, что мировоззрение представляет собой сово­купность взглядов человека на мир и свое место в нем, и его центральным вопросом является отношение челове­ка к миру. Эти взгляды могут быть как стихийными, так и осознанными: если в первом случае они находятся пре­имущественно на уровне обыденного сознания, то во вто-





ром - поднимаются зачастую до теоретического уровня, приобретают - в той или иной мере - научный характер. Однако в любом случае мировоззрение есть довольно сложное духовное образование, в котором можно выде­лить следующие основные элементы:

знания - представляющие собой, как уже говори­лось ранее, более или менее достоверные сведения о ми­ре. По своей общности и значимости мировоззренческие знания весьма различны: человек обычно обладает как предельно общими знаниями (философскими, религиоз­ными, научными и др.), так и сравнительно частными (например, специальными, профессиональными) и даже сугубо индивидуальными, относящимися лишь лично к нему;

убеждения - знания, как бы пропущенные через личный опыт человека, соотнесенные с ним. Убеждение есть такое знание, в истинности которого человек уве­рен, хотя часто убеждения могут быть объективно оши­бочными, основанными на заблуждениях;

ценности - идеи, представления, знания и т. п., ко­торые наиболее важны и значимы для человека и кото­рыми он руководствуется в жизни;

идеалы - некие высшие цели, совершенные образцы (социальной жизни, человеческого поведения, профессио­нальной деятельности, личностных отношений и т. д.), к которым человек и человечество обычно стремятся, но ко­торые, как правило, реально недостижимы: в мире нет «идеального общества», «идеальных людей» и пр.

Деятельность в зеркале мировоззрения

Очевидно, что все названные элементы мировоззрения не от­делены друг от друга жесткими гранями, они взаимопересека­ются, перетекают друг в друга. Так, личные убеждения обычно представляют большую ценность для человека и часто касаются тех или иных идеалов: «Я убежден, что на Земле может быть построено абсолютно справедливое общество». Но так или иначе все они входят в структуру мировоззрения, определяют содержание и смыслы чело­веческой жизни и деятельности - в том числе и профес­сиональной. Именно на них опирается человек в поис­ках ответа на самые важные мировоззренческие вопро-


сы: в чем смысл моей жизни? Во имя чего я тружусь? Ка­кими способами я имею право реализовать свои жизнен­ные цели? Понятно, что ответы людей на подобные воп­росы во многом зависят от характера их мировоззрения, тех убеждений, ценностей и идеалов, которые домини­руют в нем. Старая притча рассказывает, что у двух раз­норабочих, занятых на постройке церкви, спросили: «Чем вы здесь занимаетесь?» Один ответил: «Ты разве не видишь - таскаю камни!» Другой же сказал: «Я строю храм». Нет надобности говорить, насколько различают­ся мировоззренческие ценности этих людей...

Одним из наиболее значимых явлений, которые чело­век часто «просматривает» через призму своего мировоз­зрения, выступает его профессиональная деятельность (труд), ее смысл и ценность. Очевидно, что отношение личности к своей профессии во многом определяется той оценкой труда, которая преобладает в общественном соз­нании, - а она была различной в конкретно-историче­ские эпохи. Так, в античной Греции физический труд был уделом рабов и ремесленников и считался недостой­ным занятием для свободного гражданина: его деятель­ность сводилась к интеллектуальным деяниям в сфере философии, науки, искусства. В эпоху средневековья труд оценивался как своего рода наказание, назначен­ное когда-то Богом человеку за его грехопадение («В по­те лица своего будешь есть хлеб» - Библия. Бытие, 3.19), а жизнь духовная считалась выше практически-деятельной. В капиталистическом обществе трудолюбие и предприимчивость, напротив, были провозглашены (прежде всего в этике протестантизма) высшими добро­детелями человека, а труд стал рассматриваться как ат­рибут его бытия. И сегодня любая профессиональная де­ятельность (и практическая, и интеллектуальная) счи­тается не столько формой самореализации человека, сколько средством для обеспечения его существования. Еще Маркс отмечал, что «никто не может сделать что-нибудь, не делая это вместе с тем ради какой-либо из сво­их потребностей»!. Другое дело, что эти потребности -

1Маркс, К. Сочинения: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. М., 1961. Т. З.С. 245.






V:



как источник профессиональной активности личности не должны сводиться к материальным благам, а глав­ным занятием человека «должна быть сама жизнь, а не производство средств жизни»!.

Мировоззрение и про­фессиональное мыш­ление

Вместе с тем мировоззрение специалиста определяет не только его общую оценку своей профессиональной деятельнос­ти, но в значительной мере и ее конкретику - те методы, нормы и правила мышления и практических действий, которые он использует в трудо­вой сфере. Все они, так или иначе, базируются на тех знаниях, которыми владеет специалист, и на имеющем­ся у него практическом опыте. Наиболее отчетливо уро­вень культуры деятельности любого специалиста прояв­ляется в стиле профессионального мышления - устойчи­вой системе принципов, правил и норм теоретико-прак­тического мышления, направляющих и регулирующих его трудовую деятельность. Система таких профессио­нальных регулятивов есть, по существу, конкретное проявление мировоззрения в его деятельностной, опера­циональной форме - здесь работают все его элементы: знания, убеждения, ценности и идеалы. При этом мож­но обнаружить некоторую зависимость: чем более стан­дартные, шаблонные задачи решает специалист, тем ча­ще он обращается к привычным для него эмпирическим знаниям и практическим навыкам (скажем, он хорошо знает методы и правила обработки металлов давлением); и наоборот, чем более нетривиальна проблема, вставшая перед ним (например, как правильно оценить новые факты и обобщить их), тем более необходимо ему теоре­тическое, методологическое и философское знание. По­этому стиль профессионального мышления складывает­ся из регулятивов различной степени общности и значи­мости - от специально-практических до научно-теорети­ческих и философских. Роль первых и вторых в профес­сиональной деятельности очевидна и «прозрачна», по-

1Джохадзе, И. Homo faber и будущее труда / И. Джохадзе // Ло­гос. 2004. № 6.С. 14.


этому остановимся лишь на философской составляющей культуры специалиста.

Подлинный мастер своего дела должен быть по боль­шому счету и своеобразным «практическим филосо­фом», т. е. обладать определенной системой философ­ских знаний и уметь применять их для анализа самых различных ситуаций - житейских, профессиональных, общественных. Поэтому в стиле его мышления должно быть «философское ядро» - комплекс философско-методологических предписаний, ориентирующих специа­листа в его активной трудовой деятельности. Анализ профессионального мышления показывает, что в его различных типах можно выявить некоторые общие фи­лософские принципы и установки. К основным из них можно отнести следующие:

принцип объективности, требующий от специалис­та умения непредвзято оценивать реальность, строить стратегию и тактику профессиональной деятельности в соответствии с истинным (объективным) положением вещей, отличать желаемое от действительного, избав­ляться от социальных и иных иллюзий и т. п.;

принцип всесторонности, предполагающий стрем­ление учитывать как можно больше свойств и связей объекта своей деятельности, умение выходить за рамки узкоспециализированных представлений, усваивать знания и опыт других профессий (в первую очередь смежных) и др.;

принцип историзма, ориентирующий на анализ и учет эволюции предмета деятельности (его прошлого, настоящего и возможного будущего - вспомним, напри­мер, медицинский термин «история болезни»), на стрем­ление увидеть в настоящем элементы будущего и наме­тить тенденции их развития, на умение отказываться от устаревших теоретических догм и практических мето­дов, новаторски подходить к делу;

принцип противоречивости, нацеливающий специ­алиста на подход к предметам и явлениям как единству противоположных тенденций, свойств и отношений -например, учет сложного взаимодействия личных и об­щественных интересов в трудовом коллективе, двой­ственного влияния научно-технических новаций на





устоявшуюся технологию предприятия и т. д. Сегодня этот принцип должен быть дополнен своеобразным «правилом кооперативное™» (в контексте достижений синергетики): следует выявлять не только противоречи­вые элементы системы, но и такие, согласованные (ко­оперативные) действия которых могут привести ее к бо­лее совершенным состояниям и качествам;

принцип «человекоразмерности», требующий гума­нистического подхода к профессиональной деятельнос­ти - ее ориентации на посильное решение, прежде всего, человеческих проблем (а не, скажем, чисто техниче­ских), на предвидение нежелательных побочных после­дствий активности специалиста, на учет этических, эс­тетических, экологических факторов человеческого бы­тия. Иными словами, сегодня, в век небывалого научно-технического прогресса, особенно необходима гумани­тарная экспертиза всех видов профессиональной дея­тельности - особенно инновационных.

Список философско-мировоззренческих регулятивов деятельности специалиста можно было бы продолжить -ведь практически любое положение философской тео­рии обладает, строго говоря, методологическим потен­циалом. Подчеркнем лишь главное - именно философ­ская культура делает профессиональное мышление спе­циалиста творческим, раскованным, критическим, при­дает ему дополнительные «степени свободы» и в конеч­ном счете делает профессионала самобытной личностью, способной к самостоятельному выбору необходимых действий и неординарным решениям стоящих перед ним проблем.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое деятельность? Чем она отличается от поведе­ния? Каковы основные признаки деятельности?

2. Какова, общая структура деятельности?

3. Назовите уровни и виды деятельности.

4. Что такое профессиональная деятельность?

5. В чем заключается значение мировоззрения для деятель­ности человека?

6. Как в истории человечества менялось отношение к трудо­вой деятельности?


7. Что такое стиль профессионального мышления?

8. Назовите главные философские регулятивы деятельности.

Литература

Арендт, X. Vita activa, или О деятельной жизни / X. Арендт. СПб., 2003.

Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990.

Джохадзе, И. Homo faber и будущее труда / И. Джохадзе // Логос. 2004. Мб. С. 3-17.

Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. М., 1990.

Философский словарь студента. Минск, 2003.

Яскевич, Я. С. Философия в вопросах и ответах / Я. С. Яскевич. Минск, 2003.




Заключение

Приоритеты философии в начале третьего

тысячелетия

Современная философия - это диалог культур, фило­софских учений, структур бытия и человека, его эмо­ций, переживаний, ценностей и смыслов. Все это и есть поиск своего бытия, устремленный к первоначалам и фундаментальным принципам устройства мира, его поз­нания и отношения к природе, социуму и духовной жиз­ни. Мысль обращается к мудрости в своем желании к освоению мира в его полиструктурности и многообра­зии, за которыми открывается жизненная реальность индивидуального и универсального события. Филосо­фия становится и открытием новых горизонтов «опыта души», глубинной сопричастности человека всему миру.

В конце XX в. стало ясно, что акт философствования в конечном итоге возможен только в духовном простран­стве полифонического взаимообогащения и взаимопро­никновения, использующем логически упорядоченные смыслы и понятия, в их приобщенности к универсально­му пониманию космоса, природы, общества, человека. Ценностно-смысловая неисчерпаемость, подлинность, межсубъектная, этически объективная сопричастность человека и мира, трудности восприятия альтернативно­го и многозначного создают ситуацию поиска выхода из тупика противостояний: материализм - идеализм, объ­ективизм - субъективизм, рациональное - иррациональ­ное. В этом процессе сталкиваются стремление к систем­ной законченности концептуальных построений с логи­чески четким и ясным терминологическим аппаратом, очищенным от субъективности, и возведенной в «систе-


му» принципиальной внесистемностью, поэтизированием философского логоса, афористичностью мысли и сло­ва, ассоциативностью живого языка, ценностно-эмоцио­нальным видением мира, которые и претендуют на адекватное и истинное отражение и познание бытия. Мир идей и мир вещей предстоит объединить с миром переживаний и миром ценностей.

Современные философские течения отражают новые реальности бытия и радикальную смену понимания че­ловека, его переживаний, мировоззрения, мировосприя­тия, мироощущения, отношения к природе, к состоя­нию изменяющегося общества, к становлению новых ар­хетипов, к производству как материального, так и ду­ховного.

Философия стремится раскрыть природу целого в субъекте познания и деятельности, а универсальной формой ее выражения оказывается культура и практи­ка. Закономерно, что современная философия становит­ся практической философией, - философской антропо­логией, философской риторикой, философией пола, любви, смерти, духа, культуры, техники, науки, поли­тики, педагогики, права и т. п.

Становление философии конца XX - начала XXI в. сопровождается глубокими качественными изменения­ми в содержании и структуре философского мышления по сравнению с его предшествующими формами. Однако переход на качественно новый виток развития в соци­альном, духовном, культурном отношениях - на сегод­няшний день лишь реальная возможность выхода его из глобального кризиса, но далеко еще не реализованное состояние. Человечество должно овладеть в полном объ­еме достижениями многовекового развития духовной культуры, наукой разумного управления и регулирова­ния мировыми процессами. Эта задача не может быть ре­шена вне современного философского знания о мире, раскрытия причин и механизмов функционирования природных, антропологических, социальных и техни­ческих явлений в их взаимодополнимости и взаимосвя­зи как специфически особых элементов единого мирово­го бытия. Основной задачей современной философской мысли становится выработка новых стратегических





приоритетов отношения к природному, социальному и человеческому миру, идеалов открытости, коммуника­тивного единства человечества, диалога и взаимообога­щения различных культур. Глобализационные процес­сы поворачивают современную философию лицом к ми­ровым проблемам и задают новые горизонты философ­ского поиска.


Оглавление

Введение............................................................................ 3

ГЛАВА 1. Что такое философия?..................................... 7

1.1. Проблема начала философии................... 7

1.2. Философия в системе мировоззрения.... 19

Контрольные вопросы и задания........................................ 43

Литература...................................................................... 44

ГЛАВА 2. Историко-философское введение.................... 45

2.1. Философия Древнего Востока................... 45

2.2. Античная философия................................. 51

2.3. Средневековая философия......................... 59

2.4. Философия эпохи Возрождения............... 63

2.5. Философия Нового времени...................... 66

2.6. Философия эпохи Просвещения.................. 69

2.7. Философия XIX - начала XX века............ 70

2.8. Философия и национальное самосознание 76

2.9. Современная философия.............................. 80

Контрольные вопросы и задания....................................... 87

Литература........................................................................ 88

ГЛАВА 3. Философия бытия............................................ 89

3.1. Фундаментальные понятия онтологии... 89

3.2. Основные виды и атрибуты бытия............ 92

3.3. Бытие человека в мире............................ 106

Контрольные вопросы и задания..................................... 111

Литература..............................................................112

ГЛАВА 4. философия познания................................,. 113

4.1. Основные проблемы и понятия гносеоло­гии.113



4.2. Структура и динамика познавательного процесса 124

4.3. Научное познание: специфика, структура, динамика 130

Контрольные вопросы и задания.................................... 137

Литература.................................................................. 138

ГЛАВА 5. Философия человека....................................... 139

5.1. Проблема человека в философии и науке 139

5.2. Философские концепции антропосоциогенеза 157

5.3. Современная философская антропология 179

Контрольные вопросы, и задания................................... 191

Литература.................................................................. 192

ГЛАВА 6. Философия общества...................................... 193

6.1. Основные проблемы, понятия и иссле­довательские программы философии общества 193

6.2. Динамика общества как саморазвиваю­щейся системы 203

6.3. Основные подсистемы общества: эконо­мика, политика, право, культура 227

Контрольные вопросы и задания.................................... 250

Литература..................................................................... 251

ГЛАВА 7. Философия профессиональной деятельности 252

7.1. Деятельность как способ человеческого бытия 252

7.2. Мировоззренческие параметры профессио­нальной деятельности 257

Контрольные вопросы и задания.................................... 262

Литература.................................................................. 263

Заключение.................................................................... 264


Учебное издание

Я с кевич Ядвига Станиславовна

Вя з овкин Валентин Степанович

Гафаров Хасан Сабирович


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: