Реформы П. Думера и А. Сарро

Создание Индокитайского союза, сложной и по-своему совер­шенной системы французского колониального управления, было длительным и часто мучительным для народов Индокитая процес­сом, растянувшимся почти на 50 лет.

До образования Индокитайского союза индокитайские владе­ния Франции находились: Аннам и Тонкин — в ведении министер­ства иностранных дел, Кохинхина и Камбоджа — в ведении мини­стерства торговли и колоний[981]. Декретом от 17 октября 1887 г.[982] с таким положением дел было покончено[983].

По этому декрету все французские владения в Индокитае об­разовали единое колониальное владение Франции в Индокитае — Индокитайский союз,— которое переходило в ведение министер­ства колоний. Во главе Индокитайского союза был поставлен генерал-губернатор[984]. В этот период генерал-губернатор был лишь чиновником, всецело зависящим от своего министерства, мало са­мостоятельным в своих действиях.

Декретами 1891 и 1911 гг., принятыми парламентом Франции, Индокитайскому союзу и его генерал-губернатору была предостав­лена большая самостоятельность.

Генерал-губернатор являлся единственным представителем президента Французской Республики, обладал правом издавать за­коны и постановления, имеющие силу закона (режим декретиро­вания). Законы, принятые французским парламентом относитель­но Индокитая, получали силу в Индокитае лишь после их опубли­кования в официальном печатном органе Индокитайского союза — «Журналь офисьель». В подчинении генерал-губернатора находи­лась вся гражданская администрация. В плане дипломатическом генерал-губернатор был представителем Французской Республики в странах Дальнего Востока.

Генерал-губернатор являлся верховным главнокомандующим всеми вооруженными силами Союза, но непосредственное руко­водство этими вооруженными силами принадлежало соответству­ющим представителям военных властей.

В ведении генерал-губернатора находился и бюджет Союза. Только один генерал-губернатор имел право официальной пере­писки с правительством метрополии.

Заместителем генерал-губернатора и лицом, непосредственно возглавлявшим административный аппарат Союза, являлся гене­ральный секретарь[985]. Он ведал составлением генерального бюд­жета Союза; в его непосредственном подчинении находилась по­лиция.

Следующим по значению органом центрального аппарата яв­лялось управление финансового контроля. Начальник этого управ­ления имел право непосредственно сноситься с министрами финан­сов и колоний, которым был обязан регулярно докладывать о по­ложении дел в Союзе с точки зрения состояния финансов и дея­тельности финансовых органов. Вместе со своим заместителем он непосредственно контролировал деятельность Индокитайского банка[986].

Управление финансов было создано по декрету от 8 декабря 1906 г.[987]. Начальник этого управления непосредственно занимался составлением и исполнением генерального бюджета, а также кон­тролировал расходы служб центрального аппарата.

При генерал-губернаторе имелась юридическая служба Индо­китая, возглавляемая генеральным прокурором[988]. Эта служба за­нималась административным аппаратом всех судебных органов Индокитая, их бюджетом, распорядком работы, передавала рас­поряжения генерал-губернатора и т. д.

В области судопроизводства французские власти вначале вве­ли особое судопроизводство — по французским законам — для ев­ропейцев, французов и ассимилированных лиц. Затем постепенно, вначале в Кохинхине, а позднее и в остальных частях Союза; были введены для местного населения кодексы уголовного и граж­данского права, составленные на основе французского законода­тельства, но с учетом местных правовых норм.

Важную роль в деятельности центрального аппарата играло управление таможен и государственных монополий. Это управле­ние являлось главным источником ресурсов, питавших генераль­ный бюджет, и было наиболее разветвленной службой Индокитай­ского союза[989].

Большое значение имело созданное в 1898 г. управление об­щественных работ[990]. Начальник этого управления являлся орга­низатором работ по строительству дорожной сети; в частности, именно по этому управлению велось руководство программой же­лезнодорожного строительства, наблюдение за строительством, ра­ботами в шахтах, за мелиоративными работами и т. д.

Центральным учреждением Союза являлось также и управле­ние сельского хозяйства и торговли, созданное в 1898 г.[991]. В его задачу входили помощь французским колонистам в устройстве на землях в Индокитае, изучение особенностей экономики в новых французских колониях и наилучших условий для внедрения туда французских дельцов и торговцев. В сферу деятельности этого управления входили контроль за деятельностью органов по взи­манию налогов и рекомендации генерал-губернатору в проведе­нии политики в области сельского хозяйства. Управление занима­лось исследованиями в области сельского хозяйства, чтобы иметь возможность рекомендовать лучшие сорта риса и наиболее благо­приятные условия для его обработки, лучшие породы сельскохо­зяйственных животных, изучало возможности для садоводства и т. д.

В непосредственном подчинении генерал-губернатора находи­лось и управление почт и телеграфа[992].

Все перечисленные выше управления имели отделения на ме­стах, которые помимо подчинения центральным учреждениям бы­ли связаны и с местным административным аппаратом. Кроме этого существовал многочисленный аппарат чиновников местных административных органов Индокитайского союза (далее — Индо­китая). Громадный бюрократический аппарат был важным сред­ством подавления выступлений местного населения. Число чинов­ников, находившихся на административной службе в Индокитае, было очень велико. Так, в 20-е годы в Индокитае на 25 млн. населения приходилось 4700 французских чиновников, почти столь­ко же, сколько в Индии с ее 350-миллионным населением[993].

Однако уже с 1898 г. французская администрация вынуждена была привлекать местное население, преимущественно вьетнам­цев, для несения вспомогательной административной службы. Это особенно важно было в управлении таможен и монополий, при сборе и определении налогов и т. д., где особенно необходимо было знание местных условий; кроме того, вьетнамцы привлека­лись в качестве среднего технического персонала. В дальнейшем это вынудило колониальные власти открыть доступ части местной верхушки к европейскому среднему и даже высшему образованию, что было закреплено в циркуляре, принятом 20 марта 1918 г.[994]. Французский чиновничий аппарат поглощал львиную долю бюджета Индокитайского союза. Содержание французского чинов­ника в Индокитае обходилось в 3 раза дороже, чем в Европе, и, разумеется, ему платили намного больше, чем местным жителям. Так, чиновники низших ступеней администрации, куда и допу­скались представители вьетнамской элиты, получали 3700— 4000 фр. в год, тогда как инспектора, набиравшиеся исключитель­но из дипломированных французов,— от 18 тыс. до 20 тыс. фр.[995]. Важными средствами подавления местного населения были ар­мия, полиция, служба безопасности, суды и тюрьмы.

В период, когда были заложены основы современной организа­ции Индокитайского союза,— речь идет о периоде 1897—1902 гг., когда во главе Индокитайского союза стоял Поль Думер,— глав­ной силой в деле подавления местного населения была армия, только недавно закончившая в основном «умиротворение». Она выполняла часто функции полиции, службы безопасности, даже таможенной и пограничной службы. Во главе французских окку­пационных сил и военно-морского флота стояли соответствующие военные чины. Общее количество французских вооруженных сил в Индокитае равнялось двум дивизиям, одной отдельной бригаде и артиллерийскому дивизиону.

Главные силы сухопутных войск сосредоточивались на севере французских колониальных владений. Они включали не только французские войска, но и части, составленные из местного насе­ления: вьетнамцев, камбоджийцев и национальных меньшинств. Их насчитывалось около 20 тыс. человек[996].

Штаб военно-морских сил располагался в Сайгоне. Кроме того, для поддержания порядка в армии имелся в Индокитае и корпус жандармов, разделенный на два независимых подразделения: подразделение Аннама-Тонкина и подразделение Кохинхины-Кам­боджи.

В соответствии с декретом генерал-губернатора от 5 мая 1901 г. служащим жандармерии поручался и ряд административных функций: начальника тюрьмы, гражданской полиции и т. д.[997].

Кроме того, имелась также «местная стража», выполнявшая функции военизированной полиции. Она была создана с первых же дней оккупации Вьетнама и оказывала помощь французским вой­скам по «умиротворению» страны. Ее статус определялся декре­том от 30 июня 1915 г.[998].

Репрессивными органами, созданными французскими колониза­торами в Индокитае, были также служба безопасности, полиция» тюрьма.

Служба безопасности до 1917 г. существовала в рамках фран­цузских вооруженных сил, занимаясь специально полицейскими задачами наряду с выполнением функций военной разведки, по­скольку армия в основном выполняла задачи подавления парти­занского движения в стране.

Полиция существовала во всех частях Индокитайского союза и находилась в подчинении местной администрации. В 1917 г.[999] французский персонал полиции был объединен в масштабе всего Союза в единый личный состав полиции Индокитая, и в этом же году была образована Центральная служба безопасности и осве­домления.

Все перечисленные выше административные службы состояли непосредственно при генерал-губернаторе. Кроме того, при гене­рал-губернаторе имелся ряд совещательных органов, как опреде­ленных общим французским законодательством по вопросам ко­лониального управления, так и возникших применительно к нуж­дам управления Индокитайским союзом.

Главным из них был Высший совет Индокитая, созданный в 1887 г. По декрету от 3 июля 1897 г. в него были допущены два представителя местного населения[1000]. По указу от 8 августа 1898 г. из состава Высшего совета была выделена постоянная комиссия, которая заседала регулярно один раз в две недели. В ее состав входили высшие чиновники колонии. По постановле­нию от 20 октября 1911 г. Высший совет был переименован в Совет правительства Индокитайского союза[1001].

Высший совет Индокитая являлся совещательным органом, со­биравшимся обычно один раз в год, в октябре[1002], хотя возможны были и чрезвычайные заседания. Несмотря на то что это был лишь совещательный орган, его авторитет был достаточно высок, чтобы генерал-губернатор не мог не считаться с его мнением. Председательствовал на Высшем совете генерал-губернатор или в случае его отсутствия генеральный секретарь.

Высший совет Индокитая состоял из главнокомандующих су­хопутными и военно-морскими силами Индокитая, высших чинов­ников Союза, наиболее влиятельных лиц, представлявших эконо­мические интересы Франции, а также французских колонистов в Индокитае — делегатов торговых палат Сайгона, Ханоя и Хай­фона, сельскохозяйственных палат Кохинхины и Тонкина, смешан­ных палат по делам торговли и сельского хозяйства Аннама и Камбоджи, а также из пяти представителей элиты — по одному от каждой страны Союза — Камбоджи, Кохинхины, Аннама, Тонки­на и Лаоса. Они назначались генерал-губернатором по представ­лению местной французской администрации.

По декрету от 20 октября 1911 г. были определены вопросы, по которым генерал-губернатор в обязательном порядке запра­шивал мнение совета. Этими вопросами были: бюджет, обществен­ные работы, налоги и пошлины, вопросы отношения с метрополи­ей, а также административные вопросы, связанные с общими проблемами Союза.

Кроме того, при генерал-губернаторе имелось значительное чи­сло технических советов, назначение которых состояло в том, что­бы обеспечивать в случае необходимости консультацию. Из них наиболее важными и ранее всего образованными были Совет обороны (31 октября 1902 г.), Комитет общественных работ (18 ян­варя 1905 г.), Совет по делам образования (21 декабря 1917 г.), а также созданные позже Высший совет по делам санитарии и гигиены, Высший совет по экономическим и финансовым вопро­сам, Совет по подготовке административных кадров. В эти советы входили высшие гражданские и военные чины французской адми­нистрации. Только в некоторых из них имелись отдельные пред­ставители местного населения.

Таким образом, структура административных органов Индо­китайского союза после его образования, равно как и направление политики колониальной администрации в Индокитае, складыва­лась по этапам. Следует выделить периоды: 1898—1902 гг.; 1902— 1908 гг.; 1911 —1918 гг. Первый период определен деятельностью П. Думера, второй является как бы промежуточным, поскольку в этот период закладывались основы новой ориентации в политике французской администрации в колониях, и, наконец, третий, свя­занный главным образом с деятельностью генерал-губернатора А. Сарро. Начало XX в. ознаменовалось во Вьетнаме усилением национально-освободительной борьбы, принявшей новые формы. Приближение мировой войны также усиливало страх француз­ских колонизаторов за свою богатую колонию. Новый период ко­лонизации Вьетнама — его мирное освоение — требовал новых ме­тодов правления. Все это и привело к пересмотру политики и провозглашению на третьем этапе нового, более либерального курса. Новая политика совместно с комплексом экономических и политических мероприятий более соответствовала, по мнению пра­вящих кругов метрополии, новым условиям, сложившимся во Вьет­наме в результате его колониальной эксплуатации.

Предполагая дальнейшую либерализацию колониального режи­ма, декреты 1911 г. содержали в себе проекты реформы по соз­данию представительного органа вьетнамского населения[1003]. Эта идея получила свое воплощение только в 1928 г., с созданием Большого совета политических и экономических интересов Индо­китая. Это типичный пример проведения Францией либеральных реформ во Вьетнаме. Нежелание колониальных властей дать со­гласие на эти реформы, непомерное запаздывание в их проведе­нии, отставание от требований своего времени — все эти черты являются характерными для французской колониальной политики во Вьетнаме.

Применить впервые на практике положения, зафиксированные декретами, было поручено депутату-радикалу А. Сарро, назначен­ному генерал-губернатором Индокитая в 1911 г. Он провел ряд реформ, порой либеральных, но в то же время явно недостаточ­ных, чтобы удовлетворить требования даже имущих слоев.

В системе высших центральных органов колониальной админи­страции А. Сарро преобразовал Высший совет Индокитая, создан­ный П. Думером, в Правительственный совет Индокитая и уве­личил в нем число представителей местного населения до пяти человек вместо прежних двух[1004]. Число французов — членов совета составляло 23 человека, в основном высшие чиновники колониаль­ной администрации. Наиболее важным вопросом в Правительст­венном совете было составление и обсуждение генерального бюд­жета Индокитая, займов и пр. Совет обсуждал также вопросы политики и администрации. Несмотря на проведенную реоргани­зацию, Правительственный совет оставался совещательным органом, в котором французы сохраняли за собой откровенное боль­шинство, и говорить о реальном участии вьетнамцев в управлении страной на высшем уровне не приходится.

Основной реформой, проведенной А. Сарро, было создание в 1913 г. в Тонкине консультативной палаты. Выборы в тонкинскую палату происходили на основе ограниченного избирательного пра­ва, состав избирателей-вьетнамцев (только мужское население) был тщательно подобран. Окончательные результаты выборов подлежали утверждению генерал-губернатором, его же решением палата могла быть распущена. Список вопросов, обсуждавшихся в палате, также утверждался колониальными властями, обсужде­ние всех политических вопросов было запрещено[1005]. Все это гово­рит о том, что контроль, учрежденный французами над работой палаты, был очень жестким.

В Аннаме подобный выборный «представительный» орган был создан намного позже — в 1920 г. Это было не случайным явле­нием, а закономерностью. А. Сарро, так же как его предшествен­ники и последователи, соблюдал принцип разделения Вьетнама, осуществляя различную политику в трех его частях. Неравномер­ность их развития была следствием сознательно проводившегося политического курса, проявлявшегося во всех сферах — экономи­ческой, политической и социальной.

Хотя создание указанных выборных органов было довольно крупной реформой, осуществляемой накануне первой мировой вой­ны, но фактическое лишение этих органов элементарных полити­ческих прав, всевозможный контроль со стороны французской ад­министрации во многом снижали значение этой реформы.

Накануне войны была начата еще одна реформа, касавшаяся области права и организации юстиции во Вьетнаме. В 1913 г. началась разработка проекта нового законодательного кодекса, но только для Тонкина (Аннам включен не был). Этот кодекс был введен в действие сразу после войны[1006]. По новому кодексу вьет­намский император был окончательно лишен власти над своими подданными — провинциальными куанами (чиновниками) Тонки­на. В Аннаме продолжал действовать старый кодекс 1812 г., составленный еще императором Зя Лонгом, и никаких значительных реформ в области юстиции французская администрация там не предпринимала.

Приближение войны и сама война должны были показать, оправдает ли себя новый, «либеральный» курс, провозглашенный вП911 г. Дело в том, что уже к этому времени во Вьетнаме на­зрели многие проблемы, требовавшие своего разрешения. Это были: избирательная система, проблема здравоохранения, орга­низация судопроизводства, проблема вьетнамских кадров и об­разования и т. д. Но в военные годы соответствующие требова­ния существовали еще подспудно и открыто выдвинуты не были.

Это объяснялось во многом тем, что в тот период имущие классы Вьетнама еще не утратили надежды на получение необходимых уступок из рук Франции. К тому же ряд реформ, начатых и ча­стично осуществленных перед первой мировой войной, подтверж­дал их надежды. Кроме того, обещания предоставления полити­ческих прав, на которые не скупился А. Сарро и которых так желали имущие классы Вьетнама, принципы, провозглашенные президентом США Вильсоном после окончания войны о праве на­родов на самоуправление, способствовали некоторому ослаблению напряженности.

Поэтому правомерно в какой-то степени говорить о том, что во время войны новая политика Франции во Вьетнаме принесла определенные результаты. Французским колониальным кругам удалось смягчить недовольство части имущих слоев и привлечь их на свою сторону, выдвинув лозунг «франко-вьетнамского со­трудничества». Тем самым они также несколько расширили свою социальную базу во Вьетнаме.

Но вместе с тем первая мировая война, во многом оторвав эко­номически Францию от Вьетнама на несколько лет, создала тем самым относительно благоприятные условия для развития вьет­намской национальной буржуазии. Появление этого класса, ново­го в социальной структуре вьетнамского общества, было одним из наиболее важных последствий мировой войны. Развиваясь чис­ленно и в экономическом отношении, вьетнамская буржуазия оста­валась лишенной политических прав, была отстранена от участия в управлении страной.

В целом обещанные реформы проведены не были, чему во мно­гом способствовало сравнительное экономическое благополучие по­слевоенных лет, превращение Вьетнама в прибыльную и «безопас­ную» для частного капитала колонию.

Но во Вьетнаме обещания А. Сарро не были забыты, и, чем дольше они не выполнялись, тем больше накалялась обстановка в стране. В конечном итоге это ускорило подъем национально-освободительного движения в новых условиях после Великой Ок­тябрьской революции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: