В различных частях Индокитайского союза

Анализ колониального административного аппарата Союза как аппарата, направленного на угнетение местного населения и соз­дание наиболее благоприятных условий для деятельности француз­ской буржуазии, был бы неполным без привлечения данных о местном административном аппарате. Применительно к органам центрального управления с 1891 г. начался процесс децентрализа­ции, т. е. процесс усиления власти генерал-губернатора. Вместе с генерал-губернатором руководители служб центрального аппа­рата стали приобретать большое значение по отношению к руко­водству местного административного аппарата.

Декреты 1911 г. знаменовали собой переход к новой политике. Было образовано правительство Индокитайского союза и в то же время положено начало расширению автономии стран — членов Союза по отношению к центральной администрации.

Во главе местной администрации стояли: в Кохинхине — губер­натор, в Аннаме, Тонкине, Камбодже и Лаосе — французские вер­ховные резиденты. Декретами от 13 февраля 1899 г. и 20 октября 1911 г. были определены их функции и отношения как с централь­ной администрацией Союза, так и с местным административным аппаратом. По сравнению с декретами более ранних лет декреты 1911 г. уточняли и расширяли их полномочия в соответствии с общей перестройкой административного аппарата Союза, пред­принятой в это время.

Кохинхина (Южный Вьетнам) была на положении колонии с 1862 г. Во главе ее стоял губернатор. Особую роль при губерна­торе играл в качестве совещательного органа Колониальный со­вет, образованный в 1880 г.[1007], поскольку он представлял в какой-то мере местное население колонии. Он состоял из 10 членов, избранных французским населением колонии, и 6 членов, избран­ных местным населением[1008]. Заседания его проходили раз в год под председательством губернатора.

Декретом от 3 ноября 1910 г. при губернаторе была создана постоянная комиссия, которая выполняла функции совета в пере­рыве между его заседаниями. Кроме того, в Кохинхине существо­вали торговая палата, созданная по постановлению губернатора от 30 сентября 1868 г., и палата сельского хозяйства, созданная по постановлению генерал-губернатора Индокитая от 30 апреля 1897 г. Эти палаты избирались представителями французских и вьетнамских промышленных торговых и сельскохозяйственных кругов. Они были консультативными органами при губернаторе, выносившими свое суждение по вопросам, имевшим отношение к промышленности, торговле и сельскому хозяйству колонии.

Во главе каждой провинции колонии стоял администратор по делам местного населения. Он являлся главой всех администра­тивных служб. Кроме того, в соответствии с декретом от 12 мая 1882 г.[1009] администратор по делам местного населения был предсе­дателем совета провинции, избираемого местной верхушкой. Важ­ным обстоятельством, улучшавшим положение местного населения Кохинхины по отношению к другим частям Союза, был уменьшен­ный земельный налог. Так, в Тонкине налог на рисовое поле за 1 мау за год колебался от 0,8 до 1,5 пиастра, примерно такой же налог существовал и в Аннаме. В Кохинхине налог на землю был значительно ниже[1010]. Население Кохинхины без выкупа осво­бождалось от обязательного выполнения общественных работ.

Введение в колонии французского законодательства, являвше­гося одним из завоеваний французской буржуазной революции, тоже стало весьма важным для развития Кохинхины актом. Все местные жители с точки зрения уголовного права были судимы в соответствии с французским законодательством, которое, как это было зафиксировано декретом от 16 марта 1889 г., учитывало и особенности местного, обычного и вьетнамского уголовного пра­ва[1011]. С точки зрения гражданского права они были подсудны вьет­намскому законодательству, которое, однако, старалось учитывать и положение французского гражданского права[1012]. Население Ко­хинхины отбывало службу в армии три года, тогда как население Северного Вьетнама — семь лет[1013]. Все эти обстоятельства, безу­словно, ставили население Кохинхины в лучшее положение по сравнению с населением других частей Индокитайского союза, что находит свое объяснение в политике противопоставления частей Союза, проводившейся французской администрацией. Особенно ярко это видно на примере введения в Аннаме и Тонкине системы «эндижената» (кодекса для местных жителей), которая давала ряд дополнительных ограничений для населения этих частей Сою­за; запрещалось, например, вьетнамцу переезжать из Аннама в Кохинхину без специального удостоверения личности. Французское население могло это делать беспрепятственно[1014].

Превращение Кохинхины в колонию, где колонизаторам была обеспечена полная свобода действий, а также стремление превра­тить эту колонию в «витрину процветания» были вызваны рядом причин. Французские колонизаторы с начала завоевания рассмат­ривали Кохинхину как важный опорный пункт для организации дальнейших захватов в Индокитае.

Большое значение имело стремление «умиротворить» местное население, чтобы, во-первых, покончить с выступлениями против французов и, во-вторых, создать спокойный тыл для центральных органов Индокитайского союза, сосредоточенных в Сайгоне. Нако­нец, это объяснялось тем, что французские колоны в первые годы не были особенно заинтересованы в создании рисоводческих план­таций в Кохинхине[1015].

Политика французской администрации в отношении Тонкина была совершенно иной. Тонкин, с одной стороны, важная погра­ничная зона, которая прикрывала с севера территории Индокитай­ского союза, с другой — важный опорный пункт, могущий в случае необходимости обеспечить дальнейшую экспансию Франции в Китай. Именно поэтому здесь с самого начала основали четыре военных округа и стремились создать как можно больше земель­ных владений, принадлежащих французам. Не менее существен­ным была и громадная заинтересованность европейцев в эксплуа­тации естественных ресурсов горных районов Тонкина.

Завоевывая Аннам и Тонкин, французская дипломатия с само­го начала стремилась отделить Тонкин от Аннама, ослабляя по­следний как только было возможно. В 1885 г., чтобы окончательно изъять Тонкин из подчинения вьетнамскому императору, были приданы более широкие полномочия наместнику вьетнамского им­ператора Тонкина. Во французской официальной переписке его стали именовать вице-королем[1016]. Указом от 26 июля 1897 г. долж­ность вице-короля в Тонкине была ликвидирована, а его функции переданы французскому верховному резиденту. Заметим, что до образования Индокитайского союза Аннам и Тонкин находились под управлением генерального резидента, которому были подчине­ны верховные резиденты Аннама и Тонкина. В то же время до 1886 г. генеральным резидентом Аннама — Тонкина был предста­витель военного министерства, который лишь по декрету от 27 ян­варя 1886 г. был сменен гражданским чиновником[1017].

Таким образом, во главе администрации в Тонкине стоял чи­новник, именуемый верховным резидентом, функции которого бы­ли в общем аналогичны функциям губернатора Кохинхины. Они были определены декретами от 13 февраля 1899 г. и 20 октября 1911 г.[1018]. Он являлся главой администрации из вьетнамских чи­новников и одновременно главой всего французского администра­тивного аппарата Тонкина. В качестве совещательного органа при верховном резиденте декретом от 8 августа 1898 г. был образован Совет протектората[1019]. В этот совет входили все высшие чиновники протектората, начальник войск, размещенных на его территории, генеральный прокурор и т. д.— словом, все те же лица, что входи­ли и в совет при губернаторе. Функции этих двух советов были аналогичны.

Совещательным органом, в котором было представлено мест­ное население, являлась местная консультативная палата Тонкина, образованная постановлением генерал-губернатора от 19 марта 1913 г.[1020]. Выборы в нее производились местным населением, до­стигшим 21 года. Члены палаты, состоявшие полностью из вьет­намцев, избирались многоступенчатыми выборами по квоте 1 де­путат от 40 тыс. избирателей, причем лиц, которые могли балло­тироваться, назначал специальный совет из представителей наи­более влиятельных слоев местного населения. Кроме того, в палату входили избранные представители местных торговых кругов в пропорции 1 депутат от 500 — 1 тыс. человек, 2 депутата от из­бирателей в числе от 1 тыс. до 2 тыс. человек и 3 депутата от избирателей, число которых превышает 2 тыс. человек в одном населенном пункте. В палату назначались по указанию резидента чиновники и местная элита, кандидатуры которых выдвигались соответствующей местной администрацией. Полномочия депутата длились четыре года. Результаты выборов утверждались генерал-губернатором. Консультативная палата, являясь совещательным органом, обсуждала вопросы местного бюджета, а также все те вопросы, которые администрация считала возможным вынести на ее обсуждение. Политические вопросы ее обсуждению не подле­жали. При верховном резиденте имелись две торговые палаты — в Ханое и Хайфоне, созданные по постановлению генерального резидента от 3 июня 1886 г. По положению состав этих палат не мог быть менее 11 и более 21 человека. Большинство палат (2/з) состояло из представителей французских торгово-промыш­ленных кругов.

Сельскохозяйственная палата в Тонкине была образована по­становлением генерал-губернатора от 30 апреля 1897 г. Местом ее пребывания был Ханой.

Тонкин вначале был разделен на 13 провинций, позднее — на 23 провинции. Во главе каждой был поставлен французский рези­дент-администратор, который, контролировал всю деятельность вьетнамских чиновников. Вьетнамская администрация провинций в отличие от Кохинхины сохранилась. Вьетнамские чиновники осу­ществляли непосредственное управление провинцией. В уездах то­же существовала вьетнамская администрация. Управление воло­стями, так же как в Кохинхине, было оставлено в руках вьетнам­цев, и осуществлялось оно в соответствии с вьетнамским тради­ционным правом.

В то же время таможенная служба, финансы, общественные работы находились под прямым контролем французских чиновни­ков, которым подчинялись также и соответствующие службы Аннама[1021]. Города Ханой, Хайфон и Туран (Дананг) по декрету вьет­намского императора от 3 сентября 1888 г. были переданы в соб­ственность Франции и образовали самостоятельные администра­тивные единицы. Таким образом, Тонкин только по названию был протекторатом. Фактически же это была самая настоящая, как и Кохинхина, колония Франции. Протекторатами, где хотя бы фор­мально сохранилось местное правительство, в Индокитайском сою­зе были Аннам, Камбоджа и Лаос.

Во главе Аннама стоял император. Император получал еже­годное содержание от французского правительства и превратил­ся в покорного исполнителя воли колониальной администрации, поскольку его бюджет утверждался верховным резидентом. При нем имелся совет короны, а также тайный совет. Указом от 27 сентября 1897 г.[1022] он был заменен Советом министров, который заседал под председательством французского верховного резиден­та. Тайный совет при императоре состоял из шести министров и нескольких высших чиновников. Кроме того, при императоре име­лись секретариат из четырех человек и специальная служба по составлению хроник. Для поддержания порядка при дворе име­лось около 300 солдат личной гвардии императора. Местное управление находилось в руках чиновников 1, 2 и 3-го класса по традиционной классификации.

Аннам был разделен на 12 провинций[1023], число которых позднее было увеличено до 16[1024]. Фактически главой Аннама был нахо­дившийся в Хюэ верховный резидент, подчинявшийся непосредст­венно генерал-губернатору Индокитайского союза. Он осуществ­лял внешние сношения (с иностранными консульскими службами, которые находились или могли быть на территории Аннама), имел право на личную аудиенцию у императора в любое время, являл­ся председателем Совета министров и контролировал всю дея­тельность администрации на территории Аннама, определял бюд­жет страны.

Управление провинциями также было поставлено под контроль французского резидента. Кроме того, финансы, таможенная служ­ба находились под прямым контролем французских чиновников.

При верховном резиденте в качестве совещательного органа имелся Совет протектората, созданный постановлением генерал-губернатора от 8 июня 1900 г.[1025] и состоявший, подобно аналогич­ному органу в Тонкине, из представителей высшей администрации протектората.

Камбоджа была объявлена протекторатом в соответствии с до­говором от 17 июня 1884 г. Во главе страны стоял король, кото­рый издавал законы, но они приобретали силу только после утверждения их французским верховным резидентом.

В Камбодже и Лаосе была создана административная струк­тура, примерно аналогичная Аннаму.

Своеобразие режима, созданного в Лаосе французской адми­нистрацией, заключалось в том, что только в Луангпрабанге, да и то лишь номинально, сохранялась власть короля. В остальной части Лаоса, находившейся в отличие от королевства Луангпрабанг официально, а не только фактически под властью француз­ского верховного резидента, было сохранено среднее и низшее звено местной администрации, которая, однако, была поставлена под контроль французских чиновников.

В 1895 г. ввиду трудностей управления, подготавливая новую организацию Лаоса, в Луангпрабанг был направлен верховный резидент Аннама, чтобы создать в Лаосе французскую админи­страцию. Страна была разделена на два автономных района — Верхний и Нижний Лаос (со столицами в Луангпрабанге и Кхонге). Во главе каждого из них был поставлен верховный резидент. Такое деление просуществовало до 1899 г.

Но ввиду трудности административного управления по декрету от 10 апреля 1899 г. они были объединены под главенством фран­цузского верховного резидента Лаоса, которому были предостав­лены равные права с генеральными резидентами Аннама, Кам­боджи и Тонкина[1026]. Местом пребывания верховного резидента становится Саваннакхет, а позднее — Вьентьян. Чиновники в Луангпрабанге и Кдонге были подчинены верховному резиденту[1027]. После этого Лаос вошел в состав Индокитайского союза (1899 г.)[1028].

В Лаосе при верховном резиденте имелся совещательный ор­ган — местная консультативная ассамблея, организованная по де­крету генерал-губернатора от 27 апреля 1923 г.[1029]. Позднее страна была разделена на 10 провинций и одну военную территорию.

Таким образом, в составе Индокитайского союза были: одна колония — Кохинхина; одна страна, близкая по своему режиму к колонии, но формально не колония, поскольку во главе страны, хотя и номинально, стоял представитель местного королевского дома,— Лаос; два протектората — Камбоджа и Аннам; Тонкин — область, которую юридически, так же как и Лаос, нельзя был» считать колонией, поскольку она сохраняла местную администра­цию, но в то же время нельзя было считать и протекторатом, так как пост вице-короля Тонкина по решению французской админи­страции был упразднен. В состав Французского Индокитая входи­ла также китайская территория Гуанчжоувань, «уступленная» Ки­таем Франции по соглашению от 16 ноября 1898 г.[1030] на 99 лет.

Политика «разделяй и властвуй», проводимая французскими колонизаторами в Индокитае, характеризовалась двумя момента­ми: стремлением, во-первых, максимально расчленить созданный Индокитайский союз в административном отношении и, во-вто­рых, так провести разграничение, чтобы создавать поводы для споров и взаимных претензий между членами этого Союза, что да­вало бы возможность играть на противоречиях между ними.

Следуя политике расчленения и сталкивания между собой чле­нов Индокитайского союза, французская администрация создала на территории Кохинхины колонию, чтобы иметь возможность про­тивопоставить ее Аннаму. Этим же целям служили администра­тивное дробление территории Лаоса, формирование в Тонкине особого административного подразделения, не зависящего, как раньше, от Аннама. Наконец, и повседневная политика француз­ских колонизаторов в Индокитайском союзе была подчинена тем же задачам.

Административный аппарат, а также армия, полиция, суд, соз­данные колонизаторами в Индокитайском союзе, и явились тем инструментом, при помощи которого народам Индокитая навязы­валась воля французского финансового капитала, эксплуатирова­лось население.

Характерной особенностью французской колониальной полити­ки было то, что во Франции государство с самого начала высту­пало ее инициатором и брало на себя основные расходы на ее проведение: именно оно из карманов французских налогоплатель­щиков оплачивало расходы на колониальные войны, проводило изыскательские и другие работы по «освоению» захваченных тер­риторий, предоставляло льготы частным французским компаниям, пожелавшим вложить капиталы в индокитайские колонии.

Такая особая роль государства в развитии французской коло­ниальной экспансии далеко не случайна. Это определялось тем, что развитие колониальной экспансии Франции в новое время почти совпало с наступлением эпохи империализма, приведшей к ожесточенной борьбе за рынки сбыта и источники сырья, когда речь шла именно о стремлении закрепить за собой «право» на монопольное владение ими. Это, наконец, определялось особен­ностями экономического развития Франции, когда государство вы­нуждено было вводить «охранительные» пошлины для защиты на­циональной промышленности от иностранной конкуренции.

В борьбе за превращение индокитайских колоний в монополь­ные рынки и источники сырья, в создании системы монопольного закабаления и систематической эксплуатации индокитайского на­селения, наконец, в деле создания наиболее благоприятных воз­можностей для экспорта французского капитала в индокитайские колонии колоссальную роль сыграло образование колониального аппарата, что, в свою очередь, было связано со спецификой раз­вития французского финансового капитала, стремившегося пере­ложить вначале на плечи населения Франции, затем в основном на плечи населения Индокитайского союза все тяготы, связанные с проведением колониальной политики.

Таможенные пошлины, прямые и косвенные налоги, буквально выколачиваемые из населения при помощи созданного, колони­заторами административного аппарата, давали основные средства, которыми оплачивались деятельность чиновников и различные расходы, связанные с «приспособлением» Индокитая к нуждам французского капитала.

Таким образом, колониальный административный аппарат Ин­докитайского союза являлся инструментом, при помощи которого французский финансовый капитал приспосабливал для своих нужд экономику захваченных стран, превращая их в аграрно-сырьевой придаток метрополии. В то же время слабость французской эко­номики в целом приводила к тому, что в индокитайских колониях Франция осуществляла управление, прибегая преимущественно к административно-бюрократическим методам. Экономика же коло­ний обрекалась на уродливое, однобокое развитие.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: