Анализ колониального административного аппарата Союза как аппарата, направленного на угнетение местного населения и создание наиболее благоприятных условий для деятельности французской буржуазии, был бы неполным без привлечения данных о местном административном аппарате. Применительно к органам центрального управления с 1891 г. начался процесс децентрализации, т. е. процесс усиления власти генерал-губернатора. Вместе с генерал-губернатором руководители служб центрального аппарата стали приобретать большое значение по отношению к руководству местного административного аппарата.
Декреты 1911 г. знаменовали собой переход к новой политике. Было образовано правительство Индокитайского союза и в то же время положено начало расширению автономии стран — членов Союза по отношению к центральной администрации.
Во главе местной администрации стояли: в Кохинхине — губернатор, в Аннаме, Тонкине, Камбодже и Лаосе — французские верховные резиденты. Декретами от 13 февраля 1899 г. и 20 октября 1911 г. были определены их функции и отношения как с центральной администрацией Союза, так и с местным административным аппаратом. По сравнению с декретами более ранних лет декреты 1911 г. уточняли и расширяли их полномочия в соответствии с общей перестройкой административного аппарата Союза, предпринятой в это время.
|
|
Кохинхина (Южный Вьетнам) была на положении колонии с 1862 г. Во главе ее стоял губернатор. Особую роль при губернаторе играл в качестве совещательного органа Колониальный совет, образованный в 1880 г.[1007], поскольку он представлял в какой-то мере местное население колонии. Он состоял из 10 членов, избранных французским населением колонии, и 6 членов, избранных местным населением[1008]. Заседания его проходили раз в год под председательством губернатора.
Декретом от 3 ноября 1910 г. при губернаторе была создана постоянная комиссия, которая выполняла функции совета в перерыве между его заседаниями. Кроме того, в Кохинхине существовали торговая палата, созданная по постановлению губернатора от 30 сентября 1868 г., и палата сельского хозяйства, созданная по постановлению генерал-губернатора Индокитая от 30 апреля 1897 г. Эти палаты избирались представителями французских и вьетнамских промышленных торговых и сельскохозяйственных кругов. Они были консультативными органами при губернаторе, выносившими свое суждение по вопросам, имевшим отношение к промышленности, торговле и сельскому хозяйству колонии.
Во главе каждой провинции колонии стоял администратор по делам местного населения. Он являлся главой всех административных служб. Кроме того, в соответствии с декретом от 12 мая 1882 г.[1009] администратор по делам местного населения был председателем совета провинции, избираемого местной верхушкой. Важным обстоятельством, улучшавшим положение местного населения Кохинхины по отношению к другим частям Союза, был уменьшенный земельный налог. Так, в Тонкине налог на рисовое поле за 1 мау за год колебался от 0,8 до 1,5 пиастра, примерно такой же налог существовал и в Аннаме. В Кохинхине налог на землю был значительно ниже[1010]. Население Кохинхины без выкупа освобождалось от обязательного выполнения общественных работ.
|
|
Введение в колонии французского законодательства, являвшегося одним из завоеваний французской буржуазной революции, тоже стало весьма важным для развития Кохинхины актом. Все местные жители с точки зрения уголовного права были судимы в соответствии с французским законодательством, которое, как это было зафиксировано декретом от 16 марта 1889 г., учитывало и особенности местного, обычного и вьетнамского уголовного права[1011]. С точки зрения гражданского права они были подсудны вьетнамскому законодательству, которое, однако, старалось учитывать и положение французского гражданского права[1012]. Население Кохинхины отбывало службу в армии три года, тогда как население Северного Вьетнама — семь лет[1013]. Все эти обстоятельства, безусловно, ставили население Кохинхины в лучшее положение по сравнению с населением других частей Индокитайского союза, что находит свое объяснение в политике противопоставления частей Союза, проводившейся французской администрацией. Особенно ярко это видно на примере введения в Аннаме и Тонкине системы «эндижената» (кодекса для местных жителей), которая давала ряд дополнительных ограничений для населения этих частей Союза; запрещалось, например, вьетнамцу переезжать из Аннама в Кохинхину без специального удостоверения личности. Французское население могло это делать беспрепятственно[1014].
Превращение Кохинхины в колонию, где колонизаторам была обеспечена полная свобода действий, а также стремление превратить эту колонию в «витрину процветания» были вызваны рядом причин. Французские колонизаторы с начала завоевания рассматривали Кохинхину как важный опорный пункт для организации дальнейших захватов в Индокитае.
Большое значение имело стремление «умиротворить» местное население, чтобы, во-первых, покончить с выступлениями против французов и, во-вторых, создать спокойный тыл для центральных органов Индокитайского союза, сосредоточенных в Сайгоне. Наконец, это объяснялось тем, что французские колоны в первые годы не были особенно заинтересованы в создании рисоводческих плантаций в Кохинхине[1015].
Политика французской администрации в отношении Тонкина была совершенно иной. Тонкин, с одной стороны, важная пограничная зона, которая прикрывала с севера территории Индокитайского союза, с другой — важный опорный пункт, могущий в случае необходимости обеспечить дальнейшую экспансию Франции в Китай. Именно поэтому здесь с самого начала основали четыре военных округа и стремились создать как можно больше земельных владений, принадлежащих французам. Не менее существенным была и громадная заинтересованность европейцев в эксплуатации естественных ресурсов горных районов Тонкина.
Завоевывая Аннам и Тонкин, французская дипломатия с самого начала стремилась отделить Тонкин от Аннама, ослабляя последний как только было возможно. В 1885 г., чтобы окончательно изъять Тонкин из подчинения вьетнамскому императору, были приданы более широкие полномочия наместнику вьетнамского императора Тонкина. Во французской официальной переписке его стали именовать вице-королем[1016]. Указом от 26 июля 1897 г. должность вице-короля в Тонкине была ликвидирована, а его функции переданы французскому верховному резиденту. Заметим, что до образования Индокитайского союза Аннам и Тонкин находились под управлением генерального резидента, которому были подчинены верховные резиденты Аннама и Тонкина. В то же время до 1886 г. генеральным резидентом Аннама — Тонкина был представитель военного министерства, который лишь по декрету от 27 января 1886 г. был сменен гражданским чиновником[1017].
|
|
Таким образом, во главе администрации в Тонкине стоял чиновник, именуемый верховным резидентом, функции которого были в общем аналогичны функциям губернатора Кохинхины. Они были определены декретами от 13 февраля 1899 г. и 20 октября 1911 г.[1018]. Он являлся главой администрации из вьетнамских чиновников и одновременно главой всего французского административного аппарата Тонкина. В качестве совещательного органа при верховном резиденте декретом от 8 августа 1898 г. был образован Совет протектората[1019]. В этот совет входили все высшие чиновники протектората, начальник войск, размещенных на его территории, генеральный прокурор и т. д.— словом, все те же лица, что входили и в совет при губернаторе. Функции этих двух советов были аналогичны.
Совещательным органом, в котором было представлено местное население, являлась местная консультативная палата Тонкина, образованная постановлением генерал-губернатора от 19 марта 1913 г.[1020]. Выборы в нее производились местным населением, достигшим 21 года. Члены палаты, состоявшие полностью из вьетнамцев, избирались многоступенчатыми выборами по квоте 1 депутат от 40 тыс. избирателей, причем лиц, которые могли баллотироваться, назначал специальный совет из представителей наиболее влиятельных слоев местного населения. Кроме того, в палату входили избранные представители местных торговых кругов в пропорции 1 депутат от 500 — 1 тыс. человек, 2 депутата от избирателей в числе от 1 тыс. до 2 тыс. человек и 3 депутата от избирателей, число которых превышает 2 тыс. человек в одном населенном пункте. В палату назначались по указанию резидента чиновники и местная элита, кандидатуры которых выдвигались соответствующей местной администрацией. Полномочия депутата длились четыре года. Результаты выборов утверждались генерал-губернатором. Консультативная палата, являясь совещательным органом, обсуждала вопросы местного бюджета, а также все те вопросы, которые администрация считала возможным вынести на ее обсуждение. Политические вопросы ее обсуждению не подлежали. При верховном резиденте имелись две торговые палаты — в Ханое и Хайфоне, созданные по постановлению генерального резидента от 3 июня 1886 г. По положению состав этих палат не мог быть менее 11 и более 21 человека. Большинство палат (2/з) состояло из представителей французских торгово-промышленных кругов.
|
|
Сельскохозяйственная палата в Тонкине была образована постановлением генерал-губернатора от 30 апреля 1897 г. Местом ее пребывания был Ханой.
Тонкин вначале был разделен на 13 провинций, позднее — на 23 провинции. Во главе каждой был поставлен французский резидент-администратор, который, контролировал всю деятельность вьетнамских чиновников. Вьетнамская администрация провинций в отличие от Кохинхины сохранилась. Вьетнамские чиновники осуществляли непосредственное управление провинцией. В уездах тоже существовала вьетнамская администрация. Управление волостями, так же как в Кохинхине, было оставлено в руках вьетнамцев, и осуществлялось оно в соответствии с вьетнамским традиционным правом.
В то же время таможенная служба, финансы, общественные работы находились под прямым контролем французских чиновников, которым подчинялись также и соответствующие службы Аннама[1021]. Города Ханой, Хайфон и Туран (Дананг) по декрету вьетнамского императора от 3 сентября 1888 г. были переданы в собственность Франции и образовали самостоятельные административные единицы. Таким образом, Тонкин только по названию был протекторатом. Фактически же это была самая настоящая, как и Кохинхина, колония Франции. Протекторатами, где хотя бы формально сохранилось местное правительство, в Индокитайском союзе были Аннам, Камбоджа и Лаос.
Во главе Аннама стоял император. Император получал ежегодное содержание от французского правительства и превратился в покорного исполнителя воли колониальной администрации, поскольку его бюджет утверждался верховным резидентом. При нем имелся совет короны, а также тайный совет. Указом от 27 сентября 1897 г.[1022] он был заменен Советом министров, который заседал под председательством французского верховного резидента. Тайный совет при императоре состоял из шести министров и нескольких высших чиновников. Кроме того, при императоре имелись секретариат из четырех человек и специальная служба по составлению хроник. Для поддержания порядка при дворе имелось около 300 солдат личной гвардии императора. Местное управление находилось в руках чиновников 1, 2 и 3-го класса по традиционной классификации.
Аннам был разделен на 12 провинций[1023], число которых позднее было увеличено до 16[1024]. Фактически главой Аннама был находившийся в Хюэ верховный резидент, подчинявшийся непосредственно генерал-губернатору Индокитайского союза. Он осуществлял внешние сношения (с иностранными консульскими службами, которые находились или могли быть на территории Аннама), имел право на личную аудиенцию у императора в любое время, являлся председателем Совета министров и контролировал всю деятельность администрации на территории Аннама, определял бюджет страны.
Управление провинциями также было поставлено под контроль французского резидента. Кроме того, финансы, таможенная служба находились под прямым контролем французских чиновников.
При верховном резиденте в качестве совещательного органа имелся Совет протектората, созданный постановлением генерал-губернатора от 8 июня 1900 г.[1025] и состоявший, подобно аналогичному органу в Тонкине, из представителей высшей администрации протектората.
Камбоджа была объявлена протекторатом в соответствии с договором от 17 июня 1884 г. Во главе страны стоял король, который издавал законы, но они приобретали силу только после утверждения их французским верховным резидентом.
В Камбодже и Лаосе была создана административная структура, примерно аналогичная Аннаму.
Своеобразие режима, созданного в Лаосе французской администрацией, заключалось в том, что только в Луангпрабанге, да и то лишь номинально, сохранялась власть короля. В остальной части Лаоса, находившейся в отличие от королевства Луангпрабанг официально, а не только фактически под властью французского верховного резидента, было сохранено среднее и низшее звено местной администрации, которая, однако, была поставлена под контроль французских чиновников.
В 1895 г. ввиду трудностей управления, подготавливая новую организацию Лаоса, в Луангпрабанг был направлен верховный резидент Аннама, чтобы создать в Лаосе французскую администрацию. Страна была разделена на два автономных района — Верхний и Нижний Лаос (со столицами в Луангпрабанге и Кхонге). Во главе каждого из них был поставлен верховный резидент. Такое деление просуществовало до 1899 г.
Но ввиду трудности административного управления по декрету от 10 апреля 1899 г. они были объединены под главенством французского верховного резидента Лаоса, которому были предоставлены равные права с генеральными резидентами Аннама, Камбоджи и Тонкина[1026]. Местом пребывания верховного резидента становится Саваннакхет, а позднее — Вьентьян. Чиновники в Луангпрабанге и Кдонге были подчинены верховному резиденту[1027]. После этого Лаос вошел в состав Индокитайского союза (1899 г.)[1028].
В Лаосе при верховном резиденте имелся совещательный орган — местная консультативная ассамблея, организованная по декрету генерал-губернатора от 27 апреля 1923 г.[1029]. Позднее страна была разделена на 10 провинций и одну военную территорию.
Таким образом, в составе Индокитайского союза были: одна колония — Кохинхина; одна страна, близкая по своему режиму к колонии, но формально не колония, поскольку во главе страны, хотя и номинально, стоял представитель местного королевского дома,— Лаос; два протектората — Камбоджа и Аннам; Тонкин — область, которую юридически, так же как и Лаос, нельзя был» считать колонией, поскольку она сохраняла местную администрацию, но в то же время нельзя было считать и протекторатом, так как пост вице-короля Тонкина по решению французской администрации был упразднен. В состав Французского Индокитая входила также китайская территория Гуанчжоувань, «уступленная» Китаем Франции по соглашению от 16 ноября 1898 г.[1030] на 99 лет.
Политика «разделяй и властвуй», проводимая французскими колонизаторами в Индокитае, характеризовалась двумя моментами: стремлением, во-первых, максимально расчленить созданный Индокитайский союз в административном отношении и, во-вторых, так провести разграничение, чтобы создавать поводы для споров и взаимных претензий между членами этого Союза, что давало бы возможность играть на противоречиях между ними.
Следуя политике расчленения и сталкивания между собой членов Индокитайского союза, французская администрация создала на территории Кохинхины колонию, чтобы иметь возможность противопоставить ее Аннаму. Этим же целям служили административное дробление территории Лаоса, формирование в Тонкине особого административного подразделения, не зависящего, как раньше, от Аннама. Наконец, и повседневная политика французских колонизаторов в Индокитайском союзе была подчинена тем же задачам.
Административный аппарат, а также армия, полиция, суд, созданные колонизаторами в Индокитайском союзе, и явились тем инструментом, при помощи которого народам Индокитая навязывалась воля французского финансового капитала, эксплуатировалось население.
Характерной особенностью французской колониальной политики было то, что во Франции государство с самого начала выступало ее инициатором и брало на себя основные расходы на ее проведение: именно оно из карманов французских налогоплательщиков оплачивало расходы на колониальные войны, проводило изыскательские и другие работы по «освоению» захваченных территорий, предоставляло льготы частным французским компаниям, пожелавшим вложить капиталы в индокитайские колонии.
Такая особая роль государства в развитии французской колониальной экспансии далеко не случайна. Это определялось тем, что развитие колониальной экспансии Франции в новое время почти совпало с наступлением эпохи империализма, приведшей к ожесточенной борьбе за рынки сбыта и источники сырья, когда речь шла именно о стремлении закрепить за собой «право» на монопольное владение ими. Это, наконец, определялось особенностями экономического развития Франции, когда государство вынуждено было вводить «охранительные» пошлины для защиты национальной промышленности от иностранной конкуренции.
В борьбе за превращение индокитайских колоний в монопольные рынки и источники сырья, в создании системы монопольного закабаления и систематической эксплуатации индокитайского населения, наконец, в деле создания наиболее благоприятных возможностей для экспорта французского капитала в индокитайские колонии колоссальную роль сыграло образование колониального аппарата, что, в свою очередь, было связано со спецификой развития французского финансового капитала, стремившегося переложить вначале на плечи населения Франции, затем в основном на плечи населения Индокитайского союза все тяготы, связанные с проведением колониальной политики.
Таможенные пошлины, прямые и косвенные налоги, буквально выколачиваемые из населения при помощи созданного, колонизаторами административного аппарата, давали основные средства, которыми оплачивались деятельность чиновников и различные расходы, связанные с «приспособлением» Индокитая к нуждам французского капитала.
Таким образом, колониальный административный аппарат Индокитайского союза являлся инструментом, при помощи которого французский финансовый капитал приспосабливал для своих нужд экономику захваченных стран, превращая их в аграрно-сырьевой придаток метрополии. В то же время слабость французской экономики в целом приводила к тому, что в индокитайских колониях Франция осуществляла управление, прибегая преимущественно к административно-бюрократическим методам. Экономика же колоний обрекалась на уродливое, однобокое развитие.