Существование во Вьетнаме XVII — начала XX в. неоконфуцианства в качестве основной официальной государственной идеологической системы является общепризнанным фактом, однако сущность этого феномена совершенно не исследована. Уровень наших знаний позволяет лишь поставить вопрос об оригинальном характере вьетнамской официальной идеологической системы, о ее принципиальных отличиях от аналогичной китайской системы. К сожалению, ни объем, ни цели данной главы не позволяют рассмотреть весь комплекс проблем, связанных с вьетнамским неоконфуцианством, которое еще ожидает своего исследователя. Поэтому мы предлагаем остановиться на некоторых общих проблемах формирования и эволюции конфуцианского учения и на этом фоне показать своеобразие его восприятия во Вьетнаме изучаемого периода.
Конфуцианство возникло и сложилось в VII—V вв. до н. э. как политико-социальное, религиозно-этическое философское учение мощного централизованного государства типа империи. Заложенные в нем возможности значительно опережали уровень общественного развития той эпохи, что привело к последовательному синтезу в рамках конфуцианства на протяжении II в. до н. э. — XI в. н. э. всех основных философских систем древнего и средневекового Китая, в том числе единой буддийско-даосской философско-религиозной системы, известной под наименованием китайского варианта буддизма школы созерцания, или, как ее называет Фэн Юлань, восточноазиатского буддизма (сложился в III— V вв. н. э.). С началом эпохи Сун в систему конфуцианства ханьского толка постепенно включаются все основные положения буддизма созерцания, что привело к формированию на протяжении X—XII вв. неоконфуцианства как единой, охватывающей все стороны общественной жизни официальной государственной идеологической системы. В результате все основные философские учения данного региона в той или иной степени оказались включенными в систему неоконфуцианства, которое не имело себе альтернативы, внутри Китая вплоть до начала XX в. Это явление получило название второго конфуцианского синтеза.
|
|
Таким образом, если вьетнамское неоконфуцианство XVII — начала XX в. является точной копией китайского, как это принято считать на сегодняшний день, то его образующими компонентами должны быть конфуцианство ханьского толка и буддизм школы, созерцания. Однако изучение работ по вьетнамскому буддизму,, проведенное на фоне анализа материалов вьетнамских летописных сводов, дает нам основания утверждать, что для вьетнамского общества конфуцианство оставалось чуждым учением по крайней мере до конца XII — начала XIII в. Более того, можно с полным основанием говорить, что во Вьетнаме вообще не было периода господства конфуцианства ханьского толка[1387].
|
|
Господствовавшие в древнем Вьетнаме типичные «южные» культы с главенствующим положением культа предков не могли быть, вытеснены конфуцианством в результате прихода к власти династий Тхук и Чиеу (257—111 гг. до н. э.) прежде всего потому, что даже для территории современного Южного Китая распространение конфуцианства в ту эпоху весьма проблематично. Завоевание северных территорий Намвьета в 111 г. до н. э. династией Хань создало предпосылки для проникновения конфуцианства в общественное сознание древнего вьетского общества на территории Северного Вьетнама (Аулака), но практически до 40-х годов нашей эры (восстание сестер Чынг) он сохранял независимость. Угроза полной ассимиляции, возникшая с начала нашей эры, привела к тому, что буддизм, принесенный во Вьетнам непосредственно из Индии, видимо, не позднее рубежа нашей эры, наложился на местные культы и был воспринят в качестве философско-религиозной идеологии вьетского общества, противостоявшей конфуцианству ханьского толка. В результате попытки насаждения конфуцианства ханьского толка после окончательного завоевания Вьетнама во цторой половине I в. н. э. ни к чему не привели. Во Вьетнаме сложилось своеобразное положение, при котором идеологией вьетского общества являлся буддизм, а идеологией китайской администрации было конфуцианство ханьского толка. Более того, периодическое ослабление власти китайских наместников на южных окраинах империи зачастую приводило к тому, что и сама китайская администрация была, по существу, вьетской и буддийской, как, например, на рубеже II—III вв. н. э. Таким образом, во Вьетнаме наблюдается непрерывное господство буддизма вплоть до XIII в. Поэтому нет ничего удивительного в том, что после восстановления вьетнамской государственности (в 939 г. официально, а практически в 880 г.) официальной идеологией вьетнамских династий становится буддизм школы созерцания (дхьяна, вьетн. «тхиен») в его национальной трактовке. И лишь по мере превращения раннефеодального вьетского государства в мощную централизованную империю эпохи развитого феодализма буддизм школы созерцания вполне логично уступает место неоконфуцианству как официальной государственной идеологии[1388]. Этот процесс занял длительный период — с XIII по XV в. — и не носил характера «механического» восприятия китайского неоконфуцианства. Последнее наложилось во Вьетнаме на древнюю буддийскую традицию и синтезировало ее в своих рамках, результатом чего явилось сложение вьетнамского варианта неоконфуцианства. И если в Китае неоконфуцианство стало следствием синтеза конфуцианства ханьского толка и китайского варианта буддизма школы созерцания, то во Вьетнаме оно явилось результатом синтеза уже сложившегося чжусианства с национальным вариантом буддизма школы созерцания, и, следовательно, можно говорить о том, что вьетнамский вариант неоконфуцианства характеризовался значительно большим «процентным содержанием» буддизма по сравнению с китайским. При этом постепенная ассимиляция южных территорий на протяжении XVI—XVII вв. привела к новому росту буддийских тенденций во вьетнамском неоконфуцианстве, особенно с момента объединения Вьетнама под властью Нгуенов в XIX в. Об этом свидетельствует тот факт, что первый император династии Нгуенов, правивший под девизом «Возвышенный и прекрасный» в 1802—1819 гг., на начальном этапе своего царствования воздвигал героям памятные буддийские пагоды и лишь впоследствии стал воздвигать конфуцианские поминальные храмы. Более того, на всем протяжении правления династии Нгуенов императрицам воздвигались памятные пагоды, в которых император лично отправлял культ «королевы-матери»[1389].
|
|
В то же время, как об этом свидетельствуют материалы летописных сводов, вьетнамские конфуцианцы, практически признававшие буддизм, опирались исключительно на китайские классические и канонические книги. По логике вещей они должны были хотя бы формально признавать «китайский» характер своей официальной идеологической системы! Но это только на первый взгляд... Наилучшей иллюстрацией отрицания вьетнамцами «китайского» характера конфуцианской философии, на наш взгляд, является историческая концепция вьетнамской неоконфуцианской философской системы. Опираясь на собственную историко-мифоло-гическую традицию, письменные истоки которой восходят, по-видимому, как минимум ко II в. до н. э., вьетнамские историографы создали собственную концепцию возникновения национальной государственности, при этом в ее рамках были синтезированы элементы историко-мифологических конфуцианских (китайских) легендарных и полулегендарных сюжетов. Вкратце эта концепция сводится к следующему.
В глубокой древности правил род Человека, [изобретшего] орудие для добывания огня, а затем наступила эпоха Трех Властителей. Эти Три Властителя явились основателями Поднебесной и создателями «всего сущего». Эпоха правления последнего из Трех Властителей, Огненного Императора, или Святого Пахаря, уже имеет «точную» датировку: она начинается 3227 г. до н. э. Кроме того, в эпоху его правления включены царствования семи поколений его потомков.
Согласно вьетнамской концепции у правнука Огненного Императора (третье поколение) Императора Светлого было два сына. Младший сын, по имени Лок Тук, отличался добродетельностью, и поэтому отец хотел сделать его своим наследником. Однако Лок Тук отказался от трона, считая, что в соответствии с моральными принципами отцу должен наследовать старший сын. Тогда Император Светлый разделил Поднебесную: земли к северу от Янцзы он отдал под управление старшему сыну, а к югу — младшему, который принял титул Правителя Солнечного Киня. Это событие «датируется» 2879 г. до н. э.[1390]. Правитель Солнечный Кинь женился на дочери Духа-дракона, правившего озером Дунтин, и произвел на свет Правителя-дракона Лака по имени Шунг Лам. Правитель-дракон Лак женился на фее Ау Ко, дочери пятого императора из рода Огненного Императора на севере (т. е. он женился на своей двоюродной племяннице), и стал основателем вьетских династий. С эпохой Правителя-дракона Лака совпадает начало эпохи Пяти Императоров в Срединном государстве (т. е. на севере): 2697 год до н. э.— традиционная дата начала правления Желтого Императора. Также согласно традиционным датам начало правления старшего сына Правителя-дракона Лака, ставшего основателем лак-вьетской династии Правителей Мужественных, совпадает с началом правления четвертого легендарного императора Яо в Срединном государстве — 2357 г. до н. э.[1391].
|
|
Таким образом, вьетнамские неоконфуцианцы уравнивали по древности Вьет и Срединное государство, а единую Поднебесную возводили к эпохе Трех Властителей. Отсюда учение о единой Поднебесной являлось общим, а не исключительно «китайским учением! Соответственно выдающиеся деятели этого учения, конфуцианского учения, такие, как, например, Кунцзы (Конфуций) или Мэнцзы, будучи китайцами по происхождению, трактовались как выдающиеся философы и ученые мирового значения. Аналогичные тенденции мы встречаем и в других религиозно-философских учениях; так, в христианстве Фома Аквинский и его учение никогда не трактовались как исключительно «итальянские». И таких примеров можно привести множество. Поэтому во Вьетнаме? широко использовались как буддийские каноны и трактаты, так и конфуцианские классические и канонические книги, а также и более поздние произведения конфуцианских и неоконфуцианских философов, которые не трактовались как исключительно «китайские». Более того, вьетнамские неоконфуцианцы сами писали трактаты, в которых затрагивались проблемы буддизма, неоконфуцианства, темного и светлого начал, геомантии, конфуцианских классических и канонических книг и много других проблем. Однако, как уже говорилось в предыдущем параграфе, эти трактаты совершенно не изучены и, как правило, даже неизвестны европейским вьетнамистам, так как они имеются лишь во Вьетнаме и во Французской школе Дальнего Востока в Париже.
Таким образом, ни в коем случае нельзя отождествлять вьетнамский и китайский варианты неоконфуцианства. На сегодняшний день даже без привлечения всего комплекса религиозно-философских концепций, существовавшего во Вьетнаме эпохи нового времени, можно считать установленным, что официальная государственная идеология Вьетнама, которой являлось неоконфуцианство, отличалась от китайского варианта неоконфуцианства значительно большим «процентным содержанием» буддизма. Благодаря этому вьетнамская идеологическая система, впитавшая в себя, как и в Китае, все религиозно-философские учения своего региона, оказалась более «открытой» или более «демократичной», чем китайская. А это, в свою очередь, значительно облегчило восприятие во Вьетнаме на базе собственной культурной традиции достижений европейской культуры.