Указанное выше противоречие могло быть решено двумя способами: полной ломкой системы образования, строившейся на неоконфуцианских принципах; адаптацией этой системы к новым требованиям конкурсов, т. е. расширением категорий людей, допускаемых к сдаче конкурсов, и изменением самих конкурсов, т. е. временным снятием данного противоречия.
В условиях Вьетнама конца XVII в. полная ломка этой системы образования означала замену (полную или частичную) неоконфуцианства как официальной и единственной государственной идеологии какой-либо другой идеологической системой. И вот этой-то другой, противостоящей неоконфуцианству идеологии не было. Все имевшиеся во Вьетнаме влиятельные философско-идео-логичсские концепции, в первую очередь буддизм школы созерцания[1396], были синтезированы в рамках неоконфуцианства, которому не осталось альтернативы.
В рамках Вьетнама, его эволюции от раннефеодального государства к мощной централизованной империи на протяжении X—XV вв., переход от буддизма к неаконфуцианству как официальной государственной идеологии был весьма симптоматичен. Но с конца XV в. неоконфуцианство, как уже указывалось, вступило в противоречие с новыми тенденциями развития вьетнамского общества, и из положительного фактора развития превратилось в его тормоз. А так как система образования, и в первую очередь система конкурсных экзаменов, являлась важнейшей частью неоконфуцианской идеологической системы, то и образование во Вьетнаме превратилось в тормоз прогресса. В то же время отсутствие альтернативы неоконфуцианству в области философии и идеологии сделало крайне проблематичным его слом. Таким образом, возникшее во Вьетнаме в XVI—XVII вв. противоречие решалось в рамках неоконфуцианства путем адаптации системы образования к новым социально-экономическим явлениям, что не меняло принципов управления и формирования кадров чиновничьего аппарата и, следовательно, создавало базу для «возрождения» указанного противоречия в значительно более широких масштабах. На наш взгляд, такое положение вещей полностью соответствует марксистскому выводу об обратном влиянии надстройки на базис, влиянии, которое в определенных конкретных исторических условиях может становиться решающим на довольно длительный исторический срок. Это явление было типичным не только для Вьетнама, но и для всех стран конфуцианского культурного ареала[1397].
|
|