Реформа системы образования в конце XVII — начале XVIII в

Указанное выше противоречие могло быть решено двумя спосо­бами: полной ломкой системы образования, строившейся на нео­конфуцианских принципах; адаптацией этой системы к новым тре­бованиям конкурсов, т. е. расширением категорий людей, допу­скаемых к сдаче конкурсов, и изменением самих конкурсов, т. е. временным снятием данного противоречия.

В условиях Вьетнама конца XVII в. полная ломка этой систе­мы образования означала замену (полную или частичную) нео­конфуцианства как официальной и единственной государственной идеологии какой-либо другой идеологической системой. И вот этой-то другой, противостоящей неоконфуцианству идеологии не было. Все имевшиеся во Вьетнаме влиятельные философско-идео-логичсские концепции, в первую очередь буддизм школы созер­цания[1396], были синтезированы в рамках неоконфуцианства, которо­му не осталось альтернативы.

В рамках Вьетнама, его эволюции от раннефеодального госу­дарства к мощной централизованной империи на протяжении X—XV вв., переход от буддизма к неаконфуцианству как официальной государственной идеологии был весьма симптоматичен. Но с кон­ца XV в. неоконфуцианство, как уже указывалось, вступило в противоречие с новыми тенденциями развития вьетнамского об­щества, и из положительного фактора развития превратилось в его тормоз. А так как система образования, и в первую очередь си­стема конкурсных экзаменов, являлась важнейшей частью неоконфуцианской идеологической системы, то и образование во Вьет­наме превратилось в тормоз прогресса. В то же время отсутствие альтернативы неоконфуцианству в области философии и идеоло­гии сделало крайне проблематичным его слом. Таким образом, возникшее во Вьетнаме в XVI—XVII вв. противоречие решалось в рамках неоконфуцианства путем адаптации системы образования к новым социально-экономическим явлениям, что не меняло принципов управления и формирования кадров чиновничьего аппарата и, следовательно, создавало базу для «возрождения» указанного противоречия в значительно более широких масштабах. На наш взгляд, такое положение вещей полностью соответствует марксист­скому выводу об обратном влиянии надстройки на базис, влия­нии, которое в определенных конкретных исторических условиях может становиться решающим на довольно длительный историче­ский срок. Это явление было типичным не только для Вьетнама, но и для всех стран конфуцианского культурного ареала[1397].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: