Известно, что, хотя Нгуены декларировали свое подчинение династии Ле, они не признавали Чиней и, более того, воевали с лими под лозунгом «освобождения императора Ле от узурпаторов Чиней». В то же время Нгуены нуждались в образованных людях для формирования собственного аппарата управления, и, следовательно, они были вынуждены создавать собственную систему подготовки образованных с конфуцианской точки зрения чиновников.
На основании ряда свидетельств хроники Нгуенов[1413] можно предположить, что именно на юге страны в XVIII в. начала складываться система государственных начальных школ в европейском понимании этого термина. Процесс образования школ, видимо, был связан с тем, что на юге господствующей религией и идеологией подавляющей массы местного населения был буддизм. В то же время на юге было мало странствующих учителей, которых община могла бы брать на «кормление», как в северных провинциях страны. В пользу гипотезы о существовании таких школ на юге страны говорит и тот факт, что с начала правления династии Нгуенов было введено обязательное начальное образование на базе общинных школ, а это предполагает наличие определенной традиции их существования.
|
|
Если судить по данным последующей эпохи, в общинных школах обучение велось, так же как и на севере, по «Классической книге [высказываний] трех иероглифов» Ван Байхоу и «Малому учению» Чжу Си, т. е. оно велось в русле неоконфуцианства. Однако буддийское окружение не могло не оказывать на него влияния, тем более что традиции буддизма имели глубокие корни и отличались устойчивостью. Стремление же Нгуенов создать себе юпцру среди местного населения и сама структура вьетнамского неоконфуцианства способствовали включению новых буддийских элементов в систему южного неоконфуцианства Нгуенов[1414]. Росту буддийского влияния также способствовало и отсутствие регулярного проведения конфуцианских конкурсных испытаний, которые бы ставили карьеру чиновника в прямую зависимость от уровня его конфуцианской образованности. Постоянные войны и угроза самому существованию их власти на протяжении XVII в. вынуждали Нгуенов назначать на высшие должности своих сторонников независимо от уровня их конфуцианской образованности. Нгуены время от времени проводили экзаменационные испытания по написанию иероглифов иматематике, т. е. они проводили конкурсы, близкие к конкурсам на звание чиновника-секретаря и «секретаря по классике», что диктовалось необходимостью элементарной грамотности низшего чиновничества.
Таким образом, образование на юге страны при Нгуенах отличалось от традиционного вьетнамского образования тремя аспектами: созданием начальных общинных школ, значительно большим влиянием буддизма, наличием лишь простейших конкурсных экзаменов.