При дворе государей Нгуенов в XVIII в

Известно, что, хотя Нгуены декларировали свое подчинение династии Ле, они не признавали Чиней и, более того, воевали с лими под лозунгом «освобождения императора Ле от узурпаторов Чиней». В то же время Нгуены нуждались в образованных людях для формирования собственного аппарата управления, и, следова­тельно, они были вынуждены создавать собственную систему под­готовки образованных с конфуцианской точки зрения чиновников.

На основании ряда свидетельств хроники Нгуенов[1413] можно предположить, что именно на юге страны в XVIII в. начала скла­дываться система государственных начальных школ в европейском понимании этого термина. Процесс образования школ, видимо, был связан с тем, что на юге господствующей религией и идео­логией подавляющей массы местного населения был буддизм. В то же время на юге было мало странствующих учителей, которых об­щина могла бы брать на «кормление», как в северных провин­циях страны. В пользу гипотезы о существовании таких школ на юге страны говорит и тот факт, что с начала правления династии Нгуенов было введено обязательное начальное образование на базе общинных школ, а это предполагает наличие определенной традиции их существования.

Если судить по данным последующей эпохи, в общинных школах обучение велось, так же как и на севере, по «Классической книге [высказываний] трех иероглифов» Ван Байхоу и «Малому учению» Чжу Си, т. е. оно велось в русле неоконфуцианства. Однако буддийское окружение не могло не оказывать на него влияния, тем более что традиции буддизма имели глубокие корни и отличались устойчивостью. Стремление же Нгуенов создать себе юпцру среди местного населения и сама структура вьетнамского неоконфуцианства способствовали включению новых буддийских элементов в систему южного неоконфуцианства Нгуенов[1414]. Росту буддийского влияния также способствовало и отсутствие регуляр­ного проведения конфуцианских конкурсных испытаний, которые бы ставили карьеру чиновника в прямую зависимость от уровня его конфуцианской образованности. Постоянные войны и угроза самому существованию их власти на протяжении XVII в. вынужда­ли Нгуенов назначать на высшие должности своих сторонников независимо от уровня их конфуцианской образованности. Нгуены время от времени проводили экзаменационные испытания по на­писанию иероглифов иматематике, т. е. они проводили конкурсы, близкие к конкурсам на звание чиновника-секретаря и «секретаря по классике», что диктовалось необходимостью элементарной гра­мотности низшего чиновничества.

Таким образом, образование на юге страны при Нгуенах отли­чалось от традиционного вьетнамского образования тремя аспек­тами: созданием начальных общинных школ, значительно боль­шим влиянием буддизма, наличием лишь простейших конкурсных экзаменов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: