double arrow

В конце XIX — начале XX в

Французское завоевание еще раз показало, насколько устарело конфуцианское образование и в какой степени формируемый им традиционный бюрократический аппарат стал коррумпирован­ным и недееспособным. Именно эту сторону конфуцианской системы формирования кадров чиновничье-феодального аппарата оценили французские колонизаторы, которые в первый период своего господства сохранили традиционную систему образования. Лишь в 1915 г., после того как были заложены основы новой системы образования, которая должна была обеспечить местными кадрами низшее звено колониальной администрации, была окончатель­но ликвидирована потерявшая всякое значение традиционная си­стема образования и конкурсных экзаменов.

Перед французами встала проблема формирования кадров местной профранцузской интеллигенции, которая послужила бы опорой колониального административного аппарата. В то же время эта профранцузская вьетнамская элита не могла быть много­численной, основная масса населения по-прежнему должна была воспитываться на базе традиционного конфуцианского образова­ния. Изложенная выше точка зрения была наиболее четко сфор­мулирована одним из столпов политики «ассимиляции», генерал-губернатором Полем Думером, в 1902 г.: «До тех пор пока мораль и социальное положение туземцев не изменятся, если такое изменение произойдет когда-нибудь, мы должны остерегаться раз­рушения того, что является моральной базой их существования. Их принципы, которые для них являются основой прочной семьи, уважения родителей, послушания властям, почерпнуты из книг туземной школы. Читая первые иероглифы, они учат основные правила морали Конфуция; в их памяти откладываются те прин­ципы, которые должны будут их направлять в течение всей жиз­ни. Эти знания даются им в деревенских школах.

Если они будут у них отняты, то чем заменим мы их в наших школах? Французской моралью, моралью отважных людей, осно­ванной на чувстве долга, любви к родине, человеческой солидар­ности? Но учитель, который призван обучать (естественно, тузем­ный), сам не сможет ее понять. Что же тогда будет с учени­ками?»[1428].

И надо сказать, что французская колониальная администрация в основном следовала принципам Поля Думера, если не считать тех кратковременных периодов, когда политика «ассимиляции» сменялась политикой «ассоциации». Результатом такой политики явилось создание двойной системы образования: для французов и для местного населения.

Для французов были созданы две средние школы (коллеж. Шасселу-Лоба в Сайгоне и средняя школа в Ханое). Они являлись продолжением начальных муниципальных школ (для мальчиков и для девочек). Помимо этих школ по всей стране имелись крайне малочисленные начальные школы, в которых учились дети служа­щих колониальной администрации на местах. Во все французские школы в виде исключения и при наличии достаточных знаний могли приниматься и вьетнамцы. Однако, как отмечал Думер в 1902 г., «знание нашего языка этими последними до сих пор не являлось достаточным, чтобы мы могли обучать их и наших детей, в одних классах».

Одновременно с системой образования для французов при Поле Думере была заложена база европейского образования для вьетнамской элиты. Были созданы школа «ожидающих назначения»[1429] в Ханое и школа государственного обучения в Хюэ, в ко­торых будущим чиновникам из числа высших лауреатов тради­ционного конкурса давались дополнительные знания.

Еще до правления Поля Думера во Вьетнаме начали созда­ваться и франко-аннамитские школы, имевшие целью подготовку переводчиков для французской колониальной администрации. Кро­ме того, в Сайгоне было создано Высшее педагогическое училище, а в Ханое велась подготовка преподавателей из местного населения[1430].

В то же время французская колониальная администрация уде­ляла определенное внимание развитию профессиональных школ, что было связано с торговыми интересами метрополии. В 1898 г. была основана профессиональная школа в Ханое, а в последую­щие годы — в Сайгоне и в Хюэ. В этих школах обучалось строго, ограниченное число вьетнамцев, которые изучали рисование, сче­товодство, декоративное искусство, архитектуру и практическое строительство. Изучались также национальные виды ремесел, та­кие, как инкрустация, лакировка, деревянная скульптура, ковро­вая вышивка, чеканка и др. В 1900 г. в Ханойскую профессиональ­ную школу были приглашены два японских художника, для того чтобы усовершенствовать местную технику лака. Наконец, в. 1904 г. было открыто медицинское училище в Ханое, которое должно было готовить кадры из местного населения[1431].

Следующий шаг в развитии европейского образования во Вьет­наме был сделан при генерал-губернаторе Поле Бо, который соз­дал довольно разветвленную систему франко-аннамитских школ для подготовки чиновников низшего звена колониальной администрации из местного населения. В 1906 г. Поль Бо создал Совет по усовершенствованию туземного образования. Образование должно было основываться на сельских начальных школах, в ко­торых обучение велось при помощи как китайских иероглифов, так и латинизированной вьетнамской письменности[1432]. Лучшие уче­ники из этих школ направлялись во франко-аннамитские началь­ные и средние школы, а остальные могли поступить в начальные школы провинциальных центров, где французский язык был не­обязательным, или же в виде исключения в местные средние шко­лы. С созданием этой системы окончательно отпала необходимость в традиционном образовании, которое, как это уже отмечалось выше, было упразднено в 1915 г. К тому времени в государствен­ных начальных школах обучалось лишь 12103 человека[1433]. В 1917—1918 гг. было начато осуществление программы, соглас­но которой государство должно было взять в свои руки все на­чальное образование и сделать изучение французского языка все­общим. Однако этот план оказался неосуществимым, и в 1924 г. было восстановлено деление школ на местные и франко-аннамит­ские.

Что же касается высшего образования, то его в тот период практически не существовало во Вьетнаме. В 1907 г. Поль Бо сделал попытку открыть Ханойский университет. Однако она не увенчалась успехом, и в 1908 г. университет был закрыт. Лишь в 1918 г. Альберу Сарро удалось открыть его вновь[1434]. Но если в области развития европейского образования в первый период свое­го господства во Вьетнаме французы сделали сравнительно мало, то в области развития научных заведений они сделали значитель­но больше.

В 1898 г. в Ханое была открыта Французская школа Дальнего Востока, которая занималась научными изысканиями историко-филологического характера и отвечала за сохранность историче­ских памятников. В 1901 г. было принято решение об организации Медицинской школы, которая имела как научное, так и практиче­ское значение (в ней готовились местные медицинские кадры). В конце 1896 — начале 1897 г. в Нячанге был основан Бактерио­логический институт, а в 1898 г. при Сайгонском госпитале был открыт его филиал, основаны Метеоролого-магнитная служба, Географическая и Геологическая службы[1435].

Таким образом, можно сказать, что французские колониальные власти, проявляя большую активность в изучении Вьетнама с целью укрепления своих позиций, уделяли внимание реорганиза­ции образования лишь постольку, поскольку им это было необ­ходимо для целей управления и создания профранцузской местной опоры колониальной администрации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: